1 Предпосылки внедрения маркетинга в банковском деле
Современная банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого государства. В последние годы она претерпела значительные изменения. Модифицируются все компоненты банковской системы. Динамические сдвиги в банковских системах стран рыночной экономики обусловлены серьезными изменениями, происходящими в народном хозяйстве в целом.
Развитие мировой экономики характеризуется сложным периодом структурной перестройки, определяемой особенностями современного этапа научно-технической революции.
Для гибкого и оперативного реагирования на требования современного рынка компании предпринимают различные меры, в том числе:
- для поддержания высоких темпов обновления продукции фирмы ассигнуют значительные средства на ведение НИОКР;
- создается основанная на электронике производственная база, позволяющая сравнительно быстро и безболезненно менять специализацию;
- интенсивное развитие получила диверсификация хозяйственной деятельности.
Эти мероприятия требуют крупных капитальных вложений. Важным источником удовлетворения спроса на капвложения является банковская система.
В 70—80-е гг. глубокие структурные сдвиги в капиталистической экономике, обусловленные развитием НТР, активной многоотраслевой и международной экспансией промышленных монополий, потребовали модификации механизма финансирования промышленного производства, адекватного кредитно-банковского обслуживания этих процессов. Результатом приспособления современной банковской системы к изменившимся условиям развития экономики стали:
- структурная перестройка банковской системы;
- концентрация и универсализация деятельности коммерческих банков с сохранением определенной специализации;
- беспрецедентный динамизм небанковских институтов (страховых, инвестиционных, финансовых компаний, пенсионных фондов и др.).
В результате усиления конкуренции и быстрого хода перемен все больше банков направляют свои усилия в область стратегического планирования, стараясь разместить свои средства так, чтобы обеспечить себе успех в конкурентной борьбе или снизить внешнюю угрозу. Маркетинг выступает как особо важный элемент в банковском планировании.
Таким образом, конкурентная среда 80-х гг. заставила банки отказаться от традиционных методов управления и перейти к концепциям маркетинга. Зародившись в торгово-промышленной сфере, маркетинг сравнительно долгое время не находил реальное применение в становлении и развитии финансового рынка. Однако такое положение долго не могло сохраняться, и банки, вследствие резко возрастающей конкуренции, вынуждены были обратиться к опыту торгово-промышленных компаний, уже давно ориентирующихся на теорию и практику маркетинга в своей деятельности.
В Российской Федерации процесс внедрения маркетинга в банковскую систему происходил не так, как в странах с развитыми рыночными отношениями. Как и во всем, этот процесс происходил по российской специфике.
Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время является основным направлением стабилизации и развития народного хозяйства, предполагает в качестве первоочередной меры оздоровление финансов и перестройку банковской системы. В этой связи формирование и развитие финансового рынка — это объективный процесс. На сколько успешно осуществляется этот процесс, какова роль новой банковской системы в переходе к рыночной экономике, во многом определяется развитием маркетинга в банковской сфере, взаимоотношениями, которые будут складываться между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг, процентной политики и другой деятельностью банков.
Коммерциализация банковской деятельности, бурный рост числа банков в России и возрастание конкуренции между ними выдвинули на первый план задачу скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в теорию и практику работы финансового рынка. Однако в отличие от Западных стран, где маркетинг в банковской сфере формировался на основе опыта деятельности промышленных и торговых компании и вобрал в себя достижения общей теории маркетинга, формирование его в нашей стране происходит одновременно с процессом перехода к рынку всех структур и сфер деятельности. Это обстоятельство, безусловно, усиливает значение современного маркетинга, заключающееся не только в активизации банковской деятельности, но и в ускорении формирования новой банковской системы, ориентированной на рынок.
