2 Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства
Решению проблем функционирования рынка средств производства активно способствует практическое использование принципов и методов современного маркетинга.
Следует учесть, что маркетинг в области средств производства начал развиваться позднее, чем маркетинг потребительских товаров, так как в этой сфере деятельности процесс диверсификации потребностей заказчика проходил более медленными темпами.
Основная особенность маркетинга средств производства заключается в том, что он нацелен преимущественно на поиск новых технологических решений в промышленных процессах, направленных на снижение материало- и энергоемкости производства.
Исходя из общепризнанной формулы: "Производить то, что безусловно находит сбыт", маркетинг средств производства строится на следующих основных принципах:
во-первых, нацеленность на достижение конечного практического результата в соответствии с долговременной целью, намеченной фирмой;
во-вторых, применение тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них;
в-третьих, направленность деятельности не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы на основе прогнозных разработок средств производства рыночной новизны.
Одной из главных отличительных особенностей маркетинга средств производства является значительное влияние научно-технического прогресса на реализуемую продукцию. Как известно, на рубеже XX и XXI вв. научный прогресс стал важнейшим процессом, определяющим развитие современной экономики.
Учет специфики конкурентной стратегии различных фирм и компаний, работающих на рынке средств производства, позволяет описать механизм внедрения достижений научно-технического прогресса и установить, на каких этапах решающей оказывается роль тех или иных субъектов рынка средств производства.
По мнению известного российского ученого, занимающегося проблемами экономической теории, маркетинга и Менеджмента А. Ю. Юданова, выделяют четыре основные этапа научно-технического прогресса:
1-й этап — изобретение, внедрение;
2-й этап — тиражирование;
3-й этап — дифференциация;
4-й этап — зрелость.
На первом этапе фирмы, производящие технические разработки новых средств производства несут полную финансовую ответственность за конечный исход дела. Инвестируемый в такие проекты капитал носит венчурный, т.е. рисковый, характер.
На втором этапе в массовое тиражирование опытных образцов средств производства включаются уже крупные предприятия машиностроительного комплекса, обладающие значительной производственной базой. В последние годы такая работа часто осуществлялась на основе конверсии оборонных предприятий страны.
Третий этап обуславливает расширение и разнообразие видов средств производства на рынке. Вместо одной марки появляется широкая палитра в номенклатуре средств производства. Таким образом, на данном этапе у фирм — производителей продукции производственно-технического назначения появляется тенденция к поиску своих "ниш" на рынке, основанных на адаптивном научно-техническом процессе, который приспосабливает их продукцию к специальным запросам потребителей.
На четвертом этапе, продолжается техническое совершенствование средств производства. В этом, помимо их массового тиражирования, состоит вклад фирм-производителей в НТП. Поэтому только постоянное улучшение технических характеристик продукции производственно-технического назначения позволяет этим фирмам сохранять свои позиции на рынке средств производства в условиях конкурентной борьбы.
Маркетинг средств производства ориентирован на инновации. Именно инновации в различных средствах производства делают их конкурентоспособными даже на олигополистим рынке, приводя к обновлению номенклатуры их выпуска. В настоящее время доля различных инноваций средств производства в общем их объеме определяется примерно следующим образом:
- 46% — инновации с предсказуемым риском;
- 31% — перенос инноваций с предсказуемым риском;
- 9% — улучшающие инновации;
- 8% — перенос прорывных инноваций;
- 6% — прорывные инновации.
В целом инновационный процесс органически встраивается в современный механизм развития товарно-денежных отношений. Такие составляющие этого механизма, как конкуренция, производитель, потребитель и государство, находятся в постоянно меняющейся, противоречивой взаимозависимости.
В результате НТП в настоящее время меняется значимость приоритетов производства продукции производственно-технического назначения. На первый план, вместо желания получения максимальной прибыли, выдвигается теперь проблема качества средств производства. Именно обеспечение качества продукции становится одним из основных залогов успеха в конкурентной борьбе. Цена и прибыль отодвигаются на третье место, уступая диверсификации, после чего следуют: сроки и обязательность поставок, удовлетворение желаний потребителей, увеличение сроков и объемов сервисного обслуживания.
Следует также отметить, что при всем многообразии современных средств производства, технологических и организационных процессов концепции организации производства подчинялись определенным принципам, которые до определенного периода развития производства считались незыблемыми и неизменными. Однако НТП заставил по-иному взглянуть на эти принципы.
Возникающие в период ускоренного развития НТП прогрессивные явления определяют необходимость гибкого инженерного мышления. При проектировании производственного процесса и организации производства на конкретном предприятии обязательно следует учитывать возникающие противоречия и соответственно корректировать принимаемые решения. К примеру, организация перехода на выпуск новой продукции производственно-технического назначения в серийном производстве требует создания соответствующей организационно-технической структуры такого производства. При реализации новых организационно-технических структур необходимо учитывать не только особенности новых технологий, но и концепции организации, на которых они базируются. Таким образом, концепции организации не являются постоянными и тем более предписывающими и нормативными. Необходимо помнить, что то, что еще вчера, казалось, ведет к неизменному успеху, уже сегодня, на новом витке науки и техники, может оказаться устаревшим и малоэффективным.
