logo
МОСД консп

3.5 Риски в сельском хозяйстве

Риск с экономической точки зрения – это опасность для предприятия понести убытки. В случае оправданного риска результат будет положительным. Не оправданный риск приведет к отрицательному или нулевому результату. Риски классифицируются по конкретным признакам на группы

  1. В зависимости от возможного результата:

1). Чистые риски – неоправданные риски в результате которых будет получен отрицательный или нулевой эффект. К ним относятся: природно- естественные, экологические, политические, часть коммерческих рисков - транспортные, имущественные, производственные, торговые.

2). Спекулятивные риски – предполагают возможность получения одного из двух результатов: положительного или отрицательного: финансовые риски – инвестиционные и связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефляционные, риски ликвидности).

Для определения степени риска используют два критерия:

- среднее ожидаемое значение;

- колебание возможного результата.

Рискованная ситуация в сельском хозяйстве часто возникает под воздействием природных факторов, биологических процессов, форс-мажорных ситуаций (неблагоприятных погодных условий, болезни растений, нашествия вредителей, наводнений и пожаров). Риск будет оправданным только в том случае, когда при разработке маркетинговых программ маркетологи сумеют предусмотреть возможные опасные ситуации, оценить собственные возможности предприятия, составить прогноз вероятных потерь и разработать меры по из возмещению. Одной из таких мер является страхование.

Маркетинговые программы в агробизнесе взаимоувязываются с программами страхования, которые разрабатываются службой маркетинга. При разработке надежной страховой защиты нужно сделать следующее:

- выявить и описать вероятные источники ущерба;

- провести тщательный экономический анализ разных методов снижения риска;

- разработать собственную программу страхования;

- при необходимости проконсультироваться у специалистов.

Кроме указанных выше природно-климатических и биологических угроз, необходимо учесть вероятность аварий автотракторной и другой техники, возможные травмы работников, противоправные действия третьих лиц, медицинское страхование, вынужденное страхование (например, этого требует кредитор) и т.д. Здесь же следует определить, от каких рисков следует застраховаться в обязательном порядке, так как они могут принести наибольший ущерб, оценить, какие страховые компании являются наиболее надежными, разработать мероприятия по предотвращению потерь, определить ответственных лиц за страхование.

Однако многие риски не поддаются страхованию. В этом случае они могут быть покрыты путем создания резервных и рисковых фондов.

С учетом указанных особенностей строится вся маркетинговая работа в агробизнесе.