logo
Маркетинг Семенов Н

16.2. Pr в системе маркетинга

PR следует рассматривать как управленческую функцию, посредством которой: оценивается мнение общественности, политика и тактика фирмы соотносится с общественными интересами, а также реализуется программа действий в целях завоевания признания и расположения общественности (п.10.2.). PR – есть продуманное и целенаправленное усилие по формированию имиджа фирмы. PR интегрирует данные теории коммуникации, социальной психологии, общей психологии, социологии, политологии и этики.

В структуре PR выделяются пять основных направлений деятельности:

  1. Отношение с прессой.

  2. Паблисити, то есть неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар.

  3. Корпоративная коммуникация способствует пониманию целей деятельности фирмы.

  4. Лоббирование, то есть сотрудничество с законодательными и правительственными чиновниками с целью продвижения (блокирования) законодательных актов.

  5. Консалтинг – советы по менеджменту в общественных вопросах и имиджу фирмы.

В начале XXI века в PR выделились новые направления:

Определим конкретные виды работ, выполняемые PR-агентствами:

Для реализации этих задач используются различные средства: газеты, журналы, TV, радио, Интернет.

Выбор конкретных каналов доставки PR-информации зависит от стоимости PR-заказа.

Пресс-релиз – ведомственная информация, представляющая интерес для широкой публики.

Бэкграундеры – ведомственная информация текущего характера.

Факт-листы – короткий документ, содержащий краткую информацию о проведенном мероприятии.

Кейс-истории – сообщение о деятельности коммерческой организации, новых формах и методах работы.

Обзорные статьи – широкое сообщение о передовом опыте фирмы.

Бурное развитие рыночной экономики вовлекло PR в сферу бизнеса. Существует три точки зрения на соотношение маркетинга и PR:

- к традиционному 4Р маркетингового комплекса (п.12.3.) следует

добавить PR;

- маркетинг рассматривается в качестве составляющей части PR;

- marketing PR выделяется как особое направление в PR.

В рамках классической теории маркетинга PR рассматривается как составная часть системы маркетинговых коммуникаций.

В таблице 16.1. приведены сравнительные характеристики рекламы и PR.

Таблица 16.1.

Коммуникационные

элементы

маркетинга

Реклама

PR

Инструменты работы

СМИ

Презентации, конференции,

спонсорство, меценатство,

публикации

Принципы выбора и

воздействия на

аудиторию

Ориентация на

потребности целевых

сегментов.

Цель - изменить

установки потребителей.

Комплекс отношений

(общественные, отраслевые,

с клиентами). Цель –

сформировать доброжелательное

отношение к фирме (товару)

Материальные вложения

Самая дорогостоящая из

всех коммуникационных

элементов маркетинга

Размер зависит от выбора

PR-акции

Время и длительность

действия

Зависит от рекламного

бюджета

Стремиться поддержать политику постоянного присутствия. Эффективное средство разрешения конфликтов

Оценка эффективности

Одна из слабых сторон.

Не способна мобильно

реагировать на изменяю-

щиеся потребности

Обеспечивает стабильное

положение фирмы на рынке

PR является одним из самых эффективных методов привлечения внимания общества к торговой марке. В условиях ориентировки на потребителя в производстве товаров главная задача: PR-анализ покупательского поведения в широком общественном плане. Рассматривая соотношение маркетинга и PR, следует отметить двойственность. С одной стороны, необходимо исследовать место и роль PR в системе маркетинга, а с другой – использование маркетинговых средств для продвижения и реализации конкретных PR-мероприятий [1,2].

Приложение 1. Задание на выполнение курсовой работы.