logo
Связь с общественностью / ЛекцииPR

5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения

Слухи – это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Слухи достаточно часто возникают в услови­ях дефицита информации. Работа со слухами также входит в сфе­ру действия PR.

На­пример, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены, что большинство покупателей приходят к ним не в результате знакомства с рекламой, а после того, как им рассказал о «хорошей вещи» знакомый, родственник или сосед.

Определяющими факторами распростране­ния слухов являются: источник, альтернативное содер­жание, дискомфорт и «подкормка» опровержениями.

Что является «источниками» слухов для россиян? Средний россиянин рассуждает так: чиновники коррумпированы, газеты подкуплены, бизне­смены всех обманывают и т.д. То ли дело, когда информация исходит от близких лю­дей: родственников, приятелей, соседей, сослуживцев и т. п. Доверие к ним объясняется просто: «свой не об­манет». Случайные встречные, не замеченные ни в чем пло­хом просто в силу малой известности: попутчики в транспорте, стоящие рядом в очереди... Все эти люди имеют в глазах слушателя одно достоинство: «А какой смысл им меня обманывать? Мы ведь никогда больше не увидимся!»

Еще один «источник» слухов - так называемые, личные авторитеты. Для больного - это врач, оказавший ему помощь, для призывника из деревни - видавший виды прапорщик, для спортсмена – тренер и т.д.

Если проанализировать эти примеры, то оказывает­ся, что для распространения слухов важно, чтобы:

а) между источником и потребителем информации существовала авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.);

б) присутствовал элемент восхищения собеседни­ком хотя бы по одному параметру, необязательно от­носящемуся к существу слуха (самый сильный, самый богатый, самый красивый);

в) источник принадлежал к кругам, которые недоступ­ны слушателю.

Другая причина особой эффективности слухов свя­зана с их содержанием. Наиболее эффективна явно или мнимо запретная альтернативная информация, со­держащая элементы опровержения или отрицания ка­ких-либо общеизвестных или общедоступных сведе­ний.

Слух пользуется успехом, если несет дискомфортную информацию, т. е. такую, которая вызывает страх, тревогу, возмущение, прерывает обычный ход событий. Практика показывает, что влияние негатив­ных слухов по сравнению с позитивными значительно более сильное. Возможно, это следствие недоверия к власти или особенность человеческой психики: вспо­миная прошлое, мы останавливаемся на событиях, вы­ходящих за рамки повседневности, но не саму повсед­невность. Негативный слух живуч еще и потому, что его порой невозможно опровергнуть, ибо сталкива­ешься необходимостью доказывать, что «ты не верб­люд».

И, наконец, четвертый фактор, определяющий жи­вучесть злонамеренной и досужей молвы, – ее «под­кормка» всевозможными опровержениями.