1 Общие сведения о страховании
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий). Главные стороны таких отношений — страховщик и страхователь.
Согласно действующему законодательству в качестве страховщиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензии на осуществление страхования соответствующего вида. При этом заниматься производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью страховщики не вправе.
Страхователями (кто страхуется) могут быть юридические и физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вносят денежные средства в фонды страхования и при наступления страховых случаев приобретают право на получение соответствующих выплат.
Взаимоотношения страховщика и страхователя регламентируются Федеральным законом "О страховании" от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, а также другими нормативными актами. По форме страхование может быть добровольным и обязательным. И то, и другое страхование осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно. Страхование, осуществляемое в силу закона, называется обязательным. При добровольном страховании граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Обязательное страхование — частный случай установленного законом понуждения к заключению договора.
К объектам страхования относятся различные имущественные интересы страхователей:
- интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
- интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом страхователя (имущественное страхование);
- интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
Гражданским законодательством установлен перечень интересов, страхование которых запрещено. К ним относятся:
- страхование противоправных интересов;
- страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари;
- страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
Независимо от формы страхование осуществляется путем заключения договора. Страховой договор определяет взаимные обязательства сторон.
В настоящее время в России насчитывается более 2000 страховых компаний, крупных и мелких, оказывающих различные страховые услуги физическим и юридическим лицам.
Страховой рынок России представляет собой функционирование конкурирующих между собой раз-личных страховых обществ, страховых компаний и других страховых организаций и фирм. Многие из них стремятся к расширению видов страхования, улучшению качества страховых услуг, стабилизации страховых тарифов. Однако страховой рынок еще находится на стадии формирования. До сих пор нет целостной системы мер по развитию этой системы. На рынке также слабо внедряется маркетинг и работа по связи с общественностью.
Страхование является одной из составляющих социально-экономической деятельности общества, перспектива его развития во многом зависит от состояния экономики страны.
В настоящее время ситуация в России остается сложной. Производство, население испытывают серьезные трудности. Финансовое состояние страны характеризуется как крайне напряженное. В то же время развитие рыночных отношений в экономике, изменение конкурентной обстановки, расширение предпринимательской деятельности, сокращение доли государственных институтов, участвующих в покрытии чрезвычайных убытков, связанных с производственной деятельностью, увеличивает потребность в страховых услугах.
Страховые компании в России начинают набирать силу. Ими всерьез занялся крупный бизнес. Совсем недавно было рано. Первоочередной задачей нарождающегося слоя предпринимателей был заработок. Ради наращивания капитала они шли едва ли не на любой риск. Сейчас стремительно растут ряды тех, кто уже заработал, им отчаянно не хочется терять нажитое. И если все остальные финансовые институты в той или иной форме игнорируют возможность заработать, то страховщики скупают у своих клиентов их возможные убытки. Согласно официальным данным, рынок страховых услуг растет и притом довольно динамично. И если выждать немного с созданием страхового бизнеса, то уже будет поздно. Как показывают исследования, сейчас в России создаются мощные страховые группы. И когда они сформируются окончательно, пробиться на страховой рынок будет уже очень сложно.
- Тема 1. Основы теории маркетинга
- 1.1 Определение маркетинга
- 1.2 Концепции маркетинга
- Производство
- Финансы
- Человеческие ресурсы
- Условия успешной реализации концепции маркетинга
- Производство
- Потребитель
- Человеческие ресурсы
- Финансы
- 1.3 - Роль и функции маркетинга в компании
- 1.4 Исследование рынка
- Позиционирование товаров
- 1.5 Маркетинговая стратегия
- 1.6 Управление маркетингом
- 1.7 Особенности маркетинговой деятельности в России
- Тема 2. Промышленный маркетинг
- 2.1 Природа и сфера применения промышленного маркетинга
- 2.2 Специфика маркетинга товаров для производства
- 2.3. Особенности комплекса маркетинга на предприятиях отраслей промышленности
- 2.4. Деловая закупка
- 2. 5 Сегментирование рынка промышленной продукции
- Тема 3. Маркетинг в агробизнесе
- 1. Краткая характеристика сферы агробизнеса
- 3.1 Особенности рынков в комплексе агробизнеса
- 3.2 Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции
- 3.3 Товарное предложение на рынке сельхоз- и продтоваров
- 3.4 Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
- 3.5 Риски в сельском хозяйстве
- Тема 4. Маркетинг на рынке средств производства
- 1 Понятие рынка средств производства
- 2 Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства
- 3 Источники маркетинговой информации о рынке средств производства
- Тема 5. Маркетинг в торговле
- 1 Маркетинговые решения в розничной торговле
- 2. Маркетинговые решения оптовика
- 3 Основы искусства продаж
- Тема 6. Маркетинг образовательных услуг
- Особенности образовательных услуг
- 2. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции
- 3. Объекты маркетинга образовательных услуг
- 4 Содержание и функции маркетинга образовательных услуг
- 1. Кого учить?
- 2. Зачем и чему учить?
- 5 Маркетинговая среда рынка образовательных услуг
- 6 Сегментация рынка образовательных услуг
- 7 Стратегии маркетинга образовательных услуг
- Тема 7 Маркетинг в страховом бизнесе
- 1 Общие сведения о страховании
- 2. Маркетинг в страховании
- Тема 8 Маркетинг в туризме
- Сущность и специфика маркетинга в туризме
- Уровни маркетинга в туризме
- Основные сегменты туристского рынка
- 4 Разработка альтернативных стратегий
- 5 Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- 6 Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия
- Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними
- Определение приемлемой формы работы с посредниками
- Тема 9 Маркетинг гостиничного хозяйства
- 1. Особенности маркетинга гостиничного хозяйства
- 2. Организация управления маркетингом в гостиничной сфере
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 4. Концепция развития маркетинга гостиничного бизнеса
- 5. Маркетинговое планирование
- 6. Проведение маркетинговых исследований
- 7. Выбор целевых рынков
- 8. Оценка собственного положения на рынке
- 9. Определение целей, постановка задач и их выполнение
- 10. Маркетинговый контроль
- 11. Маркетинг-микс гостиничного хозяйства
- 12 Гостиничная реклама
- Тема 10. Маркетинг на рынке изделий народных промыслов
- 1. Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация
- 2 Понятие о рынке тнп и его структуре
- 3 Принципы и методы маркетинга на рынке тнп
- 4. Маркетинговый анализ покупательского поведения в процессе покупки тнп
- Тема 11 Банковский маркетинг
- 1 Предпосылки внедрения маркетинга в банковском деле
- 2. Концепции маркетинговой деятельности
- 3. Маркетинговая среда банка
- 4. Комплекс маркетинга в банковском предпринимательстве
- 5. Стратегия банковского маркетинга
- 6. Система организации маркетинга
- Тема 12. Маркетинг в сфере услуг
- Природа услуг и их классификация
- 2. Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение
- 3. Особенности маркетинга услуг
- 4. Задачи сферы услуг
- 1. Разделение деятельности по степени контакта с потребителем
- 2. Конвейерный подход к обслуживанию
- 3. Повышение степени участия клиента в процессе обслуживания
- 4. Установление равновесия спроса и предложения