14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
Современный маркетинг рассматривается как система организации всей деятельности банка по привлечению финансовых средств и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка с целью получения максимальной прибыли. Банковский маркетинг представляет особую отрасль маркетинга. Интернационализация и универсализация банковской деятельности, усиление конкуренции с иностранными банками, появление конкурентов в лице страховых и брокерских фирм, различных фондов, торгово-промышленных корпораций требует внедрения коммерческими банками современных приемов и способов маркетинга.
Банковская система является важным источником удовлетворения спроса на капитальные вложения предприятий и фирм. Одной из важнейших тенденций структурной перестройки кредитной системы последних лет является стирание различий между банками и другими кредитными учреждениями. Современный коммерческий банк (КБ) представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном более 200 операций и услуг. Размывание границ между различными типами кредитных учреждений идет по двум направлениям:
- расширение нетрадиционных операций (лизинг, факторинг,
форфейтинг, консультационные услуги);
- проникновение на банковские рынки не банков (страховых, брокерских
компаний, пенсионных фондов, торгово-промышленных корпораций).
Консультационные услуги затрагивают такие вопросы, как выгодность помещения капиталов в те или иные финансовые активы (акции, облигации), оптимальное управление ликвидными ресурсами предприятия, финансовое планирование.
Рыночные структуры в экономике России начали возникать в 1987 году с созданием первых СП и КБ. Первый КБ был зарегистрирован в августе 1988г. В настоящее время в России действует около 600 КБ. Координацию деятельности КБ осуществляет Центральный банк (ЦБ). 30 крупнейших (системообразующих) банков имеют совокупные активы более 70% активов всей банковской системы. ЦБ РФ установил норматив достаточности капитала, который определяет соотношение собственного капитала банка к величине его активов, взвешенных с учетом рисков (8%, что соответствует международным стандартам). Столичная банковская система охватывает свыше трети банков России.
Для разработки комплекса маркетинга банка, как и любой фирмы, используется четыре подсистемы:
маркетинговой информации;
планирования маркетинга;
организации службы маркетинга;
маркетингового контроля.
С помощью этих взаимосвязанных подсистем банк следит за маркетинговой средой и приспосабливается к ней. Товаром банка является услуга (операция с деньгами) или банковская продукция. В последнее время банки все больший акцент переносят на куплю-продажу создаваемых или широко обращающихся финансовых обязательств, а не на оказание определенных действий в интересах клиента. В КБ продукция делится на два класса:
услуги по пассивным операциям;
услуги по активным операциям.
Услуги по пассивным операциям оказываются в целях аккумуляции средств, в основном сбережений и временно свободных средств населения. Путем оказания услуг по активным операциям КБ распределяют собранные средства таким образом, чтобы обеспечить себе конкурентоспособный уровень прибыли, необходимую устойчивость в функционировании.
Банковские операции могут быть классифицированы следующим образом.
Кредитные услуги – отношение между банком (заемщиком) и клиентом (дебитором) по предоставлению определенных денежных сумм на основании принципов срочности, платности и возвратности
Депозитные операции – аккумулирование денежных средств.
Осуществление денежных расчетов и платежей физическими и юридическими лицами.
Операции с ценными бумагами и инвестиционная деятельность. Прямые инвестиции осуществляются посредством приобретения реальных активов и вложения средств в конкретное производство.
Трансформация средств на рынке ссудных капиталов производится посредством банковских операций:
- форфейтирование – специфическая форма кредитования торговых
операций, заключающаяся в покупке у продавца товара векселей,
акцептированных покупателем этих товаров;
- факторинг – покупка чужих долгов;
- траст – операции банков по управлению личным капиталом на основе
доверенности клиентов.
Предоставление консультационных и аудиторских услуг клиентам, контрагентам, акционерам.
Применительно к банковской продукции уровни реализации товара интерпретируются следующим образом:
- товар по замыслу – круг услуг, которые мог бы реализовать банк с
пользой для клиентов и себя;
- товар в реальном исполнении – реальный набор услуг, предлагаемый
банком;
- товар с подкреплением – дополнительное кредитование, лизинг,
факторинг и прочее.
