8.1 Политический pr
Политический PR по своему характеру, целям и задачам отличается от бизнес-PR, что объясняется тем, что если в бизнес-секторе эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении – политической поддержкой граждан.
Объектом воздействия политических PR-технологий становится гражданин, который хочет и имеет право знать о действиях государственных органов разного уровня. Президент, Правительство, губернатор, администрации различного уровня – все с определенной регулярностью используют самые разнообразные каналы коммуникации (пресса, радио, ТВ, Интернет) в попытках раскрыть все аспекты своей работы.
С каждым годом увеличивающееся влияние СМИ на политические процессы становится все более очевидным. Именно в ХХ веке появилась новая профессия, связанная с предоставлением услуг по политической информации – политические консультанты. Сегодня люди этой профессии координируют действия PR, рекламы и маркетинга, служат связующими между политиками и средствами массовой информации, получая прибыль от установления взаимоотношений между ними.
В услуги политического консалтинга, как правило, входит:
Исследование социальных, психологических, поведенческих характеристик населения государства, округа, населенного пункта
Разработка стратегии проведения предвыборных кампаний
Разработка и внедрение тактических приемов, направленных на достижение поставленных целей, обозначенных на этапе стратегического планирования
Постоянный анализ действий конкурентов и заблаговременная разработка и внедрение ответных действий.
Главный механизм политических PR связан с символической ролью первых лиц. При этом внешние, невербальные характеристики становятся весьма значимыми. Так, установлено, что с экрана телевизора человек считывает 69% информации из внесловесного ряда, и только 31% информации – из слов. Поэтому сегодня на первое место выходят чисто актерские навыки: представительная внешность первого лица, приятный тембр голоса, умение понравиться аудитории и даже рассмешить ее; и лишь на втором месте - мысли и умение говорить.
Значительную роль в политическом PR занимает лоббирование.
Лоббирование – организация содействия прохождению тех или иных законопроектов. Является вполне легальным видом деятельности, которая сама регулируется соответствующими законами.
Первоначально термин «лоббисты» применялся к журналистам, которые находились в «lobbies» (вестибюлях) Палаты общин. В США современное понимание этого слова закрепилось с 1829 года, когда Самуэль Кольт, известный оружейный промышленник, заплатил конгрессмену 10 тыс. долларов за прохождение нужного ему закона. А его лоббист А. Хей одарил конгрессменов красиво декорированными револьверами.
Лоббирование, или организация содействия прохождению тех или иных законопроектов, в развитых странах является вполне легальным видом профессии. Мы также сталкиваемся с проявлениями лоббирования в скрытой или открытой форме, когда те или иные профессиональные, общественные группы объединяются в целях защиты своих интересов в более активной форме. К примеру, это аграрное или нефтяное лобби, демонстрации в защиту своих интересов, организуемые от имени шахтеров, учителей. Лоббирование означает представление проблемы перед политиками или государственными служащими.
Россия в начале 1995 года провела конференцию по обсуждению проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Сегодня вариантами «цивилизованного лоббизма» считаются:
персональные контакты с представителями власти;
участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств;
работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства;
съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти;
участие в общественных слушаниях законопроектов в парламенте;
воздействие через общественное мнение и СМИ;
доклады, послания со стороны бизнеса к властным структурам;
встречи с высшими руководителями государства.
Позитивные аспекты лоббизма проявляются в том, что он позволяет узаконить некоторые пути воздействия на власть, уменьшая риск порождения коррупции. Лоббизм ограничивает возможности коррумпирования аппарата, так как вводит процесс доведения интересов заинтересованных лиц до представительной и исполнительной власти.
Экономическое содержание лоббизма заключается в предоставлении денег для законодателей, что необходимо последним для переизбрания. По американским данным, при Конгрессе США зарегистрированы более 7 тыс. лоббистов иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гонорары за представление интересов зарубежных фирм.
