14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
Маркетинг гостиничного сервиса включает комплекс различных мероприятий:
- выявление желаний и потребностей клиентов;
- создание комплекса товаров, удовлетворяющих потребности
(экономический класс, люкс, апартаменты);
- продвижение товаров на рынке.
Маркетинг гостиничного хозяйства имеет особенности:
- обслуживание как продукт неосязаем, нельзя продемонстрировать,
взять с собой;
- потребитель участвует в процессе обслуживания (выдвигает
требования);
- брак не может быть снят с производства;
- невозможность накопления и хранения впрок (превышение спроса не
имеет значения);
- весь комплекс обслуживания сосредоточен в одном месте.
Гостиничная индустрия в зависимости от конкретных нужд потребителей может быть сегментирована на:
полный пансион для бизнес - туристов;
обслуживание экономического класса;
обслуживание в апартаментах;
высший экономический класс;
курортное обслуживание;
обслуживание в центре города и на окраинах;
обслуживание вдоль автомагистралей.
На Западе крупные гостиницы создали специальные программы для постоянных гостей (гостиничные цепи, постоянным клиентам скидки, подарки вплоть до бесплатного размещения, туристической поездки). Программы связаны с аналогичными в транспортной сети.
С развитием рыночных отношений повышается риск неопределенности в деятельности гостиниц, который усиливается следующими факторами:
- неизвестно количество реальных и потенциальных потребителей, динамика и конъюнктура рынка;
- неизвестны потребности и возможности клиентов;
- неясна степень ускорения научно-технического прогресса, который
обуславливает сокращение жизненного цикла гостиничных услуг.
С помощью методов маркетинга возможно:
- повысить деловую активность, норму прибыли, снизить уровень
рисков;
- обеспечить оптимальные пропорции между спросом и предложением;
- гибко реагировать на динамику спроса;
- формировать системы договорных отношений между своими
контактными аудиториями;
- искать новые рынки сбыта.
Маркетинговое исследование в области гостиничного сервиса – это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с сервисными услугами. Частью маркетингового исследования является анализ рынка, в результате которого определяются:
размер рынка, тенденции, сезонные факторы;
потенциальные объемы продажи вводимых на рынок или находящихся на нем услуг;
состав клиентов;
мотивы и установки потенциальных клиентов.
Целевой рынок и позиция отеля на рынке – это основные, взаимосвязанные принципы маркетинга гостиничных услуг. Гостиница может оценить свое положение на рынке либо сравнивая свои возможности с возможностями конкурентов, либо повернувшись в сторону конкретных нужд потребителей.
Маркетинг-микс гостиничного сервиса – это структура расходов на маркетинговую целевую стратегию для освоения рынка конкретной услуги, комплекс средств, с помощью которых субъект рынка (отель) воздействует на целевой рынок. Цель решений, составляющих стратегию маркетинг-микса - воздействовать на потребительский спрос гостиничных услуг. Средства – ассортимент и качество услуг, цена, система реализации. Между основными элементами стратегии маркетинг-микса гостиничного сервиса устанавливается обратная связь. Они могут действовать как раздельно, так и в совокупности, но обязательно в зависимости от факторов макро- и микросреды.
Реклама в гостиничном бизнесе должна отвечать следующим требованиям:
- подчеркивать преимущества отеля, а не его особенности;
- предлагаться как решение всех проблем.
Туризму как продукту деятельности туристических фирм присущи следующие черты:
- высокая эластичность спроса, что объясняется уровнем доходов и цен;
- способность насыщаться ввиду сезонных колебаний спроса;
- невозможность гибко приспосабливаться во времени и пространстве к
требованиям потребителей;
- наличие многочисленных звеньев пэкидж-тура (стандартного набора
услуг).
Выделяют три функции туристического маркетинга:
формирование контактов с потребителями;
развитие контактов за счет нововведений;
контроль за результатами обслуживания.
Туристический маркетинг – понятие сложное и емкое, поэтому до сих пор не получил окончательной формулировки.
Туристический маркетинг – методы и приемы, направленные на выявление и удовлетворение потребностей людей, вызванных мотивами отдыха и организация туристических фирм, способных рационально удовлетворить эти потребности.
