3.9. Предварительная оценка рекламы
Прежде чем реклама «увидит свет», необходимо убедиться в ее жизнеспособности. Профессионалы утверждают, что тестирование рекламы так же необходимо, как и все другие маркетинговые исследования. Тестирование позволяет вычленить наиболее эффективные рекламные константы, которые в сложении создают условия для благого результата.
В конце концов, бизнес – это процесс перманентного роста и развития. И реклама как составляющая коммерческого успеха тоже должна непрерывно развиваться, наряду с ресурсами, схемами и объемами продаж.
Посредством тестирования рекламу можно проверить на:
-
актуальность;
-
запоминаемость;
-
понятность и т.д.
Технологии тестирования рекламы, правда, не очень хорошо проработаны. В литературе этому вопросу почти не уделяется внимание.
Точнее, американцы разработали целую систему предварительной оценки рекламы. Но американские оценочные исследования носят слишком масштабный характер, не обещая при этом 100%-ной гарантии успеха. Во избежание голословности обратимся к примерам109.
Тесты на припоминание. Законченный рекламный ролик демонстрируется в программе сетевого телевидения, регулярно показываемой в прайм-тайм. На следующий день интервьюеры в трех-четырех городах делают звонки по двумстам случайно выбранным номерам. Сначала интервьюеры уточняют, смотрели ли их респонденты телепередачи искомого канала в нужное время. Затем задают примерно такие вопросы:
-
Видели ли вы рекламу такого-то вида продукта? (вопрос провоцирует припоминание без подсказки).
-
(Если нет) Видели ли вы рекламу продукта «А»? (вопрос провоцирует припоминание с подсказкой).
-
(Если был положительный ответ на один из предыдущих вопросов) Что говорилось о товаре в рекламе? Что было показано в ролике? Какие мысли вызвала реклама? (Ответы этого типа записываются дословно с целью выявления числа зрителей, запомнивших характерные особенности рекламы. Учету не подлежат отклики зрителей, говорящих наугад или вспоминающих другую рекламу).
Данный тест устанавливает, связал ли респондент торговую марку или товарную категорию с конкретным рекламным роликом. «Большое плавание» обеспечено рекламе, способной создать прочную связь объекта с обращением.
Опыт хорош, но вряд ли им заинтересуются наши бизнесмены. Дело в том, что стоимость такого тестирования – от $9 000 до $17 000, а гарантий столько же, сколько и у любых других маркетинговых исследований. Ведь нет никакой гарантии, что повторы этого эксперимента дадут такой же результат.
Тесты на убедительность. В просмотровом зале организуется предварительный просмотр нового телевизионного шоу с включением рекламы. Внимание зрителей на рекламе осознанно не акцентируется, скорее, искусственно минимизируется. Перед просмотром зрители заполняют анкету о товарных предпочтениях. После показа зрители вновь отвечают на вопросы, сначала об увиденном шоу, а затем, повторно, о товарных предпочтениях. Затем подводятся итоги, насколько действенной оказалась реклама.
Обычная цена таких тестов – $11 000 – $15 000.
Нельзя сказать, что подобные способы тестирования бессмысленны, но сомнения вызывает экономический эффект столь дорогостоящих исследований. Не нанесут ли они сокрушительный удар по финансам фирмы?
Итак, прописанные в американской литературе методы предварительной оценки рекламы могут позволить себе гиганты бизнеса, разрабатывающие широкомасштабные рекламные кампании и размещающие рекламу на дорогостоящих носителях.
Отечественная сфера СКСТ не предполагает столь внушительных оборотов и в будничной практике пользуется более скромными рекламными средствами. В любом случае, в арсенале каждого рекламодателя должны быть технологии по тестированию запланированных видов рекламы (имеются в виду виды рекламы по каналам распространения).
Воспользуемся рекомендациями, предложенными Владимиром Латыном, рекламистом из Владивостока110.
Прежде всего, В. Латын предложил унифицированный алгоритм технологии тестирования рекламы, независимо от того, кто и что рекламирует. Схема выглядит следующим образом:
1этап
В первую очередь, необходимо определить, на ком вы будете проверять эффективность рекламы. Согласитесь, тестировать рекламу смартфонов или MP-3 плееров на пенсионерах, как минимум, бесполезно. Тестировать нужно на тех, кому адресован продукт, т.е. на потенциальных покупателях.
