logo
Маркетинг Семенов Н

4.4. Факторы психологического порядка

К факторам психологического порядка относятся: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.

Мотивация. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом. Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Наиболее популярными из них являются теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу. Согласно теории Фрейда человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации, не осознает тех реальных психологических сил, которые формируют его покупательское поведение. В соответствии с теорией Маслоу человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности; потребности безопасности и защищенности; социальные потребности; потребности в уважении и потребности в самоутверждении.

Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Восприятие – это процесс, посредством которого покупатель отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой внешней обстановки. Люди отличаются друг от друга разными реакциями на один и тот же раздражитель в силу избирательного восприятия и избирательного запоминания.

Усвоение – это определенные перемены, происходящие в поведении покупателя под влиянием накопленного опыта. Усвоение является результатом взаимодействия побуждений, раздражителей, ответных реакций и подкрепления.

Убеждение – это мысленная характеристика покупателем чего-либо. Производителей, естественно, интересуют убеждения потребителей в отношении конкретных товаров.

Отношение – это сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка покупателем какого-либо товара. Отношение позволяет потребителю сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим товарам.