15.3. Электронные платежные системы
В свое время Билл Гейтс в книге «Дорога в будущее» предсказал, что в ближайшем будущем деньги перестанут существовать в физическом представлении, и будут иметь хождение только в электронном виде. Электронный эквивалент денег, существующий только в виде информации, хранящейся на каком-либо физическом носителе, обладает целым рядом преимуществ:
упрощается механизм платежей (оплатить товар можно из любого места);
упрощается процедура возврата долга;
исчезают сложности с пересчетом национальных валют по банковским курсам;
исчезают проблемы, связанные с перевозкой денег, в том числе через государственные границы;
обеспечивается сохранность денег.
Развитие электронных платежных систем значительно упростит взаиморасчеты через Интернет.
Первой ступенью в развитии электронных платежных систем стало появление дебетовых и кредитных расчетных карт, при этом большинство расчетных карт, выпускаемых в обращение банками–эмитентами, являются дебетовыми. В России это карты семейства Cirrus/Maestro. Владелец может внести на свой счет любое количество денег, после чего снимать их частями в банкоматах, рассчитываться в магазинах, указывать ее реквизиты при осуществлении сделок в Интернете. Для получения дебетовой карты клиенту банка необходимо сообщить паспортные данные и оплатить стоимость ее изготовления.
При получении кредитной карты Master Card, Visa, банк собирает более подробные сведения о клиенте и требует положить на счет первоначальный взнос (~ $ 200). Преимущество: можно снять больше денег, чем хранится на счету в данный момент. Банк предоставляет кредит под определенный процент, что оговаривается договором.
Механизм транзакции, то есть перевода денежных средств со счета покупателя на счет продавца состоит в следующем. При регистрации пользователя ему вместе с картой передается персональный номер PIN, который печатается в закрытом конверте и не известен даже сотрудникам банка. На банковский сервер передается производное от PIN число – «контрольная сумма». При осуществлении платежа пользователь помещает карту в приемный слот банкомата или устройства для чтения карт и вводит PIN. Если PIN набран правильно, то владельцу карты отсылается информация о состоянии его счета и предоставляется возможность провести любые операции. При осуществлении платежа в Интернете пользователь вводит номер карты и некоторые данные идентифицирующие его: фамилию, код банка, срок окончания договора с банком. Полученные данные сервер направляет в ближайшее отделение банка-эмитента. На карте может не быть требуемой суммы, истечь срок действия, она может быть утерянной или украденной. Если авторизация прошла успешно, сделка считается состоявшейся. Если данные будут перехвачены, то банковский счет будет опустошен. Это негативно отражается на совершении сделок в Интернете с использованием банковских карт.
В России механизм оплаты сделок через Интернет с использованием банковских карт развит очень слабо. Основная причина: для проводки платежей на сервере необходимо установить дорогостоящий программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий безопасность транзакций, что при ничтожном числе пользователей экономически не эффективно.
Второй ступенью в развитии электронных платежных систем являются виртуальные банковские карты. Эти карты ничем не отличаются от кредитных и дебетовых, но физически не существуют, поэтому не могут быть использованы в банкоматах и магазинах. Стоимость их получения на порядок ниже пластиковых. Наиболее распространенными являются виртуальные карты Visa E-c@rd и Eurocard/ Master Card Virtual. Открытие карты обходится в 2-5$, годовое обслуживание 3-8$, минимальный взнос 20$.
Третьей ступенью являются платежные системы на основе электронной наличности, которые в настоящее время бурно развиваются. Единицей стоимости каких-либо товаров в виртуальной платежной системе являются «электронные деньги», представляющие собой обычный цифровой файл, который можно хранить на любых носителях информации и передавать по сети. Существует две категории виртуальных платежных систем:
платежные системы, разработанные и поддерживаемые коммерческими банками Pay Cash и Cyber Plat;
платежные системы, принадлежащие некоммерческим организациям Web Money Transfer.
В последнее время наблюдается тенденция к функциональному сближению банковских и внебанковских систем.
