13.3. Маркетинговый аудит
Маркетинговый аудит имеет большую роль во внешнеэкономической деятельности фирмы. Маркетинговый аудит – это оценка коммерческой состоятельности бизнеса. Предмет аудита – все элементы маркетинга (цели и стратегии фирмы, ценовая политика, реклама, ФОССТИС). Особенностью маркетингового аудита является одинаковая применимость как к существующим видам бизнеса, так и к новым проектам. Его можно проводить применительно к фирме в целом, структурному подразделению или инвестиционному проекту.
Маркетинговый аудит призван продемонстрировать руководству фирмы или потенциальному инвестору следующее:
особенности общей хозяйственной конъюнктуры;
наличие неудовлетворенных потребностей рынка и конкурентные преимущества предлагаемого товара;
наличие рыночного потенциала товара;
эффективность средств продвижения товара;
конкурентные преимущества фирмы.
Главным методологическим приемом маркетингового аудита является перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы.
1. Оценка внешней экономической среды проводится в двух аспектах: макро (экономические, политические, научно-технические, демографические, культурные) факторы и микро (рынки, потребители, конкуренты, каналы сбыта, поставщики, доступность транспортных средств, складских услуг, финансовых ресурсов, рекламных и консалтинговых услуг) факторы.
2. Аудит целей и стратегий маркетинга проводится с целью получить ответы на следующие вопросы:
- оценка главной цели (миссии), то есть насколько четко сформулирована
она в терминах маркетинга и реализуема ли?;
- сформулированы ли цели в форме показателей и нормативов и
насколько приемлемы цели?;
- есть ли у руководства четкая стратегия достижения поставленных целей
в области маркетинга? Реализуется ли стратегия? Соответствует ли
стадии жизненного цикла товара? Правильно ли сегментирован рынок
и выбран целевой сегмент? Правильно ли распределены
маркетинговые ресурсы по совершенствованию товара, рекламе и
сбыту?
3. Оценка структуры управления маркетингом предполагает ответы на вопросы:
- высок ли статус должностного лица, отвечающего за маркетинг и
оптимальны ли виды маркетинговой работы по подразделениям
фирмы?;
- есть ли взаимодействие между службой исследования рынка и отделом
сбыта? Требуется ли службам маркетинга дополнительное обучение,
стимулирование и контроль?;
- существуют ли проблемы взаимоотношений маркетинговых служб с
другими подразделениями фирмы?
4. Аудит основных систем маркетинга предполагает осуществление оценки информационных систем маркетинга, систем планирования и контроля:
- оперативно ли поступает информация о конъюнктуре рынка?
Используются ли руководством фирмы результаты маркетинговых
исследований?;
- точны ли прогнозы по сбыту? Составляется ли интегрированный план
маркетинга? Имеют ли планы четкое количественное выражение?;
- существует ли контроль за выполнением маркетинговых мероприятий?
Постоянно ли проводятся маркетинговые исследования? Оценивается
ли эффективность затрат на маркетинг?
5. Оценка эффективности бюджета маркетинга предполагает проведение анализа по принципу «затраты - выгода». Предполагается ответ на вопросы:
- различается ли прибыль фирмы по регионам и каналам связи? В каком
сегменте следует расширять (сворачивать) бизнес? Каково
соотношение долгосрочной краткосрочной прибыли по сегментам рынка?;
- не являются ли отдельные виды деятельности чрезмерно дорогими?
Можно ли сократить издержки?
6. Оценка результативности маркетинговых исследований соответствует формату 4Р (п.12.3.):
- соответствует ли ассортимент товара целям? Какие товары внедрить в
производство? Каково отношение к конкурентным товарам?;
- каковы цели ценовой политики? Соответствует ли цена ценности
товара? В какой степени ценовая политика соответствует интересам
торговых посредников?;
- каковы цели и стратегии фирмы в области формирования сбытовой
сети? Насколько эффективно действуют торговые посредники?;
- оптимальны ли рекламный бюджет, выбор средств рекламы?
Эффективна ли работа отдела рекламы, ФОССТИС, PR?