В последнее время выделяют четвертый уровень – общественное признание.
Рынок выступает связующим звеном между банком и клиентом. В зависимости от различий потребностей клиентов и от их специфики различают пять видов рынков.
Потребительский рынок состоит из физических лиц (клиентов), пользующихся услугами банков.
Рынок производителей – состоит из юридических лиц (предприятий), приобретающих банковские услуги.
Рынок посредников – состоит из юридических лиц, приобретающих услуги банков для перепродажи их с прибылью (как правило другие банки и кредитные учреждения).
Рынок госучреждений – состоит из государственных и общественных организаций, приобретающих услуги банков с целью гуманитарной помощи нуждающимся гражданам.
Международный рынок – характеризуется наличием иностранных клиентов.
Основными элементами достижения баланса между спросом и предложением банковских услуг и необходимой эффективности маркетинга конкретного банка являются: товарная политика, включая инвестиционную; политика продаж, включая ценообразование; сервисная политика; рекламная политика.
Основными задачами политики продаж банков являются:
анализ состояния рынка, выявление доли обслуживаемой банком;
доли рынка запасов и депозитов по категориям клиентов;
анализ маркетинговой информации, содержащей классификацию клиентов по социально-экономическим, демографическим и региональным признакам.
Для правильной организации сервисной политики необходимо:
- изучение клиентов банка;
- изучение мотивов выбора банка;
- изучение сервисной политики банков-конкурентов;
- изучение поведения сотрудников банка (опросы клиентов).
Одним из основных элементов комплекса маркетинга является цена, которая является основным показателем, определяющим доход. В политике ценообразования банк может преследовать различные цели:
- максимизацию текущей прибыли;
- удержание позиций на рынке;
- лидерство по отдельным услугам;
- лидерство по качеству услуг.
Основные финансовые результаты деловой активности банка определяет прибыль. Норма прибыли по отношению к сумме издержек на западе 10-19%, в России 15-30%. Различают: бухгалтерскую прибыль – сумма общей выручки банка минус внешние издержки (денежные расходы, осуществляемые банком с ростовщиком); экономическую прибыль – бухгалтерская прибыль минус внутренние издержки (себестоимость услуг, сервис, реклама).
Связь между системой маркетинга и планированием носит активный двусторонний характер. Для банка планирование является деятельностью высшего порядка, которая приводит к улучшению показателей сбыта и прибылей.
Стратегическое планирование банка состоит из четырех элементов:
- выработка программы банка;
- постановка целей и задач;
- составление планов развития;
- разработка стратегии роста банка.
Банк разрабатывает программу на основе прогноза перспектив развития финансового рынка, его комплексного изучения. Иерархия задач банка:
Программа → Цели и задачи → Задачи → Стратегии
банка маркетинга маркетинга
План маркетинга включает бюджет, определяющий затраты на осуществление мероприятий, предусмотренных планом. Наиболее распространены следующие методы определения бюджета маркетинга:
финансирование «от возможностей»;
метод «фиксированного процента»;
метод «на уровне конкурента»;
метод максимальных расходов;
метод на основе целей и задач;
метод учета программы маркетинга.
Детальный анализ деятельности банка подразделяется на:
- ресурсный анализ – анализ структуры трудовых ресурсов, основных
фондов, ресурсов материальных оборотных средств, структуры
финансовых ресурсов в статике и динамике;
- затратный анализ – анализ уровня трудовых затрат, уровня основных
фондов, фондоемкости, количественный и качественный анализ
различных видов оборотных материальных средств и др.
- анализ эффективности – анализ использования трудовых ресурсов,
анализ уровня производительности труда, использования основных
фондов, оборотных средств. Определение результатов анализа уровня
прибыли и рентабельности, кредито - и платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности использования финансовых ресурсов.
Для проведения анализа используется комплекс статистических и экономико-математических методов и моделей.
В настоящее время в России насчитывается более 2000 страховых компаний. Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, которые формируются из страховых взносов. По форме страхование может быть добровольным и обязательным. К объектам страхования относятся:
- личное страхование (жизнь, здоровье, пенсионное обеспечение);
- имущественное страхование;
- страхование ответственности.
