3.1 Службы по связям с общественностью
Служба связей с общественностью – это особое структурное подразделение организации, неотъемлемая часть ее системы управления, способствующая обеспечению согласия внутренней и внешней общественности с политикой и практикой функционирования организации.
Первая служба связей с общественностью (Комитет по общественной информации) была создана после Первой мировой войны при правительстве США В. Вильсоном.
В настоящее время в развитых странах практически каждая крупная фирма или компания имеет самостоятельную PR-службу или, по крайней мере, PR-специалиста. Например, в «General Motors» в PR-подразделении работают около 200 человек. В зависимости от профиля и целей организации PR-службы могут носить самые различные названия: управление по связям с общественностью, пресс-служба и др. Однако все они выполняют одну и ту же задачу.
Основные направления деятельности служб связей с общественностью в коммерческих структурах:
деятельность по применению средств убеждения, направленных на формирование, коррекцию и изменение общественного мнения с целью усиления конкурентоспособности коммерческой структуры;
первичное информирование потенциального потребителя о деятельности коммерческой структуры (цели, задачи, направления деятельности, традиции, социальная функция и т. д.);
поиск точек соприкосновения интересов коммерческой структуры с интересами потенциального потребителя, поддержание с ним доброжелательных отношений;
формирование у потенциального потребителя новых общих интересов с коммерческой структурой, формирование у него чувства причастности к делам структуры;
внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности общих с фирмой интересов над его другими интересами.
Функции служб связей с общественностью:
а) исследовательские, связанные со сбором, обработкой, анализом информации;
б) информационные, связанные с подготовкой информационных материалов, информированием общественности о целях и проблемах организации, размещением информации в средствах массовой информации и т.д.;
в) планирующие, связанные с определением целей, задач, разработкой плана мероприятий по их реализации;
г) организаторские, заключающиеся в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий;
д) экспертные, проявляющиеся в оценке эффективности проделанной работы и выявлении новых проблем, которые предстоит решать.
К приоритетным задачам отделов PR в развитых странах относятся и корпоративные коммуникации - воспитание служащих, и формирование у них корпоративного духа. Дух корпоративного единения поддерживают такие PR-акции, как организация корпоративных развлечений (поездок, экскурсий, конкурсов, соревнований, поздравление юбиляров и т.д.), благотворительных мероприятий (сбор пожертвований, учреждение стипендий и фондов фирмы или компании и т. д.), участие в профессиональных выставках и конкурсах и прочих.
Особая роль принадлежит отделу PR в деле воспитания служащих как представителей (носителей) имиджа организации для общественности. На практике проведение в жизнь лозунга «За имидж фирмы отвечают все сотрудники, а не только отдел PR» означает пропаганду корпоративной философии и основополагающих принципов компании через систему учебных семинаров, тренингов, организацию ролевых и деловых игр, презентаций и т. д.
Примерный список должностей отдела связей с общественностью:
Начальник отдела (разработка стратегических планов по всем направлениям PR-деятельности, разработка идей новостного фона компании, разработка массовых акций, контроль за использованием финансовых средств, коммуникации с лидерами, создающими общественное мнение, – политиками, деятелями культуры, науки и т.д.).
Специалист по созданию и распространению оперативной информации (создание новостного потока компании, составление информационных сообщений, рассылка новостных материалов по информационным каналам и СМИ).
Имиджмейкер (создание имиджа организации или лидера).
Менеджер по работе со СМИ (поддержание и установление новых контактов с представителями СМИ, организация публикации статей, размещение сюжетов о деятельности компании в СМИ и т.д.)
Специалист по медиа-планированию (медиабайер (media buyer) – специалист, который ведет переговоры по вопросам закупок эфирного времени и рекламных площадей или закупает рекламную площадь и/или эфирное время для последующей перепродажи в розницу; медиаселлер (media seller) – специалист, занимающийся продажей рекламного пространства от имени и по поручению владельца).
