8.1. Оптовая торговля
Оптовая торговля – это деятельность, связанная с продажей товаров для их последующей перепродажи или профессионального (коммерческого) использования. С помощью оптовиков эффективно решаются следующие задачи: закупка и формирование товарного ассортимента; разбивка крупных партий товара на мелкие; складирование; транспортировка; финансирование; принятие риска на утрату товара; получение информации о рынке; получение консультационных услуг.
В последние годы росту оптовой торговли способствуют такие тенденции в экономике, как рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основной массы потребителей, увеличение числа уровней промежуточных производителей и потребителей, обострение необходимости адаптации товаров к требованиям потребителей. Существуют различные виды предприятий оптовой торговли.
Оптовики-купцы – это независимые коммерческие фирмы, приобретающие право собственности на товар. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, дистрибьюторы, снабженческие дома, На долю оптовиков-купцов приходится около 50% от объема всей оптовой торговли. В свою очередь оптовики-купцы подразделяются на два вида: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют услуги по хранению товаров, предоставлению продавцов, кредитованию и обеспечению доставки товаров. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения. Торговцы оптом продают товары розничным торговцам по одному или нескольким ассортиментам. Дистрибьюторы продают товары преимущественно производителям, а не розничным торговцам. Если дистрибьюторы занимаются широкой номенклатурой товаров, то их называют снабженческими домами.
Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляют клиентам ограниченный набор услуг. Существует несколько видов таких предприятий:
оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара;
оптовики-коммивояжеры осуществляют продажу и доставку продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, пицца);
оптовики-организаторы занимаются бестарными товарами (гравий, уголь, лесоматериалы), не имеют складов, а только организуют отгрузку товара от производителя к потребителю. С момента принятия заказа до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на товар и весь связанный с этим риск. Поскольку оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов, он торгует по более низким ценам;
сельскохозяйственные производственные кооперативы;
оптовики, торгующие по почте.
Агенты и брокеры отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям: не берут на себя право собственности на товар и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция – содействие купле-продаже. За свои услуги агенты и брокеры получают вознаграждение в размере от 0,5 до 2 % в зависимости от объема сделки (п. 2.2.). Чем больше объем сделки, тем меньше процент вознаграждения.
Существует несколько видов агентов: агенты производителей; полномочные агенты по сбыту, агенты по закупкам и оптовики-комиссионеры (агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу). Основная функция брокера – свести покупателей с продавцами. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимают на себя никакого риска, например, брокеры по операциям с продуктами, недвижимостью, страховые брокеры, брокеры по операциям с ценными бумагами.
Оптовые отделения и конторы производителей подразделяются на два вида: сбытовые отделения и конторы и закупочные конторы. Сбытовые отделения хранят товарные запасы, например, в лесной промышленности. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов (текстильные, галантерейные товары). Закупочные конторы выполняют ту же роль, что и брокеры и агенты, но являются структурными подразделениями организаций потребителей.
Специализированные оптовики включают оптовиков-скупщиков сельхозпродуктов, оптовые нефтебазы, оптовиков-аукционистов, например, для таких товаров как табак, элитный скот, цветы.
Преимущества оптовой торговли для производителей заключаются в следующем:
упрощается работа службы сбыта, снижаются затраты, связанные с реализацией товара;
обеспечивается равномерность загрузки производственных мощностей, снижаются издержки производства;
снижается риск, связанный с хранением товара в связи с немедленной отгрузкой;
предоплата обеспечивает финансовые преимущества.
Преимущества оптовой торговли для розничной торговли
заключаются в следующем:
облегчается организация закупок товара, формирование желаемого ассортимента;
обеспечивается срочность и малый объем партий;
обеспечивается кредитная помощь.
В последнее время наблюдаются следующие тенденции в развитии
оптовой торговли: укрупнение оптовых фирм в результате их объединения и ужесточения конкуренции; распространение вертикальной интеграции за счет приобретения посреднических кампаний; стирание граней между крупными оптовыми и розничными фирмами.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Тверской государственный технический университет»
- Маркетинг
- Глава 1. Маркетинг или наука о рынке
- 1.1. Определение и основные понятия
- Вопрос 1.1. В чем отличие предпринимателя и спекулянта?
- Вопрос 1.2. Вредят ли бартерные сделки государству?
- Вопрос 1.3. С точки зрения маркетинга, чем являются спонсорство и меценатство: обменом, сделкой или не тем и не другим?
- 1.2. Основные принципы и функции
- 1.3. Концепции управления маркетингом
- Глава 2. Маркетинговая среда фирмы
- 2.1. Макросреда фирмы
- Вопрос 2.1 Приведите примеры естественных и искусственных монополий?
- Вопрос 2.2. Почему в Российской Федерации слабо развито ипотечное кредитование?
- Вопрос 2.3. В чем суть Киотского соглашения? Участвуют ли в этом соглашении сша и Россия?
- Вопрос 2.4. Как вы оцениваете культурный уровень населения России?
- 2.2. Микросреда фирмы
- Вопрос 2.5. Чем больше объем сделки, тем % брокериджа больше или меньше?
- Вопрос 2.6. Какие из контактных аудиторий являются благотворными, искомыми и нежелательными?
- Глава 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Предмет, принципы и задачи
- 3.2. Маркетинговая информация
- Вопрос 3.1. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов. Какие из них удобнее обрабатывать на компьютере?