Законодательством РФ запрещено страхование:
- противоправных интересов;
- убытков от участия в играх, лотереях, пари;
- расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях
освобождения заложников.
Оборот мирового страхового рынка оценивается в $ 1,5 трлн., доля России 0,4%. Представители крупного бизнеса создали собственные страховые компании («Лукойл», «Транснефть», «Газпром»). Основные интересы российских страховых компаний лежат в области услуг юридическим лицам. По объему собранной страховой премии на душу населения ($ 35) Россия относится к наименее развитым государствам мира (Япония - $ 7000, США - $ 4000, Западная Европа - $ 3500). Низкий показатель – результат низкого уровня жизни основной массы населения, неразвитости страховой культуры и соответствующего образа мышления. Инфляция 1992-1995г.г., дефолт 1998 года надолго отбили охоту обращаться за страховыми услугами.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Тверской государственный технический университет»
- Маркетинг
- Глава 1. Маркетинг или наука о рынке
- 1.1. Определение и основные понятия
- Вопрос 1.1. В чем отличие предпринимателя и спекулянта?
- Вопрос 1.2. Вредят ли бартерные сделки государству?
- Вопрос 1.3. С точки зрения маркетинга, чем являются спонсорство и меценатство: обменом, сделкой или не тем и не другим?
- 1.2. Основные принципы и функции
- 1.3. Концепции управления маркетингом
- Глава 2. Маркетинговая среда фирмы
- 2.1. Макросреда фирмы
- Вопрос 2.1 Приведите примеры естественных и искусственных монополий?
- Вопрос 2.2. Почему в Российской Федерации слабо развито ипотечное кредитование?
- Вопрос 2.3. В чем суть Киотского соглашения? Участвуют ли в этом соглашении сша и Россия?
- Вопрос 2.4. Как вы оцениваете культурный уровень населения России?
- 2.2. Микросреда фирмы
- Вопрос 2.5. Чем больше объем сделки, тем % брокериджа больше или меньше?
- Вопрос 2.6. Какие из контактных аудиторий являются благотворными, искомыми и нежелательными?
- Глава 3. Маркетинговые исследования
- 3.1. Предмет, принципы и задачи
- 3.2. Маркетинговая информация
- Вопрос 3.1. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов. Какие из них удобнее обрабатывать на компьютере?
- Вопрос 3.2. Фирма модной женской одежды осуществляет сбор первичной информации. Население города 500000 человек. Сколько респондентов необходимо анкетировать, чтобы выборка была репрезентативной?
- Вопрос 3.3. Какие достоинства и недостатки присущи различным способам связи с аудиторией?
- 3.3. Маркетинговый анализ
- Глава 4. Покупательское поведение на потребительском рынке
- Вопрос 4.1. Определите побудительные факторы маркетинга, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке?
- 4.1. Факторы культурного порядка
- Вопрос 4.2. В каком состоянии развития находится средний класс в России?
- 4.2. Факторы социального порядка
- Вопрос 4.3. Приведите конкретные примеры покупательского поведения потребителя в соответствии с выполняемыми им социальными ролями?
- 4.3. Факторы личного порядка
- 4.4. Факторы психологического порядка
- 4.5. Процесс принятия решения о покупке
- Вопрос 4.4. Какие возможны реакции потребителя на покупку товара?
- Глава 5. Товар в системе маркетинга
- 5.1. Определение и классификация
- Вопрос 5.1. При переходе от одного типа товара к другому доля материально-вещественных вложений увеличивается или уменьшается?
- Вопрос 5.2. Приведите примеры товаров особого спроса?
- 5.2. Новый товар: определение и разработка
- Вопрос 5.3. В чем принципиальная разница приобретения предприятием патента или лицензии на производство нового товара?
- 5.3. Марочный товар
- Вопрос 5.4. Приведите примеры торговых знаков (товарных марок) и торговых марок?
- Вопрос 5.5. Какие достоинства и недостатки характерны при присвоении единых и индивидуальных марочных названий?
- Вопрос 5.6. В чем суть паразитирования на торговых марках известных фирм?
