Маркетинг
Учебное пособие
Издание первое
Тверь 2006
УДК 339.13
Семенов Н.А. Маркетинг: Учебное пособие.1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2006.
97 с.
Учебное пособие содержит теоретические и практические аспекты маркетинга и соответствует ГОС СД. 06.03. Материал пособия охватывает широкий круг вопросов от определения самого понятия «маркетинг» до Интернет-маркетинга.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Прикладная информатика (в экономике)», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и другим смежным специальностям.
Рецензенты: кафедра менеджмента ТГТУ (зав. кафедрой, доктор
экономических наук, профессор П.И. Разиньков); кандидат экономических наук С.Л. Котов.
© Н.А. Семенов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 5
Глава 1. Маркетинг или наука о рынке………………………………….. 6
1.1. Определение и основные понятия…………………………………… 6
1.2. Основные принципы и функции……………………………………... 7
1.3. Концепции управления маркетингом………………………………... 8
Глава 2. Маркетинговая среда фирмы……………………………………. 9
2.1. Макросреда фирмы……………………………………………………. 9
2.2. Микросреда фирмы……………………………………………………. 10
Глава 3. Маркетинговые исследования…………………………………… 12
3.1. Предмет, принципы и задачи…………………………………………. 12
3.2. Маркетинговая информация………………………………………….. 14
3.3. Маркетинговый анализ………………………………………………... 16
Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке……… 17
4.1. Факторы культурного порядка………………………………………... 17
4.2. Факторы социального порядка………………………………………... 18
4.3. Факторы личностного порядка……………………………………….. 19
4.4. Факторы психологического порядка…………………………………. 20
4.5. Процесс принятия решения о покупке……………………………….. 21
Глава 5. Товар в системе маркетинга……………………………………... 21
5.1. Определение и классификация……………………………………….. 21
5.2. Новый товар: определение и разработка…………………………….. 23
5.3. Марочный товар……………………………………………………….. 24
Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга……………………….. 26
6.1. Функции и разновидности цены……………………………………… 26
6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования………………….. 27
6.3. Методика и методы расчета цены…………………………………… 29
Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика………………… 30
7.1. Каналы распределения товара……………………………………….. 30
7.2. Маркетинговая логистика……………………………………………. 32
Глава 8. Оптовая и розничная торговля…………………………………. 34
8.1. Оптовая торговля……………………………………………………… 34
8.2. Розничная торговля……………………………………………………. 36
Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование
товара на рынке……………………………………………………………… 38
9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии…… 38 9.2. Позиционирование товара на рынке………………………………… 40
Глава 10. Реклама и ФОССТИС…………………………………………… 40
10.1. Определение и сущность рекламы………………………………….. 40
10.2. ФОССТИС……………………………………………………………. 43
Глава 11. Маркетинг услуг………………………………………………….. 44
11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг………. 44
11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей…………….. 47
Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
планирование маркетинга…………………………………………………. 47
12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий
Модели Ансоффа и Портера…………………………………………. 47
12.2. Создание конкурентных преимуществ……………………………… 50
12.3. Стратегическое планирование маркетинга………………………... 52
Глава 13. Международный маркетинг………………………………… 53
13.1. Планирование международного маркетинга………………………. 53
13.2. Структура и методы маркетингового исследования………………. 56
13.3. Маркетинговый аудит………………………………………………. 57
Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности………………. 59
14.1. Маркетинг на рынке средств производства………………………… 59
14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе………………. 62
14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг…. 68
Глава 15. Интернет - маркетинг …………………………………………… 71
15.1. Реклама в Интернете………………………………………………….. 71
15.2. Маркетинговые исследования в Интернете………………………… 73
15.3. Электронные платежные системы…………………………………... 74
15.4. Электронная торговля………………………………………………... 76
Глава 16. Маркетинг и общество…………………………………………… 78
16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и на
общество в целом……………………………………………………. 78
16.2. PR в системе маркетинга……………………………………………. 79
Приложение 1. Задание на выполнение курсовой работы………….. 83
Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности…….. 85
Приложение 3. ИНКОТЕРМС – 2000……………………………………… 88
Приложение 4. Законы бизнеса…………………………………………….. 91
Приложение 5. Экзаменационные вопросы………………………………. 94
Библиографический список………………………………………………… 95
Введение
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей «Прикладная информатика (в экономике)», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Дисциплина «Маркетинг» относится к федеральному блоку специальных дисциплин и предполагает глубокое изучение, как теоретических основ маркетинговой деятельности, так и усвоения практических навыков работы маркетолога.