Электронная платежная система Pay Cash была создана специалистами КБ «Таврический» и при участии группы компаний «Алкор-Холдинг». Является наиболее перспективной в российском Интернете. В основе системы Pay Cash лежит технология электронной наличности – бессрочных денежных обязательств на предъявителя, эмитированных банковской или иной структурой в форме цифровых сертификатов, которые могут быть использованы для расчетов в сети Интернет и обеспечиваются обыкновенными денежными средствами в момент предъявления обязательств его эмитенту. Для того, чтобы стать клиентом, пользователю необходимо пройти регистрацию на официальном сайте и бесплатно загрузить клиентскую программу «Кошелек», которая служит средством управления счетом владельца. Каждая копия программы «Кошелек» имеет уникальный номер, используемый банковской системой для генерации ключей, применяющихся при проведении финансовых операций. С помощью «Кошелька» пользователь может открыть на свое имя неограниченное число счетов в нескольких банках, поддерживающих систему Pay Cash. С помощью «Кошелька» клиент создает виртуальную платежную книжку, на которую переводит часть средств в электронной наличности. С книжки осуществляются платежи. Механизм операций с платежными книжками позволяет осуществлять все платежи анонимно.
В основе системы Web Money Transfer также лежит технология электронной наличности, эмитированной владельцем системы – компаний «ВМ - Центр». В качестве средства транзакции используются титульные знаки WM, имеющие хождение внутри платежной системы в нескольких модификациях, в частности, WM-R – аналог российских рублей и WM-Z – аналог долларов США. После регистрации необходимо создать несколько кошельков для работы с титульными знаками, после чего перевести на один из кошельков определенную денежную сумму. Ввод денежных средств может осуществляться:
- банковским переводом из любого КБ или Сбербанка РФ как взнос
в уставную деятельность «ВМ-Центр»;
- почтовым переводом;
- посредством приобретения специальной карты WM;
- обменом рублей или иной валюты на WM.
WM-карты являются полным аналогом СКРЭТЧ-карт, используемых для оплаты услуг сотовой связи и Интернет.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Тверской государственный технический университет»
- Маркетинг
- Глава 1. Маркетинг или наука о рынке
- 1.1. Определение и основные понятия
- Вопрос 1.1. В чем отличие предпринимателя и спекулянта?
- Вопрос 1.2. Вредят ли бартерные сделки государству?
- Вопрос 1.3. С точки зрения маркетинга, чем являются спонсорство и меценатство: обменом, сделкой или не тем и не другим?
- 1.2. Основные принципы и функции
- 1.3. Концепции управления маркетингом
- Глава 2. Маркетинговая среда фирмы
- 2.1. Макросреда фирмы
- Вопрос 2.1 Приведите примеры естественных и искусственных монополий?
- Вопрос 2.2. Почему в Российской Федерации слабо развито ипотечное кредитование?
- Вопрос 2.3. В чем суть Киотского соглашения? Участвуют ли в этом соглашении сша и Россия?
- Вопрос 2.4. Как вы оцениваете культурный уровень населения России?
- 2.2. Микросреда фирмы
- Вопрос 2.5. Чем больше объем сделки, тем % брокериджа больше или меньше?
- Вопрос 2.6. Какие из контактных аудиторий являются благотворными, искомыми и нежелательными?
- Глава 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Предмет, принципы и задачи
- 3.2. Маркетинговая информация
- Вопрос 3.1. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов. Какие из них удобнее обрабатывать на компьютере?
- Вопрос 3.2. Фирма модной женской одежды осуществляет сбор первичной информации. Население города 500000 человек. Сколько респондентов необходимо анкетировать, чтобы выборка была репрезентативной?
- Вопрос 3.3. Какие достоинства и недостатки присущи различным способам связи с аудиторией?
- 3.3. Маркетинговый анализ
- Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке
- Вопрос 4.1. Определите побудительные факторы маркетинга, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке?
- 4.1. Факторы культурного порядка
- Вопрос 4.2. В каком состоянии развития находится средний класс в России?
- 4.2. Факторы социального порядка
- Вопрос 4.3. Приведите конкретные примеры покупательского поведения потребителя в соответствии с выполняемыми им социальными ролями?
- 4.3. Факторы личного порядка
- 4.4. Факторы психологического порядка
- 4.5. Процесс принятия решения о покупке
- Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
- Глава 5. Товар в системе маркетинга
- 5.1. Определение и классификация
- Вопрос 5.1. При переходе от одного типа товара к другому доля материально-вещественных вложений увеличивается или уменьшается?