- Тема 1. Основы теории маркетинга
- 1.1 Определение маркетинга
- 1.2 Концепции маркетинга
- Производство
- Финансы
- Человеческие ресурсы
- Условия успешной реализации концепции маркетинга
- Производство
- Потребитель
- Человеческие ресурсы
- Финансы
- 1.3 - Роль и функции маркетинга в компании
- 1.4 Исследование рынка
- Позиционирование товаров
- 1.5 Маркетинговая стратегия
- 1.6 Управление маркетингом
- 1.7 Особенности маркетинговой деятельности в России
- Тема 2. Промышленный маркетинг
- 2.1 Природа и сфера применения промышленного маркетинга
- 2.2 Специфика маркетинга товаров для производства
- 2.3. Особенности комплекса маркетинга на предприятиях отраслей промышленности
- 2.4. Деловая закупка
- 2. 5 Сегментирование рынка промышленной продукции
- Тема 3. Маркетинг в агробизнесе
- 1. Краткая характеристика сферы агробизнеса
- 3.1 Особенности рынков в комплексе агробизнеса
- 3.2 Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции
- 3.3 Товарное предложение на рынке сельхоз- и продтоваров
- 3.4 Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
- 3.5 Риски в сельском хозяйстве
- Тема 4. Маркетинг на рынке средств производства
- 1 Понятие рынка средств производства
- 2 Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства
- 3 Источники маркетинговой информации о рынке средств производства
- Тема 5. Маркетинг в торговле
- 1 Маркетинговые решения в розничной торговле
- 2. Маркетинговые решения оптовика
- 3 Основы искусства продаж
- Тема 6. Маркетинг образовательных услуг
- Особенности образовательных услуг
- 2. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции
- 3. Объекты маркетинга образовательных услуг
- 4 Содержание и функции маркетинга образовательных услуг
- 1. Кого учить?
- 2. Зачем и чему учить?
- 5 Маркетинговая среда рынка образовательных услуг
- 6 Сегментация рынка образовательных услуг
- 7 Стратегии маркетинга образовательных услуг
- Тема 7 Маркетинг в страховом бизнесе
- 1 Общие сведения о страховании
- 2. Маркетинг в страховании
- Тема 8 Маркетинг в туризме
- Сущность и специфика маркетинга в туризме
- Уровни маркетинга в туризме
- Основные сегменты туристского рынка
- 4 Разработка альтернативных стратегий
- 5 Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- 6 Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия
- Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними
- Определение приемлемой формы работы с посредниками
- Тема 9 Маркетинг гостиничного хозяйства
- 1. Особенности маркетинга гостиничного хозяйства
- 2. Организация управления маркетингом в гостиничной сфере
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 4. Концепция развития маркетинга гостиничного бизнеса
- 5. Маркетинговое планирование
- 6. Проведение маркетинговых исследований
- 7. Выбор целевых рынков
- 8. Оценка собственного положения на рынке
- 9. Определение целей, постановка задач и их выполнение
- 10. Маркетинговый контроль
- 11. Маркетинг-микс гостиничного хозяйства
- 12 Гостиничная реклама
- Тема 10. Маркетинг на рынке изделий народных промыслов
- 1. Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация
- 2 Понятие о рынке тнп и его структуре
- 3 Принципы и методы маркетинга на рынке тнп
- 4. Маркетинговый анализ покупательского поведения в процессе покупки тнп
- Тема 11 Банковский маркетинг
- 1 Предпосылки внедрения маркетинга в банковском деле
- 2. Концепции маркетинговой деятельности
- 3. Маркетинговая среда банка
- 4. Комплекс маркетинга в банковском предпринимательстве
- 5. Стратегия банковского маркетинга
- 6. Система организации маркетинга
- Тема 12. Маркетинг в сфере услуг
- Природа услуг и их классификация
- 2. Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение
- 3. Особенности маркетинга услуг
- 4. Задачи сферы услуг
- 1. Разделение деятельности по степени контакта с потребителем
- 2. Конвейерный подход к обслуживанию
- 3. Повышение степени участия клиента в процессе обслуживания
- 4. Установление равновесия спроса и предложения