- Глава 6. Ценообразование в системе маркетинга
- 6.1. Функции и разновидности цены
- Вопрос 6.1. Приведите примеры количественных и качественных стоимостных показателей?
- Вопрос 6.2. Какие компоненты включает оптово-сбытовая наценка и торговая надбавка?
- 6.2. Основные подходы к проблеме ценообразования
- 1. Установление цен на новый товар:
- Вопрос 6.3. Какому соотношению уровней качества и цены соответствует стратегия повышенной ценностной значимости товара?
- 2. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры
- Вопрос 6.4. Приведите примеры товарной номенклатуры и товарного ассортимента?
- 3. Установление цен по географическому принципу
- Вопрос 6.5. Из каких соображений устанавливается единая цена на товар с учетом его доставки?
- 4. Установление цен со скидками и зачетами
- 5. Установление цен для стимулирования сбыта
- 6. Установление дискриминационных цен
- 6.3. Методика и методы расчета цены
- Вопрос 6.6. Приведите примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом?
- Вопрос 6.7. В каком случае возможна реализация товаров по демпинговым ценам?
- Глава 7. Товародвижение. Маркетинговая логистика
- 7.1. Каналы распределения товара
- Вопрос 7.1. Приведите примеры фирм с различными формами привилегий?
- 7.2. Маркетинговая логистика
- Вопрос 7.2. Какой еще вид транспорта и для каких товаров в настоящее время эффективно используется?
- Вопрос 7.3. Укажите достоинства и недостатки различных видов транспорта?
- Глава 8. Оптовая и розничная торговля
- 8.1. Оптовая торговля
- 8.2. Розничная торговля
- Вопрос 8.1. В чем отличие магазина самообслуживания от магазина со свободным отбором товаров?
- Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
- 9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
- Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь?
- 9.2. Позиционирование товара на рынке
- Вопрос 9.2. Постройте схемы покупательских предпочтений и позиционирования для рынка отечественных автомобилей по критериям цены и комфортности?
- Глава 10. Реклама и фосстис
- 10.1. Определение и сущность рекламы
- Вопрос 10.1. Какие преимущества имеет радио реклама по сравнению с телевизионной рекламой, кроме меньшей стоимости?
- Вопрос 10.2. Является ли Интернет сми?
- 10.2. Фосстис
- Глава 11. Маркетинг услуг
- 11.1. Определение, характеристики и параметры качества услуг
- Вопрос 11.1. Приведите примеры различных услуг?
- 11.2. Маркетинг организаций, отдельных лиц, мест и идей
- Глава 12. Современные конкурентные стратегии и
- 12.1. Определение и разновидности конкурентных стратегий.
- Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
- Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией?
- Вопрос 12.3. Какая из стратегий модели Ансоффа является наиболее ресурсоемкой?
- 12.2. Создание конкурентных преимуществ
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Глава 13. Международный маркетинг
- 13.1. Планирование международного маркетинга
- Вопрос 13.1. Какая из стран Евросоюза отказалась от введения в обращение евро?
- Вопрос 13.2. Какие зоны свободной торговли существуют в России?
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти.
- 13.2. Структура и методы маркетингового исследования
- 13.3. Маркетинговый аудит
- Глава 14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 14.1. Маркетинг на рынке средств производства
- 14.2. Маркетинг в банковском деле и страховом бизнесе
- Вопрос 14.1. Приведите примеры обязательного и добровольного страхования?
- 14.3. Маркетинг гостиничного хозяйства и туристический маркетинг
- Глава 15. Интернет – маркетинг
- 15.1. Реклама в Интернете
- 15.2. Маркетинговые исследования в Интернете
- 15.3. Электронные платежные системы
- 15.4. Электронная торговля
- Глава 16. Маркетинг и общество
- 16.1. Влияние маркетинга на отдельных потребителей и
- Вопрос 16.1. Приведите примеры товаров, которые быстро морально устаревают?
- 16.2. Pr в системе маркетинга
- Расчет вариантов коммерческой сделки по договору купли-продажи.
- 2. Рассчитать варианты контракта по импорту.
- Приложение 2. Договора торгово-посреднической деятельности
- 2. Концепции управления маркетингом.
- 10. Марочный товар.