Специалист по фанд-райзингу (fund-raising). Fund-raising означает поиск средств для проведения общественных мероприятий, чаще всего политических.
Журналист (написание статей и иных информационных материалов для размещения в СМИ).
Спичрайтер (speechwriter – сочинитель текстов выступлений и т.д.)
PR-продюссер (разработка и организация PR-акций и мероприятий).
Специалист по социологическим и маркетинговым исследованиям.
Специалист по работе в Интернет.
Секретарь-делопроизводитель отдела.
Художник-дизайнер.
В зависимости от размеров компании и масштабов предполагаемой PR-деятельности штат сотрудников отдела PR может быть значительно сокращен. В небольших фирмах функции различных работников совмещаются.
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1 pr в современном обществе
- 1.1 Определение понятия pr
- 1.3 Субъект, объект, цели, задачи, функции pr
- Лекция 2 Целевые аудитории и основные законы коммуникации
- 2.1. Понятие и классификация целевых аудиторий
- 2.2 Области применения pr
- 2.3 Корпоративное послание
- 2.4 Понятие и формы коммуникации
- 2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия
- 2.6 Основные законы коммуникации
- 2.7 Социально-психологические основы рr-деятельности
- 2.8 Механизм построения pr-деятельности
- Лекция 3 Управление pr-деятельностью
- 3.1 Службы по связям с общественностью
- 3.2 Специализированные pr-фирмы
- Лекция 4 Правовые и этические аспекты pr-деятельности
- 4.1 Этика и правовые нормы в pr
- 4.2 Использование методов «серого» или «черного» pr
- Лекция 5 Менеджмент новостей и конструирование новостной информации
- 5.1 Менеджмент новостей
- 5.2 Механизмы управления новостной информацией
- 5.3 Приемы конструирования новостной информации
- 5.4 Слухи, их особенности и факторы распространения
- Лекция 6 Формы подачи новостных материалов и организация pr-коммуникаций
- 6.1 Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение
- 6.2 Выступление на радио
- 6.3 Выступление на телевидении
- 6.4 Организация пресс-конференции
- 6.5 Организация презентаций
- 6.6 Другие организационные формы в связях с общественностью
- 6.7 Модели принятия решений в процессе переговоров
- Лекция 7 Управление имиджем
- 7.1. Имиджевые характеристики
- Использование типов имиджевых характеристик в pr
- 7.2 Персональный имидж
- 7.3 Корпоративный имидж, макроимидж фирмы
- Структура имиджа организации
- 7.4 Инструменты имиджмейкера
- Лекция 8 Основные направления pr
- 8.1 Политический pr
- 8.2 Финансовый pr
- 8.3 Pr в шоу-бизнесе
- Лекция 9 Организация программ и pr-кампаний в мезосреде фирмы
- 9.1 Методы социологических исследований в маркетинге и pr
- 9.2 Основные этапы планирования pr-кампании
- 9.3 Оценка эффективности pr-кампании
- Лекция 10 Основы письменной pr-коммуникации
- 10.1 Роль письменной коммуникации в pr
- 10.2 Классификация письменных pr-материалов
- 10.3 Не контролируемые организацией pr-материалы, предназначенные для сми
- 1 Пресс-релиз, медиа-релиз, ньюс-релиз
- 2. Бэкграундер
- 3. Биографическая справка
- 4. Статья
- 5. Пресс-кит, медиа-кит, ньюс-кит
- 10.4 Контролируемые pr-материалы для внешней аудитории
- 1. Письма
- 2. Приглашения
- 3. Проспекты, буклеты
- 4. Брошюры
- 5. Листовка
- 6. Текст речей и выступлений
- 10.5 Контролируемые pr-материалы для внутренней аудитории
- 1. Информационный листок, ньюслеттер, бюллетень
- 2. Медиа-план
- 3. Медиа-карта
- 4. Пресс-дайджест
- Список использованных источников
- Список рекомендуемой литературы