Маркетинговый аудит – это новая деятельность не только в России, но и за рубежом. Руководство фирм не приветствует его проведение, поскольку он может выявить просчеты в управлении. Наиболее часто с маркетинговым аудитом приходится иметь дело тем, кто составляет бизнес-планы. Обычно выделяют две основные части бизнес-плана – аналитическую и финансовую. Аналитическая часть составляет 60% бизнес-плана и является наиболее важной, основанной на проведении маркетингового аудита. Инструментом, позволяющим быстро и профессионально выполнить маркетинговый аудит, является русская версия программы «SUCCESS» - «УСПЕХ+». Главная особенность программы – тщательно отработанная технология проведения маркетингового аудита. Программа обеспечивает проведение SWOT- анализа (п.12.3.), имеет опции автоматической настройки бизнес-плана в соответствии с основными сферами деятельности фирмы (производство и продажа товаров, строительные подряды, научные исследования, франчайзинг, оптовая торговля). Расчетный модуль представляет собой специальную компьютерную программу, разработанную на основе электронных таблиц EXCEL, которая позволяет автоматизировать расчеты по инвестиционному проекту. Для составления всех финансовых планов необходимо: ввести данные о прогнозе сбыта или задать темпы роста объемов продаж; спрогнозировать темпы инфляции; ввести данные о структуре себестоимости продукции; определить сумму инвестиций; составить смету капитальных и первоначальных затрат; указать ставку налога на прибыль [1,2,3,6,16].
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Тверской государственный технический университет»
- Маркетинг
- Глава 1. Маркетинг или наука о рынке
- 1.1. Определение и основные понятия
- Вопрос 1.1. В чем отличие предпринимателя и спекулянта?
- Вопрос 1.2. Вредят ли бартерные сделки государству?
- Вопрос 1.3. С точки зрения маркетинга, чем являются спонсорство и меценатство: обменом, сделкой или не тем и не другим?
- 1.2. Основные принципы и функции
- 1.3. Концепции управления маркетингом
- Глава 2. Маркетинговая среда фирмы
- 2.1. Макросреда фирмы
- Вопрос 2.1 Приведите примеры естественных и искусственных монополий?
- Вопрос 2.2. Почему в Российской Федерации слабо развито ипотечное кредитование?
- Вопрос 2.3. В чем суть Киотского соглашения? Участвуют ли в этом соглашении сша и Россия?
- Вопрос 2.4. Как вы оцениваете культурный уровень населения России?
- 2.2. Микросреда фирмы
- Вопрос 2.5. Чем больше объем сделки, тем % брокериджа больше или меньше?
- Вопрос 2.6. Какие из контактных аудиторий являются благотворными, искомыми и нежелательными?
- Глава 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Предмет, принципы и задачи
- 3.2. Маркетинговая информация
- Вопрос 3.1. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов. Какие из них удобнее обрабатывать на компьютере?
- Вопрос 3.2. Фирма модной женской одежды осуществляет сбор первичной информации. Население города 500000 человек. Сколько респондентов необходимо анкетировать, чтобы выборка была репрезентативной?
- Вопрос 3.3. Какие достоинства и недостатки присущи различным способам связи с аудиторией?
- 3.3. Маркетинговый анализ
- Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке
- Вопрос 4.1. Определите побудительные факторы маркетинга, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке?
- 4.1. Факторы культурного порядка
- Вопрос 4.2. В каком состоянии развития находится средний класс в России?
- 4.2. Факторы социального порядка
- Вопрос 4.3. Приведите конкретные примеры покупательского поведения потребителя в соответствии с выполняемыми им социальными ролями?
- 4.3. Факторы личного порядка
- 4.4. Факторы психологического порядка
- 4.5. Процесс принятия решения о покупке
- Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
- Глава 5. Товар в системе маркетинга
- 5.1. Определение и классификация
- Вопрос 5.1. При переходе от одного типа товара к другому доля материально-вещественных вложений увеличивается или уменьшается?
- Вопрос 5.2. Приведите примеры товаров особого спроса?