- Вопрос 3.2. Фирма модной женской одежды осуществляет сбор первичной информации. Население города 500000 человек. Сколько респондентов необходимо анкетировать, чтобы выборка была репрезентативной?
- Вопрос 3.3. Какие достоинства и недостатки присущи различным способам связи с аудиторией?
- 3.3. Маркетинговый анализ
- Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке
- Вопрос 4.1. Определите побудительные факторы маркетинга, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке?
- 4.1. Факторы культурного порядка
- Вопрос 4.2. В каком состоянии развития находится средний класс в России?
- 4.2. Факторы социального порядка
- Вопрос 4.3. Приведите конкретные примеры покупательского поведения потребителя в соответствии с выполняемыми им социальными ролями?
- 4.3. Факторы личного порядка
- 4.4. Факторы психологического порядка
- 4.5. Процесс принятия решения о покупке
- Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
- Глава 5. Товар в системе маркетинга
- 5.1. Определение и классификация
- Вопрос 5.1. При переходе от одного типа товара к другому доля материально-вещественных вложений увеличивается или уменьшается?
- Вопрос 5.2. Приведите примеры товаров особого спроса?
- 5.2. Новый товар: определение и разработка
- Вопрос 5.3. В чем принципиальная разница приобретения предприятием патента или лицензии на производство нового товара?
- 5.3. Марочный товар
- Вопрос 5.4. Приведите примеры торговых знаков (товарных марок) и торговых марок?
- Вопрос 5.5. Какие достоинства и недостатки характерны при присвоении единых и индивидуальных марочных названий?
- Вопрос 5.6. В чем суть паразитирования на торговых марках известных фирм?
- Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга
- 6.1. Функции и разновидности цены
- Вопрос 6.1. Приведите примеры количественных и качественных стоимостных показателей?
- Вопрос 6.2. Какие компоненты включает оптово-сбытовая наценка и торговая надбавка?
- 6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования
- 1. Установление цен на новый товар:
- Вопрос 6.3. Какому соотношению уровней качества и цены соответствует стратегия повышенной ценностной значимости товара?
- 2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры
- Вопрос 6.4. Приведите примеры товарной номенклатуры и товарного ассортимента?
- 3. Установление цен по географическому принципу
- Вопрос 6.5. Из каких соображений устанавливается единая цена на товар с учетом его доставки?
- 4. Установление цен со скидками и зачетами
- 5. Установление цен для стимулирования сбыта
- 6. Установление дискриминационных цен
- 6.3. Методика и методы расчета цены
- Вопрос 6.6. Приведите примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом?
- Вопрос 6.7. В каком случае возможна реализация товаров по демпинговым ценам?
- Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика
- 7.1. Каналы распределения товара
- Вопрос 7.1. Приведите примеры фирм с различными формами привилегий?
- 7.2. Маркетинговая логистика
- Вопрос 7.2. Какой еще вид транспорта и для каких товаров в настоящее время эффективно используется?
- Вопрос 7.3. Укажите достоинства и недостатки различных видов транспорта?
- Глава 8. Оптовая и розничная торговля
- 8.1. Оптовая торговля
- 8.2. Розничная торговля
- Вопрос 8.1. В чем отличие магазина самообслуживания от магазина со свободным отбором товаров?
- Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
- 9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
- Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь?
- 9.2. Позиционирование товара на рынке
- Вопрос 9.2. Постройте схемы покупательских предпочтений и позиционирования для рынка отечественных автомобилей по критериям цены и комфортности?
- Глава 10. Реклама и фосстис
- 10.1. Определение и сущность рекламы
- Вопрос 10.1. Какие преимущества имеет радио реклама по сравнению с телевизионной рекламой, кроме меньшей стоимости?
- Вопрос 10.2. Является ли Интернет сми?
- 10.2. Фосстис
- Глава 11. Маркетинг услуг
- 11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг
- Вопрос 11.1. Приведите примеры различных услуг?
- 11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей
- Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
- 12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий.
- Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
- Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией?
- Вопрос 12.3. Какая из стратегий модели Ансоффа является наиболее ресурсоемкой?
- 12.2. Создание конкурентных преимуществ
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Глава 13. Международный маркетинг
- 13.1. Планирование международного маркетинга
- Вопрос 13.1. Какая из стран Евросоюза отказалась от введения в обращение евро?
- Вопрос 13.2. Какие зоны свободной торговли существуют в России?
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти.
- 13.2. Структура и методы маркетингового исследования
- 13.3. Маркетинговый аудит
- Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 14.1. Маркетинг на рынке средств производства
- 14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
- Вопрос 14.1. Приведите примеры обязательного и добровольного страхования?
- 14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
- Глава 15. Интернет – маркетинг
- 15.1. Реклама в Интернете
- 15.2. Маркетинговые исследования в Интернете
- 15.3. Электронные платежные системы
- 15.4. Электронная торговля
- Глава 16. Маркетинг и общество
- 16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и
- Вопрос 16.1. Приведите примеры товаров, которые быстро морально устаревают?
- 16.2. Pr в системе маркетинга
- Расчет вариантов коммерческой сделки по договору купли-продажи.
- 2. Рассчитать варианты контракта по импорту.
- Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности
- 2. Концепции управления маркетингом.
- 10. Марочный товар.