Слово «туризм» происходит от французского «la tur» - путешествие. Всего существует около 40 видов туризма (внутренний, международный, спортивный, познавательный, научный, шоп-туры и другие).
Туристический продукт – это с одной стороны набор услуг, а с другой – элементы, производящие услуги (отели, транспортные средства, рестораны). 80% туристического продукта – услуги, характеризуемые неосязаемостью, неразрывностью производства и потребления, изменчивостью, неспособностью к хранению. По желанию клиента турфирмы могут сформировать эксклюзив–тур. Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей, поскольку:
- стартовые инвестиции невелики;
- спрос растет;
- высок уровень рентабельности;
- минимален срок окупаемости.
В связи с сезонностью наибольшую актуальность имеет синхромаркетинг, который позволяет провести сглаживание колебаний сезонности потребления турпродукта. Во Франции удалось изменить сезонные колебания за счет рекламы международной ценности исторического и культурного наследия. Например, «Не Лазурное побережье, а Лувр, Версаль!». В межсезонье проводят конференции, выставки.
С целью реализации туртовара используются личный контакт, косвенный контакт (рассылка буклетов), контакт через агентов, Интернет. Метод электронных продаж имеет ряд преимуществ:
неограниченный объем информации;
широта охвата аудитории;
круглосуточный доступ;
возможность оперативного обновления;
интерактивный режим;
полная статистика обращений.
Стимулирование сбыта турпродукта проводится в направлениях стимулирования сотрудников, торговых посредников и клиентов. Для клиентов турфирмы практикуют скидки: в случае бронирования туров в установленные сроки; сезонные; по отдельным категориям клиентов (дети, молодожены); бонусные (постоянным клиентам); для групп клиентов [20].
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Тверской государственный технический университет»
- Маркетинг
- Глава 1. Маркетинг или наука о рынке
- 1.1. Определение и основные понятия
- Вопрос 1.1. В чем отличие предпринимателя и спекулянта?
- Вопрос 1.2. Вредят ли бартерные сделки государству?
- Вопрос 1.3. С точки зрения маркетинга, чем являются спонсорство и меценатство: обменом, сделкой или не тем и не другим?
- 1.2. Основные принципы и функции
- 1.3. Концепции управления маркетингом
- Глава 2. Маркетинговая среда фирмы
- 2.1. Макросреда фирмы
- Вопрос 2.1 Приведите примеры естественных и искусственных монополий?
- Вопрос 2.2. Почему в Российской Федерации слабо развито ипотечное кредитование?
- Вопрос 2.3. В чем суть Киотского соглашения? Участвуют ли в этом соглашении сша и Россия?
- Вопрос 2.4. Как вы оцениваете культурный уровень населения России?
- 2.2. Микросреда фирмы
- Вопрос 2.5. Чем больше объем сделки, тем % брокериджа больше или меньше?
- Вопрос 2.6. Какие из контактных аудиторий являются благотворными, искомыми и нежелательными?
- Глава 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Предмет, принципы и задачи
- 3.2. Маркетинговая информация
- Вопрос 3.1. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов. Какие из них удобнее обрабатывать на компьютере?
- Вопрос 3.2. Фирма модной женской одежды осуществляет сбор первичной информации. Население города 500000 человек. Сколько респондентов необходимо анкетировать, чтобы выборка была репрезентативной?
- Вопрос 3.3. Какие достоинства и недостатки присущи различным способам связи с аудиторией?
- 3.3. Маркетинговый анализ
- Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке
- Вопрос 4.1. Определите побудительные факторы маркетинга, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке?
- 4.1. Факторы культурного порядка
- Вопрос 4.2. В каком состоянии развития находится средний класс в России?
- 4.2. Факторы социального порядка
- Вопрос 4.3. Приведите конкретные примеры покупательского поведения потребителя в соответствии с выполняемыми им социальными ролями?
- 4.3. Факторы личного порядка
- 4.4. Факторы психологического порядка
- 4.5. Процесс принятия решения о покупке
- Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
- Глава 5. Товар в системе маркетинга
- 5.1. Определение и классификация
- Вопрос 5.1. При переходе от одного типа товара к другому доля материально-вещественных вложений увеличивается или уменьшается?
