9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
Любой PR-специалист должен владеть основными методами социологических исследований и уметь интерпретировать их результаты.
Далее предлагается краткое описание основных методов исследований, используемых в практике PR.
Опросы проводятся с помощью анкет и считаются одним из надежных способов получения статистических данных о состоянии общественного мнения.
В маркетинге и PR используется несколько видов анкетного опроса:
«Face-to-face» (непосредственный контакт с респондентом на улицах, в доме, на рабочем месте респондента, в других общественных местах).
Телефонный опрос.
Интернет-опрос - новый вид массового опроса.
Экспертные интервью - опрашиваются специалисты в интересующей области, которые в процессе свободной беседы с интервьюером высказывают свою позицию по различным аспектам заданной темы.
Глубинные интервью - опрос респондента, проводимый в форме беседы по интересующему кругу вопросов. Обычно глубинные интервью направлены на получение качественной информации, сбор которой невозможен или затруднен другими методами исследования.
Фокус-группа - групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников «субъективной информации» по восприятию ими различных объектов: конкретных товаров и услуг и мотивации их покупок, имиджа торговой марки, сообщений средств массовой информации, рекламы и т. д. Обычно в фокус-группе участвует 8–10 человек, но не может быть менее 6 участников.
Холл-тест - специальный метод, предполагающий тестирование отдельных характеристик товаров или рекламных материалов в закрытом помещении. На практике холл-тест выглядит следующим образом: в магазине или вблизи мест большого скопления людей (часто городские рынки или людные улицы) устанавливаются оборудованные комнаты («hall») для проведения исследования. Представители целевой аудитории приглашаются в «hall», где проводится тестирование. В методе холл-тест выделяют следующие типы тестирования:
«слепое» (без марки продукта) и «открытое» тестирование;
оценочное (один товар) и сравнительное (несколько аналогичных товаров).
Включенное наблюдение - непосредственное наблюдение за действиями участников событий или рыночного обмена (например, продавцов и покупателей). В таком случае исследователь становится наблюдателем, фиксирующим увиденное и услышанное, а также собственные впечатления о происходящем. Кроме того, исследователь может задавать вопросы участникам наблюдаемой ситуации – информантам. При этом наблюдатель может выступать в ролях, различающихся по степени открытости-закрытости исследователя для респондентов:
полный участник – цели и статус исследователя остаются неизвестными для информантов (например, в момент покупки исследователь может находиться в позиции покупателя или продавца);
неполный участник – цели и статус исследователя остаются неизвестными для респондентов, но сам исследователь не вовлечен в ситуацию, наблюдая ее со стороны;
• полный наблюдатель – респонденты осведомлены о целях и статусе исследователя, исследователь не принимает участия в ситуации, наблюдая ее со стороны.
Контент-анализ - анализ текстов. Контент-анализ по строго очерченному спектру тем дает возможность сформировать динамическую картину высказываний, мнений, реакций и общественных стереотипов. Контент-анализ используется в работе со следующими видами текстов:
• публикации СМИ и текстовые материалы в Интернете;
• внутренние документы компаний;
• рекламные буклеты и информационные материалы компаний;
тексты интервью;
отчеты государственных, общественных, отраслевых и профессиональных организаций;
другие письменные источники.
Домашний тест. Домашний тест – это вид маркетингового эксперимента, предусматривающего тестирование продуктов в домашних условиях, в ситуации их реального использования. Домашний тест направлен на оценку функциональных качеств товаров.
Преимуществом домашнего теста является то, что тестирование продуктов происходит в тех же условиях, в которых они используются в реальной жизни.
Свободный поиск («free search») – это особая исследовательская стратегия, применяемая для получения нестандартной или специальной информации в ограниченные сроки. В режиме «свободного поиска» используются разнообразные источники информации:
публикации электронных и печатных СМИ;
материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет;
он-лайновые и офф-лайновые базы данных;
книги;
массовые опросы;
отчеты и публикации профессиональных, отраслевых и общественных организаций;
открытую документацию коммерческих и некоммерческих организаций (итоговые и годовые отчеты);
другие источники, использование которых не ограничено существующим законодательством.
Результатом «свободного поиска» является краткий отчет в форме обзора ситуации в интересующем контексте.
Web-поиск («web-search») – вид свободного поиска посредством сети Интернет.
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1 pr в современном обществе
- 1.1 Определение понятия pr
- 1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
- Лекция 2 Целевые аудитории и основные законы коммуникации
- 2.1. Понятие и классификация целевых аудиторий
- 2.2 Области применения pr
- 2.3 Корпоративное послание
- 2.4 Понятие и формы коммуникации
- 2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
- 2.6 Основные законы коммуникации
- 2.7 Социально-психологические основы рr-деятельности
- 2.8 Механизм построения pr-деятельности
- Лекция 3 Управление pr-деятельностью
- 3.1 Службы по связям с общественностью
- 3.2 Специализированные pr-фирмы
- Лекция 4 Правовые и этические аспекты pr-деятельности
- 4.1 Этика и правовые нормы в pr
- 4.2 Использование методов «серого» или «черного» pr
- Лекция 5 Менеджмент новостей и конструирование новостной информации
- 5.1 Менеджмент новостей
- 5.2 Механизмы управления новостной информацией
- 5.3 Приемы конструирования новостной информации
- 5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения
- Лекция 6 Формы подачи новостных материалов и организация pr-коммуникаций
- 6.1 Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение
- 6.2 Выступление на радио
- 6.3 Выступление на телевидении
- 6.4 Организация пресс-конференции
- 6.5 Организация презентаций
- 6.6 Другие организационные формы в связях с общественностью
- 6.7 Модели принятия решений в процессе переговоров
- Лекция 7 Управление имиджем
- 7.1. Имиджевые характеристики
- Использование типов имиджевых характеристик в pr
- 7.2 Персональный имидж
- 7.3 Корпоративный имидж, макроимидж фирмы
- Структура имиджа организации
- 7.4 Инструменты имиджмейкера
- Лекция 8 Основные направления pr
- 8.1 Политический pr
- 8.2 Финансовый pr
- 8.3 Pr в шоу-бизнесе
- Лекция 9 Организация программ и pr-кампаний в мезосреде фирмы
- 9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
- 9.2 Основные этапы планирования pr-кампании
- 9.3 Оценка эффективности pr-кампании
- Лекция 10 Основы письменной pr-коммуникации
- 10.1 Роль письменной коммуникации в pr
- 10.2 Классификация письменных pr-материалов
- 10.3 Не контролируемые организацией pr-материалы, предназначенные для сми
- 1 Пресс-релиз, медиа-релиз, ньюс-релиз
- 2. Бэкграундер
- 3. Биографическая справка
- 4. Статья
- 5. Пресс-кит, медиа-кит, ньюс-кит
- 10.4 Контролируемые pr-материалы для внешней аудитории
- 1. Письма
- 2. Приглашения
- 3. Проспекты, буклеты
- 4. Брошюры
- 5. Листовка
- 6. Текст речей и выступлений
- 10.5 Контролируемые pr-материалы для внутренней аудитории
- 1. Информационный листок, ньюслеттер, бюллетень
- 2. Медиа-план
- 3. Медиа-карта
- 4. Пресс-дайджест
- Список использованных источников
- Список рекомендуемой литературы