1.1 Определение понятия pr
Понятие «public relations» (РR, «связи с общественностью») возникло в США в 1903 г. Сейчас эта отрасль знаний проникла практически во все сферы жизнедеятельности. Сегодня все корпорации и крупнейшие компании мира имеют отделы связей с общественностью.
Понятие «public relations» в переводе означает «связи с общественностью», поэтому для четкого представления о предмете необходимо определить понятия «общественность» и «связи».
Термин «общественность» возник в конце XVII века во Франции с развитием буржуазии и появлением класса образованных профессионалов: юристов, врачей, художников, ученых и т.д.
Сегодня общественность представлена не только политическими партиями, но и разного рода некоммерческими организациями, неформальными движениями (феминистки, профессиональные общества, движения за права сексуальных меньшинств и т.д.). Собственно говоря, два гражданина любой демократической страны являются общественностью, если объединились для выражения какой-либо идеи или позиции.
Итак, общественность – это внутренняя и внешняя социальная среда некоторой организации. Данная среда разбивается на такие категории, как персонал фирмы, партнеры и оппоненты, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг организации и т.д.
Термин «связи» подразумевает в данном контексте действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между элементами среды.
Перейдем к конкретным определениям PR. По различным данным, насчитывается от 500 до 1000 формулировок. Рассмотрим три из них.
PR – это искусство создавать благоприятный климат, благоприятное отношение к фирме-продавцу (производителю товаров) не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики, причем на самых разных уровнях, вплоть до правительственного.
Как сфера деятельности PR представляет собой целостную систему, включающую в себя различные направления и специализации: связи со СМИ, связи с местным сообществом, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, лоббистская деятельность и связи с государственными структурами, избирательные технологии, финансовый, кризисный PR и др.
PR рассматриваются как умение воздействовать на общественное мнение в интересах корпорации, фирмы таким образом, чтобы убедить потребителя, что корпоративная деятельность осуществляется прежде всего ради его благополучия, комфорта, экономии времени именно у него.
Говоря проще, задачей PR является демонстрация объекта реальности нужной стороной и в нужное время, согласно известной фразе: «Двое смотрят вниз. Один видит лужу, другой - звезды». Однако не следует рассматривать PR как способ порождения и распространения ложных сведений о людях, событиях и организациях.
История возникновения связей с общественностью и особенности PR в России
Еще в трудах мыслителей Древней Греции и Рима можно найти достаточно свидетельств тому, что воздействию на общественное мнение уделялось большое внимание.
В последние годы работа с общественностью приобретает в России качественно новый уровень, выделяясь в самостоятельную сферу профессиональной деятельности.
Необходимость и актуальность РR стала очевидной вместе с демократизацией общественной, экономической и политической жизни в России в начале 90-х годов XX века: появились новые социальные и экономические группы, увеличилось число каналов коммуникации, наконец, появилась возможность открыто выражать свое мнение.
На смену разрушившейся тотальной пропаганде должно было прийти что-то иное. Этим иным стали РR, то есть технологический пакет по работе с индивидуальным и массовым сознанием средствами символического воздействия. Основными средствами этой работы были и по сию пору остаются каналы массовой коммуникации: телевидение, радио, газеты и журналы, рекламные буклеты, Интернет.
Технологии РR в своей деятельности активно используют различные социальные институты: государство, политические партии и движения, частные корпорации, профсоюзы, больницы, школы, университеты, религиозные общины, звезд шоу-бизнеса. Это именно те организации и люди, благополучие и существование которых базируется на благоприятном отношении к ним со стороны общественности, поскольку в современном обществе символический капитал, заключающийся в высоком рейтинге, деловом авторитете или поддержке избирателей, является более полезным, чем капитал финансовый и материальный.
Сегодня на Западе наиболее активно развивающимися направлениями РR являются правительственные, финансовые и кризисные. Практика стран СНГ добавила в этот список и политические РR. Ведь именно в этой области до последнего времени были сосредоточены наибольшие средства, что показывают состоявшиеся избирательные кампании в России.