2 этап
Есть только один способ узнать, чего хочет потребитель. Нужно спросить у самого потребителя! Стало быть, если на первом этапе вы определялись с вопросом «У кого спрашивать?», то сейчас самое время определиться с вопросом «Что спрашивать?». Для начала надобно решить, какой эффект вы хотите получить от планируемой рекламы. Вот об этом и следует спрашивать.
Предположим, вы хотите:
-
повысить узнаваемость и запоминаемость товара или марки;
-
стимулировать прямые продажи.
Опросную линию стройте, исходя из соответствующих ожиданий.
Вот примерный перечень опросных вариантов.
Вариант 1. В основе видеоролика лежит идея, которая должна отражать суть товара и стимулировать рост потребительских потребностей. Насколько идея понятна рядовому покупателю? Оригинальна ли эта идея?
Вариант 2. В основе статьи (объявления, листовки) лежит коммерческое предложение (выгода). Доступно ли оно объяснено? Понятна ли его выгодность?
Вариант 3. Реклама может восприниматься позитивно, негативно или нейтрально. Какое отношение формируется у покупателя? Имеет ли реклама влияние на покупателя? Побуждает ли она принять необходимое решение?
Разумеется, можно проводить одновременный опрос по нескольким опросным линиям. В любом случае, важно заранее определиться, что именно вас интересует.
Теперь, когда вы знаете, у кого спрашивать и что спрашивать, нужно определиться с вопросом «Как спрашивать?». На этом остановимся подробнее.
3 этап
Итак, как спрашивать.
Есть очень простой способ. Например, берете макет (текст статьи, образец рекламного щита и т.д.), составляете вопросник, раздаете своим знакомым. Казалось бы, все!
Но тут есть сложность. Для достоверности таких данных необходимо искусственно воссоздать стандартную обстановку рекламного контакта (т.е. прямого пересечения рекламы и потенциального покупателя). Для чего это надо? Статья в принтерном варианте воздействует иначе, нежели статья в популярной газете. Макет растяжки на листочке А4 может вызвать иную реакцию, нежели растяжка на улице в реальную величину.
Тестирование рекламного продукта – это всегда нестандартная процедура, т.к. предмет тестирования всегда нестандартен. И основная сложность здесь заключается в том, что для нестандартных проблем нужны нестандартные технологии.
Собственно говоря, на этом теоретический курс по разработке унифицированного алгоритма технологии тестирования рекламы можно и закончить.
Дальнейшее моделирование теста всецело зависит от реально существующих данных, которые в каждой ситуации особенны и неповторимы.
Рассмотрим примеры из практики.
Тестирование газетного объявления
Разработанная рекламная идея отображена в небольшом модульном объявлении, которое и нужно протестировать. Начинаем с вышеуказанной схемы: примерный «портрет» потенциального покупателя, суммирование наиболее важных вопросов и составление опросного листа.
Процесс стандартного рекламного контакта воссоздаем следующим образом.
Респонденту даем газетный разворот с несколькими объявлениями (и искомым, в том числе), чтобы он просмотрел газетный лист так, как он обычно это делает.
Только после этого предлагаем ему ответить на вопросы (см. опросный лист в приложении 2).
Вот и все.
Результатами (любыми) останетесь довольны.
Ваша работа, выстраданное вами детище вполне может лично вам нравиться. Однако не исключено, что окружающие и, прежде всего, потенциальные покупатели, ради которых это самое детище создавалось, отреагируют на него абсолютно равнодушно или даже негативно, что обречет на крах рекламу. А мы помним: реклама обязана быть успешной. Так что лучше пренебречь своими трепетными авторскими чувствами и покорпеть над переделками, чем рисковать честью фирмы и ее финансами.
Тестирование упаковки пищевого продукта
Сферы СКСТ это, конечно, не касается, но рассмотрим данный пример для ознакомления с образом нестандартного мышления. Это полезно, потому что может натолкнуть вас на какие-либо собственные соображения.
Компания выходит на рынок с абсолютно новым продуктом. Имеется два варианта упаковки. Какой лучше?
Бессмысленно ставить перед потенциальными покупателями оба варианта, а затем говорить: «Представьте, что вы находитесь в магазине, а теперь скажите, какая упаковка лучше». Дело в том, что 50% покупок совершается импульсивно. Поэтому при тестировании правильнее вызвать иррациональные мыслительные механизмы, что изначально исключает метод анкетирования, ибо человек начинает думать, а думать в данном случае противопоказано.
