logo
Маркетинг Семенов Н

8.2. Розничная торговля

Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

В основу классификации предприятий розничной торговли положены такие параметры, как объем предоставляемых услуг, ассортимент товаров, относительный уровень цен.

Специализированные магазины предлагают узкую группу товаров со значительной глубиной ассортимента (одежда, спортивные товары). Универмаги предлагают товары по широкой номенклатуре и ассортименту. Универсамы (супермаркеты) предлагают широкий ассортимент товаров по нескольким ассортиментным группам. При этом в связи с отсутствием продавцов, простотой торгового оборудования, торговые наценки невелики. Магазины товаров повседневного спроса – это небольшие розничные предприятия с ограниченным ассортиментом ходовых товаров. Как правило, работают до позднего вечера, устанавливают относительно высокие торговые наценки. Супермагазины – крупные предприятия розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (торговые комплексы, гипермаркеты). Магазины заниженных цен (дисконтеры) реализуют постоянно варьирующийся нестабильный ассортимент высокого качества (остатки, излишки, с незначительными дефектами). Разновидностями магазина заниженных цен являются: частные магазины уцененных товаров; заводские магазины, реализующие остатки товаров снятых с производства и брак; склады-клубы (клубы оптовиков), реализующие ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров с большими скидками для членов клуба. Магазины сниженных цен торгуют стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения эксплуатационных затрат, торговой наценки и увеличения объема продаж.

Большинство предприятий розничной торговли принадлежит отдельным собственникам, но в последнее время наблюдается тенденция к их объединению в корпоративные или договорные формы на принципе совместного централизованного ведения коммерческой деятельности.

По уровню обслуживания выделяют четыре типа розничных фирм: самообслуживание; свободный отбор товаров; с ограниченным обслуживанием; с полным обслуживанием (бутики).