Очевидно, что в маркетинговой стратегии фирм, поставляющих на рынок средств производства свою продукцию, ключевыми моментами должны стать гибкость, целесообразность и возможность выпуска малых серий, в том числе заказных образцов, а также разнообразие номенклатуры и соблюдение высокого качества.
- Тема 1. Основы теории маркетинга
- 1.1 Определение маркетинга
- 1.2 Концепции маркетинга
- Производство
- Финансы
- Человеческие ресурсы
- Условия успешной реализации концепции маркетинга
- Производство
- Потребитель
- Человеческие ресурсы
- Финансы
- 1.3 - Роль и функции маркетинга в компании
- 1.4 Исследование рынка
- Позиционирование товаров
- 1.5 Маркетинговая стратегия
- 1.6 Управление маркетингом
- 1.7 Особенности маркетинговой деятельности в России
- Тема 2. Промышленный маркетинг
- 2.1 Природа и сфера применения промышленного маркетинга
- 2.2 Специфика маркетинга товаров для производства
- 2.3. Особенности комплекса маркетинга на предприятиях отраслей промышленности
- 2.4. Деловая закупка
- 2. 5 Сегментирование рынка промышленной продукции
- Тема 3. Маркетинг в агробизнесе
- 1. Краткая характеристика сферы агробизнеса
- 3.1 Особенности рынков в комплексе агробизнеса
- 3.2 Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции
- 3.3 Товарное предложение на рынке сельхоз- и продтоваров
- 3.4 Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
- 3.5 Риски в сельском хозяйстве
- Тема 4. Маркетинг на рынке средств производства
- 1 Понятие рынка средств производства
- 2 Содержание и специфические особенности маркетинга средств производства
- 3 Источники маркетинговой информации о рынке средств производства
- Тема 5. Маркетинг в торговле
- 1 Маркетинговые решения в розничной торговле
- 2. Маркетинговые решения оптовика
- 3 Основы искусства продаж
- Тема 6. Маркетинг образовательных услуг
- Особенности образовательных услуг
- 2. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции
- 3. Объекты маркетинга образовательных услуг
- 4 Содержание и функции маркетинга образовательных услуг
- 1. Кого учить?
- 2. Зачем и чему учить?
- 5 Маркетинговая среда рынка образовательных услуг
- 6 Сегментация рынка образовательных услуг
- 7 Стратегии маркетинга образовательных услуг
- Тема 7 Маркетинг в страховом бизнесе
- 1 Общие сведения о страховании
- 2. Маркетинг в страховании
- Тема 8 Маркетинг в туризме
- Сущность и специфика маркетинга в туризме
- Уровни маркетинга в туризме
- Основные сегменты туристского рынка
- 4 Разработка альтернативных стратегий
- 5 Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- 6 Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия
- Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними
- Определение приемлемой формы работы с посредниками
- Тема 9 Маркетинг гостиничного хозяйства
- 1. Особенности маркетинга гостиничного хозяйства
- 2. Организация управления маркетингом в гостиничной сфере
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 4. Концепция развития маркетинга гостиничного бизнеса
- 5. Маркетинговое планирование
- 6. Проведение маркетинговых исследований
- 7. Выбор целевых рынков
- 8. Оценка собственного положения на рынке
- 9. Определение целей, постановка задач и их выполнение
- 10. Маркетинговый контроль
- 11. Маркетинг-микс гостиничного хозяйства
- 12 Гостиничная реклама
- Тема 10. Маркетинг на рынке изделий народных промыслов
- 1. Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация
- 2 Понятие о рынке тнп и его структуре
- 3 Принципы и методы маркетинга на рынке тнп
- 4. Маркетинговый анализ покупательского поведения в процессе покупки тнп
- Тема 11 Банковский маркетинг
- 1 Предпосылки внедрения маркетинга в банковском деле
- 2. Концепции маркетинговой деятельности
- 3. Маркетинговая среда банка
- 4. Комплекс маркетинга в банковском предпринимательстве
- 5. Стратегия банковского маркетинга
- 6. Система организации маркетинга
- Тема 12. Маркетинг в сфере услуг
- Природа услуг и их классификация
- 2. Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение
- 3. Особенности маркетинга услуг
- 4. Задачи сферы услуг
- 1. Разделение деятельности по степени контакта с потребителем
- 2. Конвейерный подход к обслуживанию
- 3. Повышение степени участия клиента в процессе обслуживания
- 4. Установление равновесия спроса и предложения