logo search
МОСД консп

1.2 Концепции маркетинга

Существует ряд концепций, через которые маркетинг прошел в своем развитии. К ним относятся: пассивный маркетинг, организационный маркетинг, активный маркетинг, социально-этичный маркетинг. Несмотря на то, что эти концепции являлись определенными этапами развития маркетинга, они сегодня находят практическое применение.

Формулировка концепций пассивного маркетинга, описание условий применения, роли и стратегии пассивного маркетинга приводятся в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Концепции пассивного маркетинга

Формулировка концепции

Производственно-ориентированная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым товарам

Продуктово-ориентированная

концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение товарам с высоким качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками

Основной объект внимания

Производственный процесс

Качество товара

Средства достижения цели

Высокая эффективность производства

Производство качественных товаров

Конечная цель

Прибыль за счет низких издержек производства

Прибыль за счет продажи товаров высокого качества

Задачи менеджмента

Достижение высокой эффективности производства

Концентрация сил на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании

Условия применения концепций пассивного маркетинга

Деловая среда

Является стабильной в качественном отношении

Необходимо приспособиться к количественным изменениям, которые легко предвидеть и предсказать путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций

Экономическая среда

Наличие крупного потенциального рынка при ограниченном предложении, когда производственных мощностей недостаточно для удовлетворения потребностей рынка

Соотношение уровней спроса и предложения

Спрос на продукт устойчиво превышает предложение

Покупатели готовы купить любой продукт, который могут найти

Уровень предложения приближается к уровню спроса

У покупателей появляется возможность ограниченного выбора

Потребности

Известны и стабильны

Технологическая среда

Скорость технологических инноваций невелика

Скорость технологических инноваций начинает увеличиваться

Конкурентная среда

Ценовая конкуренция

Конкуренция в сфере качества

Роль и стратегия пассивного маркетинга

Роль маркетинга

Маркетинг играет ограниченную и пассивную роль

Стратегический маркетинг функционирует естественным образом, поскольку потребности известны

Операционный маркетинг сводится к организации потока изготовленных товаров

Деятельность по их продвижению считается излишней, поскольку фирма не может обеспечить необходимое снабжение рынка

Контакты с рынком ограничиваются первым покупателем

Взаимодействие с конечным спросом невелико

Исследования рынка производятся нечасто

Стратегия маркетинга

Изнутри-внутрь

Основное внимание уделяется внутренним ограничениям и предубеждениям, а не требованиям и ожидания покупателей

Очевидно, что в ситуации, когда предложение недостаточно, маркетинг играет ограниченную и пассивную роль. Подобное положение дел отражается на организации фирмы, в которой превалирует операционная функция, а главными приоритетами выступают развитие производственных мощностей и повышение производительности. Особенности структурной организации фирм и недостатки стратегии, ориентированной на пассивный маркетинг, показаны на рис. 1.1.