Учебное пособие соответствует по своему содержанию требованиям ГОС СД.Ф. 06.03.
Понятие маркетинга. Его роль в предпринимательстве. Виды маркетинга. Этапы маркетинга. Товар в сфере информатики. Маркетинг информатизированного продукта и информационной услуги. Маркетинговое исследование: информация, анализ и прогноз. Сегментация рынка. Разработка стратегии маркетинга. Товарная политика маркетинга. Ценовая политика маркетинга. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Создание и организация маркетинговой службы. Информационные каналы. Электронные рынки. Товарооборот в каналах сбыта информационного продукта. Дистрибьюция информационного продукта. Логистика информационных потоков. Формы продвижения информационного продукта. Электронные выставки и покупательские конференции. Реклама информационного продукта.
При подготовке учебного пособия автор использовал современные научно-технические издания и собственный опыт работы руководителем отдела маркетинга и внешнеэкономической деятельности российско-германского научно-производственного центра «Центрон» (г. Тверь).
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Тверской государственный технический университет»
- Маркетинг
- Глава 1. Маркетинг или наука о рынке
- 1.1. Определение и основные понятия
- Вопрос 1.1. В чем отличие предпринимателя и спекулянта?
- Вопрос 1.2. Вредят ли бартерные сделки государству?
- Вопрос 1.3. С точки зрения маркетинга, чем являются спонсорство и меценатство: обменом, сделкой или не тем и не другим?
- 1.2. Основные принципы и функции
- 1.3. Концепции управления маркетингом
- Глава 2. Маркетинговая среда фирмы
- 2.1. Макросреда фирмы
- Вопрос 2.1 Приведите примеры естественных и искусственных монополий?
- Вопрос 2.2. Почему в Российской Федерации слабо развито ипотечное кредитование?
- Вопрос 2.3. В чем суть Киотского соглашения? Участвуют ли в этом соглашении сша и Россия?
- Вопрос 2.4. Как вы оцениваете культурный уровень населения России?
- 2.2. Микросреда фирмы
- Вопрос 2.5. Чем больше объем сделки, тем % брокериджа больше или меньше?
- Вопрос 2.6. Какие из контактных аудиторий являются благотворными, искомыми и нежелательными?
- Глава 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Предмет, принципы и задачи
- 3.2. Маркетинговая информация
- Вопрос 3.1. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов. Какие из них удобнее обрабатывать на компьютере?
- Вопрос 3.2. Фирма модной женской одежды осуществляет сбор первичной информации. Население города 500000 человек. Сколько респондентов необходимо анкетировать, чтобы выборка была репрезентативной?
- Вопрос 3.3. Какие достоинства и недостатки присущи различным способам связи с аудиторией?
- 3.3. Маркетинговый анализ
- Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке
- Вопрос 4.1. Определите побудительные факторы маркетинга, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке?
- 4.1. Факторы культурного порядка
- Вопрос 4.2. В каком состоянии развития находится средний класс в России?
- 4.2. Факторы социального порядка
- Вопрос 4.3. Приведите конкретные примеры покупательского поведения потребителя в соответствии с выполняемыми им социальными ролями?
- 4.3. Факторы личного порядка
- 4.4. Факторы психологического порядка
- 4.5. Процесс принятия решения о покупке
- Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
- Глава 5. Товар в системе маркетинга
- 5.1. Определение и классификация
- Вопрос 5.1. При переходе от одного типа товара к другому доля материально-вещественных вложений увеличивается или уменьшается?
- Вопрос 5.2. Приведите примеры товаров особого спроса?