- 5.2. Новый товар: определение и разработка
- Вопрос 5.3. В чем принципиальная разница приобретения предприятием патента или лицензии на производство нового товара?
- 5.3. Марочный товар
- Вопрос 5.4. Приведите примеры торговых знаков (товарных марок) и торговых марок?
- Вопрос 5.5. Какие достоинства и недостатки характерны при присвоении единых и индивидуальных марочных названий?
- Вопрос 5.6. В чем суть паразитирования на торговых марках известных фирм?
- Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга
- 6.1. Функции и разновидности цены
- Вопрос 6.1. Приведите примеры количественных и качественных стоимостных показателей?
- Вопрос 6.2. Какие компоненты включает оптово-сбытовая наценка и торговая надбавка?
- 6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования
- 1. Установление цен на новый товар:
- Вопрос 6.3. Какому соотношению уровней качества и цены соответствует стратегия повышенной ценностной значимости товара?
- 2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры
- Вопрос 6.4. Приведите примеры товарной номенклатуры и товарного ассортимента?
- 3. Установление цен по географическому принципу
- Вопрос 6.5. Из каких соображений устанавливается единая цена на товар с учетом его доставки?
- 4. Установление цен со скидками и зачетами
- 5. Установление цен для стимулирования сбыта
- 6. Установление дискриминационных цен
- 6.3. Методика и методы расчета цены
- Вопрос 6.6. Приведите примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом?
- Вопрос 6.7. В каком случае возможна реализация товаров по демпинговым ценам?
- Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика
- 7.1. Каналы распределения товара
- Вопрос 7.1. Приведите примеры фирм с различными формами привилегий?
- 7.2. Маркетинговая логистика
- Вопрос 7.2. Какой еще вид транспорта и для каких товаров в настоящее время эффективно используется?
- Вопрос 7.3. Укажите достоинства и недостатки различных видов транспорта?
- Глава 8. Оптовая и розничная торговля
- 8.1. Оптовая торговля
- 8.2. Розничная торговля
- Вопрос 8.1. В чем отличие магазина самообслуживания от магазина со свободным отбором товаров?
- Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
- 9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
- Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь?
- 9.2. Позиционирование товара на рынке
- Вопрос 9.2. Постройте схемы покупательских предпочтений и позиционирования для рынка отечественных автомобилей по критериям цены и комфортности?
- Глава 10. Реклама и фосстис
- 10.1. Определение и сущность рекламы
- Вопрос 10.1. Какие преимущества имеет радио реклама по сравнению с телевизионной рекламой, кроме меньшей стоимости?
- Вопрос 10.2. Является ли Интернет сми?
- 10.2. Фосстис
- Глава 11. Маркетинг услуг
- 11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг
- Вопрос 11.1. Приведите примеры различных услуг?
- 11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей
- Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
- 12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий.
- Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
- Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией?
- Вопрос 12.3. Какая из стратегий модели Ансоффа является наиболее ресурсоемкой?
- 12.2. Создание конкурентных преимуществ
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Глава 13. Международный маркетинг
- 13.1. Планирование международного маркетинга
- Вопрос 13.1. Какая из стран Евросоюза отказалась от введения в обращение евро?
- Вопрос 13.2. Какие зоны свободной торговли существуют в России?
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти.
- 13.2. Структура и методы маркетингового исследования
- 13.3. Маркетинговый аудит
- Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 14.1. Маркетинг на рынке средств производства
- 14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
- Вопрос 14.1. Приведите примеры обязательного и добровольного страхования?
- 14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
- Глава 15. Интернет – маркетинг
- 15.1. Реклама в Интернете
- 15.2. Маркетинговые исследования в Интернете
- 15.3. Электронные платежные системы
- 15.4. Электронная торговля
- Глава 16. Маркетинг и общество
- 16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и
- Вопрос 16.1. Приведите примеры товаров, которые быстро морально устаревают?
- 16.2. Pr в системе маркетинга
- Расчет вариантов коммерческой сделки по договору купли-продажи.
- 2. Рассчитать варианты контракта по импорту.
- Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности
- 2. Концепции управления маркетингом.
- 10. Марочный товар.