2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
В классическом менеджменте принято выделять внешнюю и внутреннюю среды организации. Взаимодействие (коммуникации) с этими средами в совокупности образуют коммуникационную среду предприятия.
Внешняя среда предприятия – это совокупность условий и организаций, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда фирмы в свою очередь делится на макросреду, мезосреду (инфраструктуру региона) и микросреду. К макросреде фирмы относятся следующие факторы:
1) Состояние экономики страны и мировой экономики, которое может влиять на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги, величину ставки процента на кредиты и займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют и т.д.
2) Высокие технологии, способные повысить производительность труда, улучшить качество продукции, расширить возможные области применения товаров и т.д.
3) Социокультурные факторы - это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
4) Политические факторы (экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии и т.д.)
К мезосреде относятся:
1) Поставщики сырья, оборудования, комплектующих и т.д. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица.
Трудовые ресурсы. Специалисты должной квалификации – залог успешного функционирования компании.
Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации.
Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.
Внутренняя среда предприятия - это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Хотя многие из этих факторов могут контролироваться руководством организации, часть из них выступает в роли заданных, но которые должны учитываться в управлении организацией.
На основе знаний о коммуникационной среде разрабатываются коммуникационная политика (коммуникационная стратегии) компании.
Коммуникационная политика - это стратегический инструмент управления, когда контрольная функция за состоянием внешней и внутренней среды перерастает в непрерывный процесс подстройки предприятия и его общественности, а коммуникация из одностороннего процесса превращается в двусторонний. Этот подход уделяет существенное внимание внутренним коммуникациям, мнению и предложениям персонала о работе организации.
Разработка эффективной стратегической коммуникационной программы начинается со всестороннего анализа и изучения ситуации - для того, чтобы понять, как (и почему именно так) данная компания или организация воспринимается внутренними и внешними аудиториями. Для этих целей используются комплексные программы изучения общественного мнения, включая фокус-группы, репрезентативные опросы, интервью с топ-менеджерами, анализ деятельности конкурентов, иные исследования.
Результаты этих исследований служат основой для построения всех коммуникационных программ, последовательности их выполнения и оценки их эффективности.
Основные и разделы стандартной коммуникационной программы включают:
формулировку миссии компании;
определение целей и задач коммуникационной стратегии компании;
определение внутренних и внешних целевых аудиторий;
специфические коммуникационные программы для каждой целевой аудитории;
график выполнения программы;
внешние и внутренние ресурсы, необходимые для успешного выполнения программы;
детальный бюджет;
самое главное - точки отсчета и параметры для последующей оценки эффективности программы.
Проведение в жизнь эффективной коммуникационной программы должно включать в себя целый ряд коммуникационных услуг: разработка ключевых сообщений, изготовление печатных материалов, проведение информационных кампаний, а также взаимодействие с персоналом, акционерами, правительственными структурами, СМИ и общественностью и т.д.
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1 pr в современном обществе
- 1.1 Определение понятия pr
- 1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
- Лекция 2 Целевые аудитории и основные законы коммуникации
- 2.1. Понятие и классификация целевых аудиторий
- 2.2 Области применения pr
- 2.3 Корпоративное послание
- 2.4 Понятие и формы коммуникации
- 2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
- 2.6 Основные законы коммуникации
- 2.7 Социально-психологические основы рr-деятельности
- 2.8 Механизм построения pr-деятельности
- Лекция 3 Управление pr-деятельностью
- 3.1 Службы по связям с общественностью
- 3.2 Специализированные pr-фирмы
- Лекция 4 Правовые и этические аспекты pr-деятельности
- 4.1 Этика и правовые нормы в pr
- 4.2 Использование методов «серого» или «черного» pr
- Лекция 5 Менеджмент новостей и конструирование новостной информации
- 5.1 Менеджмент новостей
- 5.2 Механизмы управления новостной информацией
- 5.3 Приемы конструирования новостной информации
- 5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения
- Лекция 6 Формы подачи новостных материалов и организация pr-коммуникаций
- 6.1 Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение
- 6.2 Выступление на радио
- 6.3 Выступление на телевидении
- 6.4 Организация пресс-конференции
- 6.5 Организация презентаций
- 6.6 Другие организационные формы в связях с общественностью
- 6.7 Модели принятия решений в процессе переговоров
- Лекция 7 Управление имиджем
- 7.1. Имиджевые характеристики
- Использование типов имиджевых характеристик в pr
- 7.2 Персональный имидж
- 7.3 Корпоративный имидж, макроимидж фирмы
- Структура имиджа организации
- 7.4 Инструменты имиджмейкера
- Лекция 8 Основные направления pr
- 8.1 Политический pr
- 8.2 Финансовый pr
- 8.3 Pr в шоу-бизнесе
- Лекция 9 Организация программ и pr-кампаний в мезосреде фирмы
- 9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
- 9.2 Основные этапы планирования pr-кампании
- 9.3 Оценка эффективности pr-кампании
- Лекция 10 Основы письменной pr-коммуникации
- 10.1 Роль письменной коммуникации в pr
- 10.2 Классификация письменных pr-материалов
- 10.3 Не контролируемые организацией pr-материалы, предназначенные для сми
- 1 Пресс-релиз, медиа-релиз, ньюс-релиз
- 2. Бэкграундер
- 3. Биографическая справка
- 4. Статья
- 5. Пресс-кит, медиа-кит, ньюс-кит
- 10.4 Контролируемые pr-материалы для внешней аудитории
- 1. Письма
- 2. Приглашения
- 3. Проспекты, буклеты
- 4. Брошюры
- 5. Листовка
- 6. Текст речей и выступлений
- 10.5 Контролируемые pr-материалы для внутренней аудитории
- 1. Информационный листок, ньюслеттер, бюллетень
- 2. Медиа-план
- 3. Медиа-карта
- 4. Пресс-дайджест
- Список использованных источников
- Список рекомендуемой литературы