5 Маркетинговая среда рынка образовательных услуг
Маркетинговая среда рынка образовательных услуг имеет ярко выраженные особенности.
Политическая среда
Политическая среда характеризуется в последние годы нестабильностью, внутренней конфликтностью. Здесь можно выделить несколько основных групп факторов.
1. Первая группа характеризуется центробежными тенденциями — развалом СССР, образованием новых суверенных государств, что в принципе разрушило старую систему образования.
2. Вторая группа связана с изменением социального строя. В результате высшее образование изменяется с точки зрения его содержания не только предметного, но и духовного.
3. Третья группа связана с отходом от образования на одном русском языке. Уже все бывшие союзные республики преподают на национальных языках, а это проблема и для преподавателей, и для студентов.
4. Децентрализация органов управления образованием, закрепленная в Законе РФ "Об образовании";
д) Изменение порядка финансирования вузов. Часть вузов финансируется из бюджета, часть полностью работает на коммерческой основе, часть имеет смешанное финансирование.
Экономическая среда
В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.
Из американских источников известно, что 1 доллар затрат на образование даст от 3 до 6 долларов прибыли. В нашей стране отдача существенно меньше, но то, что образование является прибыльным, не вызывает ни у кого сомнений.
По выпуску специалистов на 10 тыс. населения РФ занимает четвертое место в мире после США, Канады и Японии.
Однако, согласно таблицам ЮНЕСКО, Россия занимает 49-е место в мире по коэффициенту интеллектуальности молодежи и 45-е место — по коэффициенту интеллектуальности населения. Такое отставание — не временный факт, а долгосрочная тенденция. В 50-х гг. по этим же индексам СССР находился на 2—3 местах в мире. В США расходы на образование с 1960 по 1990 г. увеличились в целом в 14,7 раза, а на высшее образование — в 20 раз. В СССР за этот период расходы на образование в целом увеличились лишь в 4,7 раза. Другими словами, в США на высшее образование расходуется 40 млрд. долл., а в России — 800 млн. долл., т.е. в 50 раз меньше.
В целом расходы на подготовку 1 специалиста у нас находятся на 1—1,5 порядка ниже, чем в развитых странах. Существенно отстает материально-техническая база учреждений высшего образования. Особенно это сказалось в последние годы, когда большинство заводов учебного оборудования оказались на грани банкротства.
Экономическая политика в области оплаты труда профессорско-преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США заработная плата преподавательского состава превышает заработную плату квалифицированного рабочего в 2—2,5 раза, то в России все наоборот.
Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско-преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ.
Для маркетинга ОУ важное значение имеет тот факт, что наблюдается падение общего уровня доходов предприятий и покупательской способности населения.
Для системы образования этот факт очень тревожен. Анализ рынка показывает, что необходимо делать сдвиг на образование взрослых, т.е. на переподготовку кадров. А это уже сдвигает источники финансирования образования в сторону негосударственного финансирования. Фундаментальное образование теряет свою престижность, а университеты становятся все больше центрами натаскивания, центрами инструктирования людей.
Таково современное положение образования и его связь с экономической средой.
Демографическая среда
Есть ли перспективы развития образования? Ответ на этот вопрос, к счастью, положителен. Хотя численность населения РФ несколько снижается, это не является особенно тревожным симптомом. Изменение структуры производства требует больших усилий по переучиванию людей новым профессиям, новым специальностям. У нас сейчас только безработных более 9 млн. человек. Их надо чему-то учить.
Резервную армию труда пополняют в основном женщины, следовательно, растет спрос на переподготовку женщин, которые предъявляют спрос на специфические "женские профессии".
В последние годы, к сожалению, увеличился отток кадров за рубеж. По оценкам специалистов, в 2000 г. страну покинули более 700 тыс. специалистов. Их тоже нужно кем-то заменять.
Это, конечно же, нормальное рыночное явление, но в условиях нашей страны следует говорить "об утечке мозгов", с чем надо бы бороться. Эта борьба началась, но пока не особенно успешно.
Национальная среда
С развалом СССР эта деталь окружающей среды маркетинга образования стала весьма актуальной. Если раньше на этот аспект образования внимания не обращали, то сегодня это уже является важным моментом.
В разных странах можно констатировать разный подход к решению этих проблем.
В Великобритании усилено внимание к развитию личности обучаемого независимо от его национальной принадлежности.
Во Франции — ярко выражена тенденция подчиненности образования государству.
В США — первая ступень подготовки (бакалавр) скорее английская, а вторая ступень (магистр) — скорее французская.
В Германии — большее внимание уделяется научно-исследовательской подготовке специалистов.
В Японии — ярко выражены черты "плановости". Здесь людей другой национальности практически нет.
Для России еще предстоит выбрать приоритеты с точки зрения национальной политики в образовании. Хотя уже сегодня видны националистические тенденции в организации образования. Из общего населения РФ лишь 82% русские, а остальные 18% — это нерусское население, желающее получить образование с национальным уклоном.
