logo
Маркетинг Семенов Н

4.1. Факторы культурного порядка

Факторы культурного порядка включают культуру, субкультуру и социальное положение.

Культура – это основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Как правило, рост культурного уровня повышает уровень потребностей в области материальных и духовных ценностей.

Субкультура предоставляет возможность более конкретного отождествления и общение с себе подобными по национальным или религиозным признакам. С точки зрения маркетинга это проявляется во вкусовых пристрастиях, традициях, интересах. Например, мусульманская религия запрещает употребление в пищу свинины, алкоголя, а индийцы, как правило, не употребляют говядину, считая коров священными животными. Характерными особенностями отличаются субкультуры корейцев, вьетнамцев, народов крайнего севера и др.

Социальное положение. Социальное положение покупателей определяется их принадлежностью к одному из общественных классов общества. Общественные классы являются сравнительно стабильными группами, располагающимися в иерархическом порядке и характеризующиеся схожим материальным благосостоянием и ценностными представлениями. Для различных общественных классов характерны специфические предпочтения товаров на потребительском рынке. В экономически развитых странах с рыночной экономикой, например, США, Великобритания, ФРГ, Франция, принято выделять шесть основных общественных классов, которые условно можно объединить в три: высший, средний и низший.

Высший класс, включающий не более 3% населения, объединяет людей, живущих на наследуемое богатство (Морганы, Форды, Дюпоны, Рокфеллеры), самостоятельно заработавших крупный капитал (Б. Гейтс). Это бизнес–элита общества. В отличие от новорусских нуворишей они не выставляют свое богатство напоказ, активно занимаются благотворительностью и меценатством. Представители высшего класса активно выступают на рынках драгоценностей и антиквариата, например, на аукционах Сотбис, Кристи, на рынке элитной недвижимости, транспортных средств (самолеты, яхты).

Средний класс является основой развитого общества и объединяет до 50% населения. К среднему классу относятся бизнесмены, менеджеры, инженерно-технические работники, врачи, высококвалифицированные рабочие, люди свободных профессий, преподаватели. Представители среднего класса выступают на рынке недвижимости (виллы, загородные дома), автомобилей, современной бытовой техники, качественной одежды, туристических услуг, качественных хозяйственных товаров. Если, используя метафорический подход, сравнить экономику страны с яхтой, то средний класс – это тяжеловесный киль яхты, который обеспечивает ее устойчивость.