Выделяют два типа лоббирования: корпоративный, связанный с крупными организациями и их интересами, и «завоевательный», ориентированный на освоение новых пространств, изменение статусов и регламентации.
Распространенной формой организации лоббистских групп являются общественные, отраслевые и профессиональные объединения: Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Международная ассоциация фармацевтических производителей (AIPM), Союз российских пивоваров, Московская рекламная гильдия, объединения врачей, юристов, рекламистов и т. п. Эти организации в качестве целей своей деятельности рассматривают отстаивание интересов своих членов перед властью и обществом.
Таким образом, лоббизм напрямую зависит от PR, ведь основной его задачей выступает перевод требований и интересов одной общественной группы на язык другой, то есть налаживание коммуникации между различными группами.
Итак, основная задача политического PR - создание образа компетентного и эффективного руководства, которое обладает сильной властью и способно решать стоящие перед ним проблемы, не ущемляя конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации.
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1 pr в современном обществе
- 1.1 Определение понятия pr
- 1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
- Лекция 2 Целевые аудитории и основные законы коммуникации
- 2.1. Понятие и классификация целевых аудиторий
- 2.2 Области применения pr
- 2.3 Корпоративное послание
- 2.4 Понятие и формы коммуникации
- 2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
- 2.6 Основные законы коммуникации
- 2.7 Социально-психологические основы рr-деятельности
- 2.8 Механизм построения pr-деятельности
- Лекция 3 Управление pr-деятельностью
- 3.1 Службы по связям с общественностью
- 3.2 Специализированные pr-фирмы
- Лекция 4 Правовые и этические аспекты pr-деятельности
- 4.1 Этика и правовые нормы в pr
- 4.2 Использование методов «серого» или «черного» pr
- Лекция 5 Менеджмент новостей и конструирование новостной информации
- 5.1 Менеджмент новостей
- 5.2 Механизмы управления новостной информацией
- 5.3 Приемы конструирования новостной информации
- 5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения
- Лекция 6 Формы подачи новостных материалов и организация pr-коммуникаций
- 6.1 Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение
- 6.2 Выступление на радио
- 6.3 Выступление на телевидении
- 6.4 Организация пресс-конференции
- 6.5 Организация презентаций
- 6.6 Другие организационные формы в связях с общественностью
- 6.7 Модели принятия решений в процессе переговоров
- Лекция 7 Управление имиджем
- 7.1. Имиджевые характеристики
- Использование типов имиджевых характеристик в pr
- 7.2 Персональный имидж
- 7.3 Корпоративный имидж, макроимидж фирмы
- Структура имиджа организации
- 7.4 Инструменты имиджмейкера
- Лекция 8 Основные направления pr
- 8.1 Политический pr
- 8.2 Финансовый pr
- 8.3 Pr в шоу-бизнесе
- Лекция 9 Организация программ и pr-кампаний в мезосреде фирмы
- 9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
- 9.2 Основные этапы планирования pr-кампании
- 9.3 Оценка эффективности pr-кампании
- Лекция 10 Основы письменной pr-коммуникации
- 10.1 Роль письменной коммуникации в pr
- 10.2 Классификация письменных pr-материалов
- 10.3 Не контролируемые организацией pr-материалы, предназначенные для сми
- 1 Пресс-релиз, медиа-релиз, ньюс-релиз
- 2. Бэкграундер
- 3. Биографическая справка
- 4. Статья
- 5. Пресс-кит, медиа-кит, ньюс-кит
- 10.4 Контролируемые pr-материалы для внешней аудитории
- 1. Письма
- 2. Приглашения
- 3. Проспекты, буклеты
- 4. Брошюры
- 5. Листовка
- 6. Текст речей и выступлений
- 10.5 Контролируемые pr-материалы для внутренней аудитории
- 1. Информационный листок, ньюслеттер, бюллетень
- 2. Медиа-план
- 3. Медиа-карта
- 4. Пресс-дайджест
- Список использованных источников
- Список рекомендуемой литературы