- Вопрос 5.2. Приведите примеры товаров особого спроса?
- 5.2. Новый товар: определение и разработка
- Вопрос 5.3. В чем принципиальная разница приобретения предприятием патента или лицензии на производство нового товара?
- 5.3. Марочный товар
- Вопрос 5.4. Приведите примеры торговых знаков (товарных марок) и торговых марок?
- Вопрос 5.5. Какие достоинства и недостатки характерны при присвоении единых и индивидуальных марочных названий?
- Вопрос 5.6. В чем суть паразитирования на торговых марках известных фирм?
- Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга
- 6.1. Функции и разновидности цены
- Вопрос 6.1. Приведите примеры количественных и качественных стоимостных показателей?
- Вопрос 6.2. Какие компоненты включает оптово-сбытовая наценка и торговая надбавка?
- 6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования
- 1. Установление цен на новый товар:
- Вопрос 6.3. Какому соотношению уровней качества и цены соответствует стратегия повышенной ценностной значимости товара?
- 2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры
- Вопрос 6.4. Приведите примеры товарной номенклатуры и товарного ассортимента?
- 3. Установление цен по географическому принципу
- Вопрос 6.5. Из каких соображений устанавливается единая цена на товар с учетом его доставки?
- 4. Установление цен со скидками и зачетами
- 5. Установление цен для стимулирования сбыта
- 6. Установление дискриминационных цен
- 6.3. Методика и методы расчета цены
- Вопрос 6.6. Приведите примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом?
- Вопрос 6.7. В каком случае возможна реализация товаров по демпинговым ценам?
- Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика
- 7.1. Каналы распределения товара
- Вопрос 7.1. Приведите примеры фирм с различными формами привилегий?
- 7.2. Маркетинговая логистика
- Вопрос 7.2. Какой еще вид транспорта и для каких товаров в настоящее время эффективно используется?
- Вопрос 7.3. Укажите достоинства и недостатки различных видов транспорта?
- Глава 8. Оптовая и розничная торговля
- 8.1. Оптовая торговля
- 8.2. Розничная торговля
- Вопрос 8.1. В чем отличие магазина самообслуживания от магазина со свободным отбором товаров?
- Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
- 9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
- Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь?
- 9.2. Позиционирование товара на рынке
- Вопрос 9.2. Постройте схемы покупательских предпочтений и позиционирования для рынка отечественных автомобилей по критериям цены и комфортности?
- Глава 10. Реклама и фосстис
- 10.1. Определение и сущность рекламы
- Вопрос 10.1. Какие преимущества имеет радио реклама по сравнению с телевизионной рекламой, кроме меньшей стоимости?
- Вопрос 10.2. Является ли Интернет сми?
- 10.2. Фосстис
- Глава 11. Маркетинг услуг
- 11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг
- Вопрос 11.1. Приведите примеры различных услуг?
- 11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей
- Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
- 12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий.
- Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
- Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией?
- Вопрос 12.3. Какая из стратегий модели Ансоффа является наиболее ресурсоемкой?
- 12.2. Создание конкурентных преимуществ
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Глава 13. Международный маркетинг
- 13.1. Планирование международного маркетинга
- Вопрос 13.1. Какая из стран Евросоюза отказалась от введения в обращение евро?
- Вопрос 13.2. Какие зоны свободной торговли существуют в России?
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти.
- 13.2. Структура и методы маркетингового исследования
- 13.3. Маркетинговый аудит
- Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 14.1. Маркетинг на рынке средств производства
- 14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
- Вопрос 14.1. Приведите примеры обязательного и добровольного страхования?
- 14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
- Глава 15. Интернет – маркетинг
- 15.1. Реклама в Интернете
- 15.2. Маркетинговые исследования в Интернете
- 15.3. Электронные платежные системы
- 15.4. Электронная торговля
- Глава 16. Маркетинг и общество
- 16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и
- Вопрос 16.1. Приведите примеры товаров, которые быстро морально устаревают?
- 16.2. Pr в системе маркетинга
- Расчет вариантов коммерческой сделки по договору купли-продажи.
- 2. Рассчитать варианты контракта по импорту.
- Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности
- 2. Концепции управления маркетингом.
- 10. Марочный товар.