logo search
Маркетинг Семенов Н

4.3. Факторы личного порядка

К факторам личного порядка относятся этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности.

Покупательские предпочтения претерпевают существенные изменения с возрастом человека, этапом жизненного цикла семьи. Первым этапом жизненного цикла семьи принято считать этап холостой жизни. При этом потребители акцентируют внимание на приобретение модной одежды, спортивных товаров, туристических услуг, дешевых транспортных средств. Если холостяк живет отдельно от родителей, то добавляются кухонное оборудование, бытовые товары, полуфабрикаты. Совместная жизнь молодоженов – это второй этап жизненного цикла семьи. На этом этапе осуществляются активные покупки товаров длительного использования (мебель, холодильники, кухонные плиты). Одновременно сохраняется потребность в модной, спортивной одежде и туристических услугах. «Полное гнездо» (1-я стадия) определяется как этап когда младшему ребенку меньше 6 лет. Это этап активного приобретения жилья, стиральных и моющих машин, бытовой техники, детских товаров. Четвертый этап – «Полное гнездо» (2-я стадия) соответствует состоянию, когда младшему ребенку больше шести лет. Покупатели интенсивно приобретают продукты питания в крупной расфасовке, чистящие средства, велосипеды, музыкальные инструменты, услуги для разностороннего развития детей (спортивные, музыкальные). Пятый этап – «Полное гнездо» (3-я стадия) соответствует состоянию, когда пожилые супруги живут с уже взрослыми детьми, некоторые из них работают. Финансовое положение семьи достаточно высокое, что позволяет приобретать дорогую мебель, автомобили, другие транспортные средства (снегоходы, лодки, яхты), а также

оплачивать дорогостоящие медицинские услуги, например, зубоврачебные. «Пустое гнездо» (1-я стадия) – шестой этап жизненного цикла семьи: глава семьи работает, дети живут отдельно. Финансовое положение высокое. Активно приобретаются загородные дома, дорогая мебель, туристические услуги, медицинские, оздоровительные услуги, предметы роскоши. «Пустое гнездо» (2-я стадия) – седьмой этап жизненного цикла семьи: глава семьи на пенсии. Доходы резко сокращаются. Активно потребители выступают на рынке медицинских товаров и услуг, что сохраняется на заключительных этапах: вдовствующее лицо, работающее и на пенсии.