Таким образом, сегодня в России развиваются практически все виды РR. Появилось достаточно активное лоббирование профессиональных интересов. Широко используются негативные кампании в прессе (газетные войны), привычным стало обозначение типа «война компроматов», в ход идут и слухи.
По оценкам российских экспертов, российский РR-рынок находится в стабильном состоянии при наблюдающейся небольшой положительной динамике роста. Определились лидеры рынка PR в России: компании “Imageland”, «Михайлов и партнеры», «ИМА-консалтинг», «РИМ», «Международный пресс-клуб», «Никола М» и др. Нужно заметить, что в области РR у России имеется и ряд выигрышных, по сравнению с Западом, позиций. В России не только имеется богатейший опыт по обработке массового сознания (хотя и тоталитарный), но и население, по мнению многих аналитиков, более восприимчиво к различного рода социальным мифам.
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1 pr в современном обществе
- 1.1 Определение понятия pr
- 1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
- Лекция 2 Целевые аудитории и основные законы коммуникации
- 2.1. Понятие и классификация целевых аудиторий
- 2.2 Области применения pr
- 2.3 Корпоративное послание
- 2.4 Понятие и формы коммуникации
- 2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
- 2.6 Основные законы коммуникации
- 2.7 Социально-психологические основы рr-деятельности
- 2.8 Механизм построения pr-деятельности
- Лекция 3 Управление pr-деятельностью
- 3.1 Службы по связям с общественностью
- 3.2 Специализированные pr-фирмы
- Лекция 4 Правовые и этические аспекты pr-деятельности
- 4.1 Этика и правовые нормы в pr
- 4.2 Использование методов «серого» или «черного» pr
- Лекция 5 Менеджмент новостей и конструирование новостной информации
- 5.1 Менеджмент новостей
- 5.2 Механизмы управления новостной информацией
- 5.3 Приемы конструирования новостной информации
- 5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения
- Лекция 6 Формы подачи новостных материалов и организация pr-коммуникаций
- 6.1 Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение
- 6.2 Выступление на радио
- 6.3 Выступление на телевидении
- 6.4 Организация пресс-конференции
- 6.5 Организация презентаций
- 6.6 Другие организационные формы в связях с общественностью
- 6.7 Модели принятия решений в процессе переговоров
- Лекция 7 Управление имиджем
- 7.1. Имиджевые характеристики
- Использование типов имиджевых характеристик в pr
- 7.2 Персональный имидж
- 7.3 Корпоративный имидж, макроимидж фирмы
- Структура имиджа организации
- 7.4 Инструменты имиджмейкера
- Лекция 8 Основные направления pr
- 8.1 Политический pr
- 8.2 Финансовый pr
- 8.3 Pr в шоу-бизнесе
- Лекция 9 Организация программ и pr-кампаний в мезосреде фирмы
- 9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
- 9.2 Основные этапы планирования pr-кампании
- 9.3 Оценка эффективности pr-кампании
- Лекция 10 Основы письменной pr-коммуникации
- 10.1 Роль письменной коммуникации в pr
- 10.2 Классификация письменных pr-материалов
- 10.3 Не контролируемые организацией pr-материалы, предназначенные для сми
- 1 Пресс-релиз, медиа-релиз, ньюс-релиз
- 2. Бэкграундер
- 3. Биографическая справка
- 4. Статья
- 5. Пресс-кит, медиа-кит, ньюс-кит
- 10.4 Контролируемые pr-материалы для внешней аудитории
- 1. Письма
- 2. Приглашения
- 3. Проспекты, буклеты
- 4. Брошюры
- 5. Листовка
- 6. Текст речей и выступлений
- 10.5 Контролируемые pr-материалы для внутренней аудитории
- 1. Информационный листок, ньюслеттер, бюллетень
- 2. Медиа-план
- 3. Медиа-карта
- 4. Пресс-дайджест
- Список использованных источников
- Список рекомендуемой литературы