1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
Субъектом PR-деятельности может быть и личность (например, пресс-секретарь) и специально созданные службы и организации (например, службы связей с общественностью, информации и рекламы, консалтинговые фирмы). Это индивидуум или группа индивидуумов, имеющие определенные профессиональные знания, умения и навыки, которые выполняют конкретные действия, направленные на гармонизацию отношений с общественностью и вносят определенные коррективы в процесс формирования имиджа у субъекта РR, его стратегию и тактику. Субъект связей с общественностью стремится доказать, донести, убедить потенциальных и настоящих клиентов в эффективности, полезности для них функционирования определенного учреждения.
Объект РR – те люди, сообщества, на которых воздействует субъект связей с общественностью с целью формирования позитивного отношения к себе. Объект в ходе совместной деятельности может становиться субъектом, т. к. на практике часто имеет место взаимодействие, обратная связь. Объект выбирается в зависимости от целей, которые преследует субъект связей с общественностью. В каждом конкретном случае субъект выбирает «свою» общественность. Например, для РR-акции, направленной на повышение имиджа вуза и повышения конкурса среди абитуриентов, «своей» общественностью являются учащиеся выпускных классов школ и их родители.
Объектом связей с общественностью могут являться и органы власти, и общественные организации (например, профессиональные союзы и объединения), и политические партии, и общественные фонды и движения, и средства массовой информации, и население какого-либо города, поселка и т. д.
Цели PR зависят от мотивов, идеалов, ценностей субъекта связей с общественностью (политического лидера, учреждения, организации и др.). Цель РR – согласие субъекта с его общественностью, т. е. установление равноправного двустороннего общения для выявления представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности. Исходя из целей РR разрабатываются программы и планы мероприятий по организации взаимодействия с внутренней (персоналом) и внешней общественностью.
В числе основных задач связей с общественностью специалисты в этой области обычно выделяют:
Формирование образа компании как целостного члена общества путем обеспечения коммуникации учреждения с его социальной средой.
Обеспечение лидирующих позиций в конкурентной борьбе.
Расширение влияния компании в обществе.
Формирование круга друзей компании среди авторитетных, известных и влиятельных политиков, ученых, деятелей искусств, культуры, образования и т.д.
Создание определенного психологического климата в самой организации.
Функции связей с общественностью:
В связи с тем, что любая коммуникация имеет двустороннюю направленность, всю деятельность работников отдела РR (РR-менеджеров) можно свести к выполнению двух основных функций:
а) функции сбора и анализа информации, то есть:
исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований и обработка любой другой «первичной» (полученной в ходе самостоятельно проведенных опросов, наблюдений, анкетирования и т. д.) и «вторичной» (собранной кем-то другим для аналогичных целей) информации;
анализ юридических, экономических и других документов;
сканирование публикаций в прессе по важным для организации вопросам;
контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями и т. д.;
изучение конкретных целевых групп, составление «коллективного портрета» каждой аудитории;
подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации.
б) функции распространения информации, то есть:
подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов и т. д.) для прессы, органов управления, инвесторов, сотрудников, клиентов и т.д.;
информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в средствах массовой информации, в почтовой корреспонденции и т.п.;
совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий и другие);
информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений.
Связь PR c другими науками и дисциплинами
Public relations (РR) – это синтетическая сфера деятельности, активно использующая достижения психологии, социологии, менеджмента, юриспруденции, журналистики, компьютерных технологий, маркетинга, филологии и философии, политологии, риторики и т.д.
«Если мужчина отправляется на вечеринку и затем говорит какой-нибудь женщине, что ей нужен мужчина и поэтому она должна пойти с ним домой, то это – маркетинг. Если он встает на стул и объявляет собравшейся компании о своей опытности в любви, то это – реклама. Если он говорит женщине, что он – величайший любовник в мире, и она должна немедленно отправиться с ним домой, то это – продажа. Если же она подходит к нему и говорит, что слышала о нем как о замечательном любовнике и готова отправиться с ним домой, то это – public relations»
(по Г. Почепцову)
Являясь достаточно молодой меркам дисциплиной, РR очень много заимствовала из различных областей знаний. Важно понимать принципиальные отличия РR от таких областей, как журналистика, пропаганда, реклама и маркетинг. Рассмотрим характерные случаи.
Начнем с того, что в РR исходным сообщением становится сама реальность, а не слова. РR начинает говорить событиями, а не словами. В отличие от журналистики, описывающей свершившееся событие, РR достаточно часто само выступает в роли создателя события, которое затем будет описано теми же журналистами.
Отчасти «родственником» РR является пропаганда (пропаганда – распространение в обществе и разъяснение каких-либо воззрений, идей, знаний, учения). С одной стороны, пропаганда и РR практически не отличаются друг от друга, ведь они используют определенные технологии для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание. С другой стороны, существуют различия между PR и пропагандой:
пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как РR основываются на правдивой информации;
пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем, не интересуясь, хотят ли они этого или нет; РR носят более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи;
наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; РR в обязательном порядке предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории.