Вот одно из возможных решений задачи.
Организуйте в магазинах города бесплатную дегустацию вашего товара: на столе выставьте один и тот же продукт, только в разных упаковках, и предложите покупателю сделать выбор. При таком подходе человек долго не думает и выбирает то, что первым пришло на ум.
Дополнительный плюс мероприятия – определенные рекламные очки.
Дополнительный минус – затраты. Впрочем, не имеющие средств, с новым продуктом на рынок не выходят. На этапе позиционирования (как было в данном случае) затраты неизбежны.
Итак, нужно обязательно тестировать рекламу и исправлять ошибки до того, как обращения попадут в поле зрения широких масс.
- Глава 1. Место рекламы в комплексе маркетинга
- 1.1. Комплекс маркетинга
- Особенности товара-услуги6
- Виды продукта в скст с маркетинговой позиции7
- Илл. 1.1. Реклама с указанием цены считается более привлекательной «Ростик'с»: студенческий обед за 47 рублей
- Гостиница эконом-класса от 370 руб./сут. 25 минут до центра Москвы15
- 1.2. Понятия «связи с общественностью» и «реклама»
- Глава 2. Социально-психологические основы рекламы
- 2.1. Проблемы восприятия потребителем рекламного сообщения
- 2.1.1. Ощущения
- 2.1.2. Восприятие
- 2.1.3. Внимание
- 2.1.4. Память
- 2.1.5. Мышление
- 2.1.6. Эмоции
- 2.2. Формирование в подсознании потребителя эффективного рекламного образа товара (услуги)
- 2.3. Формирование у потребителя желания (мотивации) выполнить рекламный призыв к действию (приобретению)
- 2.3.1. Мотив как стимулятор поведения потребителей. Классификации мотивов
- 2.3.2. Реклама как средство формирования мотива приобретения
- Глава 3. Виды рекламы. Рекламная кампания
- 3.1. Виды рекламы
- 3.2. План рекламной кампании
- 3.3. Выявление целевых групп воздействия
- 3.4. Формирование уникального торгового предложения
- 3.5. Цели рекламных кампаний
- 3.6. Классификация рекламных кампаний по целям
- 3.7. Классификация рекламных кампаний по срокам проведения
- 3.8. Разработка бюджета рекламной кампании
- Разработка рекламного бюджета
- Определение общего объема средств на рекламу Распределение средств по направлениям и статьям расходов
- 3.9. Предварительная оценка рекламы
- 3.10. Оценка эффективности рекламной кампании
- Глава 4. Структура рекламного обращения
- 4.1. Слоган
- 4.1.1. Коммерческое имя (нейм)
- Этап третий
- Этап четвертый
- Этап пятый
- 4.1.2. Место имени в слогане
- 4.1.3. Форма включения имени в слоган
- 4.1.4. Философия фирмы
- Креативно, стильно, дорого! («alef», Москва)
- Кафе-бар «Дон Кихот». Маленький островок жаркой Испании (г. Уфа)
- Пивной ресторан «Бочка». В духе Баварии (г. Волгоград)
- Ресторан «Тигрис». Из обихода фараонов (г. Ильичевск, Украина)122
- «Senor Parellada». Обслуживание такое, что Вы почувствуете себя королем!
- Ресторан «Bed Cafe». Ужин в постель124
- Ресторан «Маркет». Южный базар125
- Кафе «Пещера». Магия ночи и хорошего настроения
- «Marina Monchos». Здесь готовят лучшую в мире паэлью!
- 4.2. Заголовок
- 4.2.1. Уникальное торговое предложение
- 4.2.2. Психологическая концепция утп
- 4.2.3. Специфика заголовков в рекламе услуг индустрии гостеприимства
- 4.3.2. Рекламная стратегия
- 4.3.3. Количество аргументов в тексте
- Есть мнение
- 4.3.4. Коммуникативные модели информационного блока
- Кавминводы. Вершины вашей мечты! Целебная сила гор, воды и солнца! («Al-Travel», Москва)
- Есть мнение
- Звезды «Агидели» не только светят, но и греют
- Тайная любовь Распутина и Николая ii142
- Весь мир с тобой!