1 Понятие рынка средств производства
В процессе хозяйственной деятельности человека им создаются предметы труда и средства производства. Под предметами труда понимается то, на что направлен труд человека. Средства труда представляют собой то, чем человек воздействует на предмет труда. В состав средств труда входят естественные средства (земля, домашние животные, органические удобрения, органы тела рабочего и др.) и технические средства, созданные самим человеком. Технические средства включают:
- орудия труда (машины, механизмы, инструменты, оборудование и т.п.);
- общие материальные условия труда (производственные здания, дороги, средства связи, коммуникации и т.п.).
Запас всех материальных благ общества, созданных прошлым трудом и овеществленных в совокупности, всех средств производства представляет собой основные фонды. Под основными фондами понимается совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, которые целиком и в неизменной натуральной форме действуют в течение длительного времени и постоянно утрачивают свою стоимость.
В настоящее время в статистике РФ действует следующая типовая классификация основных фондов.
1. Здания.
2. Сооружения.
3. Жилища.
4. Машины и оборудование.
5. Транспортные средства.
6. Производственный инструмент и хозяйственный инвентарь.
7. Рабочий и производственный скот.
8. Многолетние насаждения.
9. Прочие основные фонды.
Основные производственные фонды представляют собой часть средств производства, которые участвуют в производственном процессе длительный период, сохраняют первоначальную натуральную форму и переносят свою стоимость по частям на создаваемую продукцию.
Основные производственные фонды подразделяют на активную и пассивную части. К активной части относятся рабочие машины и оборудование, а к пассивной — здания и сооружения.
Под рынком средств производства (продукции производственно-технического назначения) понимается рынок машин и оборудования, с детальной сегментацией по видам, как в отраслевом разрезе, так и в пределах отдельной отрасли.
Российский рынок средств производства начал формироваться в весьма неблагоприятной экономической ситуации. Прежние хозяйственные связи оказались разбалансированы либо вообще разорваны как на вертикальном, так и горизонтальном уровнях. Это в свою очередь, привело к падению объемов производства отечественных видов продукции производственно-технического назначения. Низкое их качество и технические характеристики также привели к ориентации потенциальных покупателей средств производства на импорт.
Сформировался рынок средств производства в России лишь в последние годы, когда в ходе реализации коренной экономической реформы система фондируемого распределения средств производства централизованными органами снабжения полностью прекратила свое существование. Возникла объективная необходимость перехода к их свободной продаже. При этом объектом купли-продажи здесь являются собственно средства производства по всей широкой номенклатуре.
К факторам внешней макросреды рынка относятся:
1. Научно-технические. Уровень научно-технического прогресса позволяет внедрять новые технологии и производить новые виды продукции, устанавливать новые стандарты в области производства и потребления.
2. Экономические — ориентация и структура хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость денежной единицы, покупательная способность населения;
3. Природные — климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, загрязнение окружающей среды;
4. Политические — социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнение.
По типу рыночной структуры рынок средств производства является олигополистическим. При такой рыночной структуре лишь несколько фирм контролируют производство и реализацию продукции. Это объясняется весьма значительными расходами, связанными с организацией производства. Следует заметить, что олигополии присуща зависимость уровня "рыночной власти" каждой фирмы — изготовителя от степени концентрации предложения на рынке средств производства и характера конкуренции.
- Тема 1. Основы теории маркетинга
- 1.1 Определение маркетинга
- 1.2 Концепции маркетинга
- Производство
- Финансы
- Человеческие ресурсы
- Условия успешной реализации концепции маркетинга
- Производство
- Потребитель
- Человеческие ресурсы
- Финансы
- 1.3 - Роль и функции маркетинга в компании
- 1.4 Исследование рынка
- Позиционирование товаров
- 1.5 Маркетинговая стратегия
- 1.6 Управление маркетингом
- 1.7 Особенности маркетинговой деятельности в России
- Тема 2. Промышленный маркетинг
- 2.1 Природа и сфера применения промышленного маркетинга
- 2.2 Специфика маркетинга товаров для производства
- 2.3. Особенности комплекса маркетинга на предприятиях отраслей промышленности
- 2.4. Деловая закупка
- 2. 5 Сегментирование рынка промышленной продукции
- Тема 3. Маркетинг в агробизнесе
- 1. Краткая характеристика сферы агробизнеса
- 3.1 Особенности рынков в комплексе агробизнеса
- 3.2 Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции
- 3.3 Товарное предложение на рынке сельхоз- и продтоваров
- 3.4 Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
- 3.5 Риски в сельском хозяйстве
- Тема 4. Маркетинг на рынке средств производства
- 1 Понятие рынка средств производства
- 2 Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства
- 3 Источники маркетинговой информации о рынке средств производства
- Тема 5. Маркетинг в торговле
- 1 Маркетинговые решения в розничной торговле
- 2. Маркетинговые решения оптовика
- 3 Основы искусства продаж
- Тема 6. Маркетинг образовательных услуг
- Особенности образовательных услуг
- 2. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции
- 3. Объекты маркетинга образовательных услуг
- 4 Содержание и функции маркетинга образовательных услуг
- 1. Кого учить?
- 2. Зачем и чему учить?
- 5 Маркетинговая среда рынка образовательных услуг
- 6 Сегментация рынка образовательных услуг
- 7 Стратегии маркетинга образовательных услуг
- Тема 7 Маркетинг в страховом бизнесе
- 1 Общие сведения о страховании
- 2. Маркетинг в страховании
- Тема 8 Маркетинг в туризме
- Сущность и специфика маркетинга в туризме
- Уровни маркетинга в туризме
- Основные сегменты туристского рынка
- 4 Разработка альтернативных стратегий
- 5 Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- 6 Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия
- Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними
- Определение приемлемой формы работы с посредниками
- Тема 9 Маркетинг гостиничного хозяйства
- 1. Особенности маркетинга гостиничного хозяйства
- 2. Организация управления маркетингом в гостиничной сфере
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 4. Концепция развития маркетинга гостиничного бизнеса
- 5. Маркетинговое планирование
- 6. Проведение маркетинговых исследований
- 7. Выбор целевых рынков
- 8. Оценка собственного положения на рынке
- 9. Определение целей, постановка задач и их выполнение
- 10. Маркетинговый контроль
- 11. Маркетинг-микс гостиничного хозяйства
- 12 Гостиничная реклама
- Тема 10. Маркетинг на рынке изделий народных промыслов
- 1. Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация
- 2 Понятие о рынке тнп и его структуре
- 3 Принципы и методы маркетинга на рынке тнп
- 4. Маркетинговый анализ покупательского поведения в процессе покупки тнп
- Тема 11 Банковский маркетинг
- 1 Предпосылки внедрения маркетинга в банковском деле
- 2. Концепции маркетинговой деятельности
- 3. Маркетинговая среда банка
- 4. Комплекс маркетинга в банковском предпринимательстве
- 5. Стратегия банковского маркетинга
- 6. Система организации маркетинга
- Тема 12. Маркетинг в сфере услуг
- Природа услуг и их классификация
- 2. Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение
- 3. Особенности маркетинга услуг
- 4. Задачи сферы услуг
- 1. Разделение деятельности по степени контакта с потребителем
- 2. Конвейерный подход к обслуживанию
- 3. Повышение степени участия клиента в процессе обслуживания
- 4. Установление равновесия спроса и предложения