Сходство между РR и рекламой выражается в том, что в период разработки информационных кампаний РR-фирмы и рекламные агентства могут использовать аналогичные этапы и методики, определяющие цель аудитории, и формулировать основные сообщения. В дальнейшем для проведения этих сообщений применяется большой набор одинаковых инструментов, главный из которых – средства массовой информации. Однако здесь и начинаются различия:
если реклама прямо ориентирована на конкретный результат, то РR – на создание косвенных благоприятных условий для его достижения;
основной механизм рекламы – это платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации клиента. Задача специалиста по связям с общественностью – добиться того, чтобы исходящая от клиента информация размещалась исключительно за счет своей актуальности как для самих журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей;
в то время как реклама поддается учету и контролю в плане охвата и полученного эффекта, деятельность по связям с общественностью гораздо сложнее, ведь следует, во-первых, распознать, а во-вторых, измерить на предмет эффективности;
если реклама - это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное пространство определенных доз «хороших новостей», то механизм РR более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том числе негативного характера;
реклама может не использоваться организацией, но каждая организация занимается РR. Например, пожарная бригада рекламирует ни пожары, ни свои услуги, но она имеет отношения с общественностью. РR касается всех и вся, тогда как реклама ограничена специальными задачами купли и продажи;
иногда РR может использовать рекламу, именно поэтому РR не является ни формой рекламы, ни частью рекламы.
Объединения PR-профессионалов в России и за рубежом
К наиболее значительным объединениям PR-профессионалов в России и за рубежом относят следующие:
IPRA (Международная ассоциация связей с общественностью – International Public Relation Association)
IAA (Международная рекламная ассоциация – International Advertising Association)
IABC (Международная ассоциация бизнес-коммуникаций – The International Association of Business Communication)
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1 pr в современном обществе
- 1.1 Определение понятия pr
- 1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
- Лекция 2 Целевые аудитории и основные законы коммуникации
- 2.1. Понятие и классификация целевых аудиторий
- 2.2 Области применения pr
- 2.3 Корпоративное послание
- 2.4 Понятие и формы коммуникации
- 2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
- 2.6 Основные законы коммуникации
- 2.7 Социально-психологические основы рr-деятельности
- 2.8 Механизм построения pr-деятельности
- Лекция 3 Управление pr-деятельностью
- 3.1 Службы по связям с общественностью
- 3.2 Специализированные pr-фирмы
- Лекция 4 Правовые и этические аспекты pr-деятельности
- 4.1 Этика и правовые нормы в pr
- 4.2 Использование методов «серого» или «черного» pr
- Лекция 5 Менеджмент новостей и конструирование новостной информации
- 5.1 Менеджмент новостей
- 5.2 Механизмы управления новостной информацией
- 5.3 Приемы конструирования новостной информации
- 5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения
- Лекция 6 Формы подачи новостных материалов и организация pr-коммуникаций
- 6.1 Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение
- 6.2 Выступление на радио
- 6.3 Выступление на телевидении
- 6.4 Организация пресс-конференции
- 6.5 Организация презентаций
- 6.6 Другие организационные формы в связях с общественностью
- 6.7 Модели принятия решений в процессе переговоров
- Лекция 7 Управление имиджем
- 7.1. Имиджевые характеристики
- Использование типов имиджевых характеристик в pr
- 7.2 Персональный имидж
- 7.3 Корпоративный имидж, макроимидж фирмы
- Структура имиджа организации
- 7.4 Инструменты имиджмейкера
- Лекция 8 Основные направления pr
- 8.1 Политический pr
- 8.2 Финансовый pr
- 8.3 Pr в шоу-бизнесе
- Лекция 9 Организация программ и pr-кампаний в мезосреде фирмы
- 9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
- 9.2 Основные этапы планирования pr-кампании
- 9.3 Оценка эффективности pr-кампании
- Лекция 10 Основы письменной pr-коммуникации
- 10.1 Роль письменной коммуникации в pr
- 10.2 Классификация письменных pr-материалов
- 10.3 Не контролируемые организацией pr-материалы, предназначенные для сми
- 1 Пресс-релиз, медиа-релиз, ньюс-релиз
- 2. Бэкграундер
- 3. Биографическая справка
- 4. Статья
- 5. Пресс-кит, медиа-кит, ньюс-кит
- 10.4 Контролируемые pr-материалы для внешней аудитории
- 1. Письма
- 2. Приглашения
- 3. Проспекты, буклеты
- 4. Брошюры
- 5. Листовка
- 6. Текст речей и выступлений
- 10.5 Контролируемые pr-материалы для внутренней аудитории
- 1. Информационный листок, ньюслеттер, бюллетень
- 2. Медиа-план
- 3. Медиа-карта
- 4. Пресс-дайджест
- Список использованных источников
- Список рекомендуемой литературы