logo
Маркетинг Семенов Н

1.1. Определение и основные понятия

Теория маркетинга как науки сформировалась в США в начале ХХ века. В переводе с английского языка market – рынок. Поэтому очевидно определение маркетинга как науки о рынке. Вместе с тем существует множество определений маркетинга, что связано с многогранностью, многоаспектностью, многофункциональностью этого понятия. Применяя метафорический подход, маркетинг можно сравнить с бриллиантом, множество граней которого соответствуют различным направлениям в этой области 1,2,5. Зачастую функции маркетинга отождествляются со сбытом и рекламой, что не соответствует действительности. Известный американский маркетолог Ф. Котлер справедливо утверждает, что сбыт товара и его реклама это лишь верхушка «маркетингового айсберга» 1.

Приведем несколько основных определений понятия «маркетинг» 1,2.

Маркетинг – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена.

Маркетинг – это одна из трех основных составляющих деятельности предприятия: менеджмент, маркетинг, управление финансами.

Маркетинг – это сумма всех действий в рамках политики товарооборота с целью создания, поддержания и расширения рынка.

Маркетинг – это систематизированная деятельность, связанная с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Основная сущность маркетинга состоит в том, чтобы производить или реализовывать то, что имеет сбыт, а не пытаться сбыть то, что фирма может произвести или закупить.

Маркетинг как любая наука имеет фундамент в виде основных понятий и определений. Многие их них мы ежедневно используем в быту, не задумываясь об их маркетинговой интерпретации.

Определим основные понятия маркетинга.

Нужда – это ощущаемая нехватка чего-либо.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем индивидуума.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Рынок – это механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров.

Конкурентный рынок – это множество товара, независимых продавцов и покупателей. Различают три основных типа конкурентного рынка:

- потребительский рынок – это множество независимых продавцов и покупателей, приобретающих товары для личного, некоммерческого использования;

- рынок промежуточных продавцов – это множество независимых продавцов и покупателей, приобретающих товары с целью перепродажи и получения прибыли.