logo
МОСД консп

1 Понятие рынка средств производства

В процессе хозяйственной деятельности человека им создаются предметы труда и средства производства. Под предметами труда понимается то, на что направлен труд человека. Средства труда представляют собой то, чем человек воздействует на предмет труда. В состав средств труда входят естественные средства (земля, домашние животные, органические удобрения, органы тела рабочего и др.) и технические средства, созданные самим человеком. Технические средства включают:

- орудия труда (машины, механизмы, инструменты, оборудование и т.п.);

- общие материальные условия труда (производственные здания, дороги, средства связи, коммуникации и т.п.).

Запас всех материальных благ общества, созданных прошлым трудом и овеществленных в совокупности, всех средств производства представляет собой основные фонды. Под основными фондами понимается совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, которые целиком и в неизменной натуральной форме действуют в течение длительного времени и постоянно утрачивают свою стоимость.

В настоящее время в статистике РФ действует следующая типовая классификация основных фондов.

1. Здания.

2. Сооружения.

3. Жилища.

4. Машины и оборудование.

5. Транспортные средства.

6. Производственный инструмент и хозяйственный инвентарь.

7. Рабочий и производственный скот.

8. Многолетние насаждения.

9. Прочие основные фонды.

Основные производственные фонды представляют собой часть средств производства, которые участвуют в производственном процессе длительный период, сохраняют первоначальную натуральную форму и переносят свою стоимость по частям на создаваемую продукцию.

Основные производственные фонды подразделяют на активную и пассивную части. К активной части относятся рабочие машины и оборудование, а к пассивной — здания и сооружения.

Под рынком средств производства (продукции производственно-технического назначения) понимается рынок машин и оборудования, с детальной сегментацией по видам, как в отраслевом разрезе, так и в пределах отдельной отрасли.

Российский рынок средств производства начал формироваться в весьма неблагоприятной экономической ситуации. Прежние хозяйственные связи оказались разбалансированы либо вообще разорваны как на вертикальном, так и горизонтальном уровнях. Это в свою очередь, привело к падению объемов производства отечественных видов продукции производственно-технического назначения. Низкое их качество и технические характеристики также привели к ориентации потенциальных покупателей средств производства на импорт.

Сформировался рынок средств производства в России лишь в последние годы, когда в ходе реализации коренной экономической реформы система фондируемого распределения средств производства централизованными органами снабжения полностью прекратила свое существование. Возникла объективная необходимость перехода к их свободной продаже. При этом объектом купли-продажи здесь являются собственно средства производства по всей широкой номенклатуре.

К факторам внешней макросреды рынка относятся:

1. Научно-технические. Уровень научно-технического прогресса позволяет внедрять новые технологии и производить новые виды продукции, устанавливать новые стандарты в области производства и потребления.

2. Экономические — ориентация и структура хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость денежной единицы, покупательная способность населения;

3. Природные — климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, загрязнение окружающей среды;

4. Политические — социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнение.

По типу рыночной структуры рынок средств производства является олигополистическим. При такой рыночной структуре лишь несколько фирм контролируют производство и реализацию продукции. Это объясняется весьма значительными расходами, связанными с организацией производства. Следует заметить, что олигополии присуща зависимость уровня "рыночной власти" каждой фирмы — изготовителя от степени концентрации предложения на рынке средств производства и характера конкуренции.