- Вопрос 5.2. Приведите примеры товаров особого спроса?
- 5.2. Новый товар: определение и разработка
- Вопрос 5.3. В чем принципиальная разница приобретения предприятием патента или лицензии на производство нового товара?
- 5.3. Марочный товар
- Вопрос 5.4. Приведите примеры торговых знаков (товарных марок) и торговых марок?
- Вопрос 5.5. Какие достоинства и недостатки характерны при присвоении единых и индивидуальных марочных названий?
- Вопрос 5.6. В чем суть паразитирования на торговых марках известных фирм?
- Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга
- 6.1. Функции и разновидности цены
- Вопрос 6.1. Приведите примеры количественных и качественных стоимостных показателей?
- Вопрос 6.2. Какие компоненты включает оптово-сбытовая наценка и торговая надбавка?
- 6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования
- 1. Установление цен на новый товар:
- Вопрос 6.3. Какому соотношению уровней качества и цены соответствует стратегия повышенной ценностной значимости товара?
- 2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры
- Вопрос 6.4. Приведите примеры товарной номенклатуры и товарного ассортимента?
- 3. Установление цен по географическому принципу
- Вопрос 6.5. Из каких соображений устанавливается единая цена на товар с учетом его доставки?
- 4. Установление цен со скидками и зачетами
- 5. Установление цен для стимулирования сбыта
- 6. Установление дискриминационных цен
- 6.3. Методика и методы расчета цены
- Вопрос 6.6. Приведите примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом?
- Вопрос 6.7. В каком случае возможна реализация товаров по демпинговым ценам?
- Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика
- 7.1. Каналы распределения товара
- Вопрос 7.1. Приведите примеры фирм с различными формами привилегий?
- 7.2. Маркетинговая логистика
- Вопрос 7.2. Какой еще вид транспорта и для каких товаров в настоящее время эффективно используется?
- Вопрос 7.3. Укажите достоинства и недостатки различных видов транспорта?
- Глава 8. Оптовая и розничная торговля
- 8.1. Оптовая торговля
- 8.2. Розничная торговля
- Вопрос 8.1. В чем отличие магазина самообслуживания от магазина со свободным отбором товаров?
- Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
- 9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
- Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь?
- 9.2. Позиционирование товара на рынке
- Вопрос 9.2. Постройте схемы покупательских предпочтений и позиционирования для рынка отечественных автомобилей по критериям цены и комфортности?
- Глава 10. Реклама и фосстис
- 10.1. Определение и сущность рекламы
- Вопрос 10.1. Какие преимущества имеет радио реклама по сравнению с телевизионной рекламой, кроме меньшей стоимости?
- Вопрос 10.2. Является ли Интернет сми?
- 10.2. Фосстис
- Глава 11. Маркетинг услуг
- 11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг
- Вопрос 11.1. Приведите примеры различных услуг?
- 11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей
- Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
- 12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий.
- Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
- Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией?
- Вопрос 12.3. Какая из стратегий модели Ансоффа является наиболее ресурсоемкой?
- 12.2. Создание конкурентных преимуществ
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Глава 13. Международный маркетинг
- 13.1. Планирование международного маркетинга
- Вопрос 13.1. Какая из стран Евросоюза отказалась от введения в обращение евро?
- Вопрос 13.2. Какие зоны свободной торговли существуют в России?
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти.
- 13.2. Структура и методы маркетингового исследования
- 13.3. Маркетинговый аудит
- Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 14.1. Маркетинг на рынке средств производства
- 14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
- Вопрос 14.1. Приведите примеры обязательного и добровольного страхования?
- 14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
- Глава 15. Интернет – маркетинг
- 15.1. Реклама в Интернете
- 15.2. Маркетинговые исследования в Интернете
- 15.3. Электронные платежные системы
- 15.4. Электронная торговля
- Глава 16. Маркетинг и общество
- 16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и
- Вопрос 16.1. Приведите примеры товаров, которые быстро морально устаревают?
- 16.2. Pr в системе маркетинга
- Расчет вариантов коммерческой сделки по договору купли-продажи.
- 2. Рассчитать варианты контракта по импорту.
- Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности
- 2. Концепции управления маркетингом.
- 10. Марочный товар.