Социально-культурная и морально-этическая среда
Образование неотделимо от культуры. Эта аксиома не требует доказательств. Спрос на образовательные услуги напрямую связан с культурой. С ростом культуры растет потребность в образовании. К сожалению, в нашем обществе уровень культуры можно оценивать как разрушенный, деформированный. В процессе перестройки многие носители культуры уже изъяты или изымаются из обращения, многие преданы забвению, а некоторые старые (незаслуженно забытые) только входят в обращение. Вульгарная коммерциализация способствует распространению низкопробных, развлекательных элементов псевдокультуры. Посмотрите фильмы, которые демонстрируются по телевидению. Они явно не русские. У нас никогда не пропагандировалась сила как символ хорошего. У нас никогда не пропагандировалась эротика как символ свободы личности. Русский человек, а особенно религиозный человек, был скромен.
Реальная модель экономического поведения наших людей характеризуется ослаблением стимулов к труду даже как к средству зарабатывать денег; утрачено доверие к легальным источникам доходов — даже к самим деньгам как к гарантии государства. Ведь не случайно мы скупаем иностранную валюту.
Сегодня в образовании главной проблемой является поиск способов обучения бизнесу и внедрения его в нашу повседневную жизнь. Необходимо привить людям чувство собственности как основу их благосостояния и будущего их детей.
- Тема 1. Основы теории маркетинга
- 1.1 Определение маркетинга
- 1.2 Концепции маркетинга
- Производство
- Финансы
- Человеческие ресурсы
- Условия успешной реализации концепции маркетинга
- Производство
- Потребитель
- Человеческие ресурсы
- Финансы
- 1.3 - Роль и функции маркетинга в компании
- 1.4 Исследование рынка
- Позиционирование товаров
- 1.5 Маркетинговая стратегия
- 1.6 Управление маркетингом
- 1.7 Особенности маркетинговой деятельности в России
- Тема 2. Промышленный маркетинг
- 2.1 Природа и сфера применения промышленного маркетинга
- 2.2 Специфика маркетинга товаров для производства
- 2.3. Особенности комплекса маркетинга на предприятиях отраслей промышленности
- 2.4. Деловая закупка
- 2. 5 Сегментирование рынка промышленной продукции
- Тема 3. Маркетинг в агробизнесе
- 1. Краткая характеристика сферы агробизнеса
- 3.1 Особенности рынков в комплексе агробизнеса
- 3.2 Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции
- 3.3 Товарное предложение на рынке сельхоз- и продтоваров
- 3.4 Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
- 3.5 Риски в сельском хозяйстве
- Тема 4. Маркетинг на рынке средств производства
- 1 Понятие рынка средств производства
- 2 Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства
- 3 Источники маркетинговой информации о рынке средств производства
- Тема 5. Маркетинг в торговле
- 1 Маркетинговые решения в розничной торговле
- 2. Маркетинговые решения оптовика
- 3 Основы искусства продаж
- Тема 6. Маркетинг образовательных услуг
- Особенности образовательных услуг
- 2. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции
- 3. Объекты маркетинга образовательных услуг
- 4 Содержание и функции маркетинга образовательных услуг
- 1. Кого учить?
- 2. Зачем и чему учить?
- 5 Маркетинговая среда рынка образовательных услуг
- 6 Сегментация рынка образовательных услуг
- 7 Стратегии маркетинга образовательных услуг
- Тема 7 Маркетинг в страховом бизнесе
- 1 Общие сведения о страховании
- 2. Маркетинг в страховании
- Тема 8 Маркетинг в туризме
- Сущность и специфика маркетинга в туризме
- Уровни маркетинга в туризме
- Основные сегменты туристского рынка
- 4 Разработка альтернативных стратегий
- 5 Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- 6 Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия
- Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними
- Определение приемлемой формы работы с посредниками
- Тема 9 Маркетинг гостиничного хозяйства
- 1. Особенности маркетинга гостиничного хозяйства
- 2. Организация управления маркетингом в гостиничной сфере
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 4. Концепция развития маркетинга гостиничного бизнеса
- 5. Маркетинговое планирование
- 6. Проведение маркетинговых исследований
- 7. Выбор целевых рынков
- 8. Оценка собственного положения на рынке
- 9. Определение целей, постановка задач и их выполнение
- 10. Маркетинговый контроль
- 11. Маркетинг-микс гостиничного хозяйства
- 12 Гостиничная реклама
- Тема 10. Маркетинг на рынке изделий народных промыслов
- 1. Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация
- 2 Понятие о рынке тнп и его структуре
- 3 Принципы и методы маркетинга на рынке тнп
- 4. Маркетинговый анализ покупательского поведения в процессе покупки тнп
- Тема 11 Банковский маркетинг
- 1 Предпосылки внедрения маркетинга в банковском деле
- 2. Концепции маркетинговой деятельности
- 3. Маркетинговая среда банка
- 4. Комплекс маркетинга в банковском предпринимательстве
- 5. Стратегия банковского маркетинга
- 6. Система организации маркетинга
- Тема 12. Маркетинг в сфере услуг
- Природа услуг и их классификация
- 2. Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение
- 3. Особенности маркетинга услуг
- 4. Задачи сферы услуг
- 1. Разделение деятельности по степени контакта с потребителем
- 2. Конвейерный подход к обслуживанию
- 3. Повышение степени участия клиента в процессе обслуживания
- 4. Установление равновесия спроса и предложения