logo
МОСД консп

2. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции

Участниками рыночных маркетинговых отношений являются:

- потребители (отдельные личности, организации и предприятия);

- образовательные учреждения;

- посредники (службы занятости, биржи труда);

- государство.

Отдельные личности

Особую роль среди субъектов маркетинга играет отдельные личности. Особенность состоит в том, что личность использует полученные знания не только для создания каких-то благ, не только для получения средств к жизни, но и еще для себя — для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность выбирает свою будущую специальность, место обучения, форму оплаты и т.д. Однако этот центральный субъект рыночных отношений в образовании является самым беззащитным, слабо информированным новичком в маркетинге ОУ.

Фирмы, организации и предприятия

Они формируют спрос ОУ и предъявляют его на рынке. Пока что многие из них стараются получить специалиста, не оплачивая их обучение (берут на работу уже готовых специалистов из других организаций). Однако такая стратегия не может быть долговременной.

Функциями организаций — потребителей ОУ являются:

- информирование образовательных учреждений, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

- установление требований к качеству ОУ, к профессионализму своих будущих сотрудников; предоставление работы выпускникам, обеспечение условий для их эффективного использования;

- возмещение затрат на подготовку специалистов.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения формируют товарное предложение образовательных услуг: университеты, академии, институты, колледжи.

Ведущими центрами развития высшего образования являются университеты, которые ведут обучение по наиболее широкому спектру направлений и специальностей, проводят фундаментальные научные исследования.

Академии обычно являются ведущими научно-методическими центрами в одной из областей науки и техники. Они обучают специалистов в какой-то определенной отрасли (реже группы отраслей). Институты могут быть как самостоятельными учебными заведениями, так и входить в университеты или академии. Они реализуют образовательные программы на уровне базового образования по ряду направлений науки и техники.

Колледжи проводят обучение по образовательным программам высшего образования первого уровня и среднего профессионального уровня.

К функциям образовательных учреждений относятся:

- обучение студентов, т.е. оказание им услуг по приобретению знаний, умений и навыков;

- производство и оказание сопутствующих ОУП, воспитание студентов;

- оказание информационно-посреднических услуг абитуриентам, студентам и работодателям, согласование с ними условий будущей работы, источников финансирования ОУ.

Образовательные учреждения играют решающую роль во внедрении маркетинга в сфере образования, так как они заинтересованы в изучении рынков, их прогнозировании, ценообразовании в большей степени, чем другие субъекты маркетинга.

Посреднические структуры

Посреднические структуры (биржи труда, службы занятости, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений) способствуют продвижению ОУ на рынке, и маркетинг для них является жизненно важной деятельностью. К их функциям относятся:

- накопление, обработка, анализ и продажа информации о рынке ОУ, консалтинговые услуги другим субъектам маркетинга;

- рекламная деятельность на рынке ОУ, юридическая поддержка;

- формирование каналов сбыта, содействие в заключении сделок;

- участие в финансировании и кредитовании участников на рынке ОУ.

Государство и его органы управления

Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

- создание и поддержание имиджа образования, как среди населения, так и работодателей;

- финансирование государственных образовательных учреждений;

- предоставление вузам налоговых льгот;

- установление перечней профессий и специальностей;

- стандартизация образования;

- правовая защита субъектов маркетинга ОУ;

- подготовка кадров для системы образования по маркетингу.