- 5.2. Новый товар: определение и разработка
- Вопрос 5.3. В чем принципиальная разница приобретения предприятием патента или лицензии на производство нового товара?
- 5.3. Марочный товар
- Вопрос 5.4. Приведите примеры торговых знаков (товарных марок) и торговых марок?
- Вопрос 5.5. Какие достоинства и недостатки характерны при присвоении единых и индивидуальных марочных названий?
- Вопрос 5.6. В чем суть паразитирования на торговых марках известных фирм?
- Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга
- 6.1. Функции и разновидности цены
- Вопрос 6.1. Приведите примеры количественных и качественных стоимостных показателей?
- Вопрос 6.2. Какие компоненты включает оптово-сбытовая наценка и торговая надбавка?
- 6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования
- 1. Установление цен на новый товар:
- Вопрос 6.3. Какому соотношению уровней качества и цены соответствует стратегия повышенной ценностной значимости товара?
- 2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры
- Вопрос 6.4. Приведите примеры товарной номенклатуры и товарного ассортимента?
- 3. Установление цен по географическому принципу
- Вопрос 6.5. Из каких соображений устанавливается единая цена на товар с учетом его доставки?
- 4. Установление цен со скидками и зачетами
- 5. Установление цен для стимулирования сбыта
- 6. Установление дискриминационных цен
- 6.3. Методика и методы расчета цены
- Вопрос 6.6. Приведите примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом?
- Вопрос 6.7. В каком случае возможна реализация товаров по демпинговым ценам?
- Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика
- 7.1. Каналы распределения товара
- Вопрос 7.1. Приведите примеры фирм с различными формами привилегий?
- 7.2. Маркетинговая логистика
- Вопрос 7.2. Какой еще вид транспорта и для каких товаров в настоящее время эффективно используется?
- Вопрос 7.3. Укажите достоинства и недостатки различных видов транспорта?
- Глава 8. Оптовая и розничная торговля
- 8.1. Оптовая торговля
- 8.2. Розничная торговля
- Вопрос 8.1. В чем отличие магазина самообслуживания от магазина со свободным отбором товаров?
- Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
- 9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
- Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь?
- 9.2. Позиционирование товара на рынке
- Вопрос 9.2. Постройте схемы покупательских предпочтений и позиционирования для рынка отечественных автомобилей по критериям цены и комфортности?
- Глава 10. Реклама и фосстис
- 10.1. Определение и сущность рекламы
- Вопрос 10.1. Какие преимущества имеет радио реклама по сравнению с телевизионной рекламой, кроме меньшей стоимости?
- Вопрос 10.2. Является ли Интернет сми?
- 10.2. Фосстис
- Глава 11. Маркетинг услуг
- 11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг
- Вопрос 11.1. Приведите примеры различных услуг?
- 11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей
- Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
- 12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий.
- Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
- Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией?
- Вопрос 12.3. Какая из стратегий модели Ансоффа является наиболее ресурсоемкой?
- 12.2. Создание конкурентных преимуществ
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Глава 13. Международный маркетинг
- 13.1. Планирование международного маркетинга
- Вопрос 13.1. Какая из стран Евросоюза отказалась от введения в обращение евро?
- Вопрос 13.2. Какие зоны свободной торговли существуют в России?
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти.
- 13.2. Структура и методы маркетингового исследования
- 13.3. Маркетинговый аудит
- Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 14.1. Маркетинг на рынке средств производства
- 14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
- Вопрос 14.1. Приведите примеры обязательного и добровольного страхования?
- 14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
- Глава 15. Интернет – маркетинг
- 15.1. Реклама в Интернете
- 15.2. Маркетинговые исследования в Интернете
- 15.3. Электронные платежные системы
- 15.4. Электронная торговля
- Глава 16. Маркетинг и общество
- 16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и
- Вопрос 16.1. Приведите примеры товаров, которые быстро морально устаревают?
- 16.2. Pr в системе маркетинга
- Расчет вариантов коммерческой сделки по договору купли-продажи.
- 2. Рассчитать варианты контракта по импорту.
- Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности
- 2. Концепции управления маркетингом.
- 10. Марочный товар.