logo search
Маркетинг Семенов Н

15.2. Маркетинговые исследования в Интернете

Интернет является эффективным средством организации маркетинговых исследований. Методы, с помощью которых владельцы web-сайта могут получить ту или иную информацию, можно условно разделить на активные и пассивные.

В случае пассивного исследования от посетителя не требуется каких-либо действий, чтобы передать владельцам сервера интересующие их данные. Зачастую он даже не догадывается о том, что какая-то информация отсылается на сервер. При каждом обращении к web-сайту интегрированный в структуру узла скрипт (сценарий) автоматически фиксирует IP-адрес (адрес узла сети Интернет, состоящий из четырех восьмизначных идентификаторов (октетов), разделенных точкой) посетителя, обрабатывает его значение в соответствии с информацией, хранящейся в соответствующей БД, и записывает результат в файл отчета. Таким образом, можно выяснить страну и город посетителя, класс его провайдера (коммерческий, корпоративный или сервер образовательного учреждения), отследить просмотренные им документы, определить время, затраченное на изучение вашего ресурса. Недостаток пассивного метода – невозможность получения демографических данных: возраст, пол, образование, профессия.

Активный метод подразумевает размещение на web-сайте специальных интерактивных форм с перечнем вопросов для посетителей. С помощью форм можно установить демографические показатели своей аудитории, выяснить мнение о предлагаемых товарах, получить жалобы и предложения по улучшению сервиса. Недостаток – поскольку посетитель должен потратить свое время на заполнение формы, необходима сильная мотивация. Существует три варианта повышения мотивации:

Рекомендации по проектированию форм:

- не заставлять пользователя вводить много текста, так как основным

инструментом в Интернете является мышь;

- в преамбуле лаконично объяснить цель анкетирования;

- избегать множества вопросов – максимум два физических экрана;

- избегать включения в анкету вопросов личного характера;

- вопросы должны быть короткими, четкими и ясными;

- если ответ предлагается альтернативный, то должны быть перечислены

все варианты («Любите ли Вы музыку Битлс? – Да; нет; а, кто это

такие?»).