logo search
Связь с общественностью / ЛекцииPR

8.1 Политический pr

Политический PR по своему характеру, целям и задачам отличается от бизнес-PR, что объясняется тем, что если в бизнес-секторе эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении – политической поддержкой граждан.

Объектом воздействия политических PR-технологий становится гражданин, который хочет и имеет право знать о действиях госу­дарственных органов разного уровня. Президент, Пра­вительство, губернатор, администрации различного уровня – все с определенной регулярностью используют самые разнообразные ка­налы коммуникации (пресса, радио, ТВ, Интернет) в попытках раскрыть все аспекты своей работы.

С каждым годом увеличивающееся влияние СМИ на политические процессы становится все более очевидным. Именно в ХХ веке появилась новая профессия, связанная с предоставлением услуг по политической информации – политические консультанты. Сегодня люди этой профессии координируют действия PR, рекламы и маркетинга, служат связующими между политиками и средствами массовой информации, получая прибыль от установления взаимоотношений между ними.

В услуги политического консалтинга, как правило, входит:

  1. Исследование социальных, психологических, поведенческих характеристик населения государства, округа, населенного пункта

  2. Разработка стратегии проведения предвыборных кампаний

  3. Разработка и внедрение тактических приемов, направленных на достижение поставленных целей, обозначенных на этапе стратегического планирования

  4. Постоянный анализ действий конкурентов и заблаговременная разработка и внедрение ответных действий.

Главный механизм политических PR связан с символической ролью первых лиц. При этом внешние, невербальные характеристики становятся весьма значимыми. Так, установлено, что с экрана телевизора человек считывает 69% информации из внесловесного ряда, и только 31% информации – из слов. Поэтому сегодня на первое место выходят чисто актерские навыки: представительная внеш­ность первого лица, приятный тембр голоса, умение понравиться аудитории и даже рассмешить ее; и лишь на втором месте - мысли и умение говорить.

Значительную роль в политическом PR занимает лоббирование.

Лоббирование – организация содействия прохождению тех или иных законопроектов. Является вполне легальным видом деятельности, которая сама регулируется соответствующими законами.

Первоначально термин «лоббисты» применялся к журналистам, которые находились в «lobbies» (вестибюлях) Палаты общин. В США современное понимание этого слова закрепилось с 1829 года, когда Самуэль Кольт, известный оружейный промышленник, заплатил конгрессмену 10 тыс. долларов за прохождение нужного ему закона. А его лоббист А. Хей одарил кон­грессменов красиво декорированными револьверами.

Лоббирование, или организация содействия прохож­дению тех или иных законопроектов, в развитых стра­нах является вполне легальным видом профессии. Мы также сталкиваемся с проявлениями лоббирования в скрытой или открытой форме, когда те или иные про­фессиональные, общественные группы объединяются в целях защиты своих интересов в более активной форме. К примеру, это аграрное или нефтяное лобби, демон­страции в защиту своих интересов, организуемые от имени шахтеров, учителей. Лоббирование означает представление проблемы перед политиками или государственными служащими.

Россия в начале 1995 года провела конфе­ренцию по обсуждению проекта закона «О регулиро­вании лоббистской деятельности в федеральных орга­нах государственной власти». Сегодня вариантами «цивилизованного лоббизма» считаются:

Позитивные аспекты лоббизма проявляются в том, что он позволяет узаконить некоторые пути воздейст­вия на власть, уменьшая риск порождения коррупции. Лоббизм ограничивает возможности коррумпирования аппарата, так как вводит процесс доведения интересов заинтересованных лиц до представительной и исполнительной власти.

Экономическое содержание лоббизма заключается в предоставлении денег для законодателей, что необходи­мо последним для переизбрания. По американским данным, при Конгрессе США за­регистрированы более 7 тыс. лоббистов иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гоно­рары за представление интересов зарубежных фирм.

Выделяют два типа лоббирования: корпоративный, связанный с крупными организациями и их интересами, и «завоевательный», ориентированный на освоение новых пространств, изменение статусов и регламентации.

Распространенной формой организации лоббист­ских групп являются общественные, отраслевые и профессиональные объединения: Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Меж­дународная ассоциация фармацевтических произво­дителей (AIPM), Союз российских пивоваров, Москов­ская рекламная гильдия, объединения врачей, юрис­тов, рекламистов и т. п. Эти организации в качестве целей своей деятельности рассматривают отстаивание интересов своих членов перед властью и обществом.

Таким образом, лоббизм напрямую зависит от PR, ведь ос­новной его задачей выступает перевод требований и интересов одной общественной группы на язык дру­гой, то есть налаживание коммуникации между различными группами.

Итак, основная задача политического PR - созда­ние образа компетентного и эффективного руководства, которое обладает сильной властью и способно решать стоящие перед ним проблемы, не ущемляя конституци­онных прав граждан на получение полной и достоверной информации.