logo search
Маркетинг Семенов Н

14.1. Маркетинг на рынке средств производства

В условиях рыночной экономики формируются инфраструктуры разных типов рынков: рынка труда, рынка земли, фондового рынка, валютного рынка, рынка средств производства и другие. Средства производства – это товар, поскольку удовлетворяют определенную потребность и обладают меновой стоимостью, то есть имеют способность к обмену.

Маркетинг средств производства – целостная экономическая система, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции производственно-технического назначения, достижение высокой эффективности ее производства и расширения рыночной доли. Основная его особенность заключается в нацеленности на поиск новых технологических решений в промышленных процессах, направленных на снижение материалоемкости и энергоемкости производства.

По типу рыночной структуры рынок средств производства является олигополистическим, что объясняется большими расходами, связанными с организацией производства. Олигополии присуща зависимость уровня «рыночной власти» каждой фирмы от степени концентрации предложения на рынке средств производства и характера конкуренции. Показателем, отражающим степень концентрации такого рынка и власти над ценой, является индекс Герфиндаля.

Маркетинг средств производства в большей степени, чем какое-либо направление прикладного маркетинга, ориентирован в первую очередь на инновации. Инновации подразделяются по таким признакам как, степень новизны и происхождение идеи нововведения и являются составной частью научно-технического прогресса. Инновации определяют конкурентоспособность фирмы и товара. В настоящее время на первый план по значимости приоритетов производства продукции производственно-технического назначения выдвигается качество, как залог успеха в конкурентной борьбе. На втором месте диверсификация, далее цена, прибыль, дисциплина поставок и сервисное обслуживание.

В настоящее время достаточно динамично развивается рынок торгово-технологического оборудования (холодильное, контрольно-кассовое, весоизмерительное, подъемно-транспортное, фасовочное, охранное оборудование).

Доля стоимости торгово-технологического оборудования в связи со строительством быстровозводимых конструкций увеличилось до 75% стоимости основных фондов. Новым явлением на рынке торгово-технологического оборудования является реализация игровых автоматов и аксессуаров игорного бизнеса.

Одной из первоочередных задач маркетинга на рынке торгово-технологического оборудования является определение потенциальной емкости рынка. На первом этапе происходит активный количественный рост потребностей в оборудовании. Количественное насыщение рынка приводит к качественным изменениям, то есть формируется новый виток потребностей в товаре. Закон возвышения потребностей составляет основу саморазвития производства и предусматривает постоянный рост, развитие и совершенствование потребностей. Механизм действия закона заключается в том, что по мере насыщения рынка начинают предъявляться более высокие требования к номенклатуре, качеству, сервисному обслуживанию оборудования.

В случае, если торговая фирма не имеет средств на закупку оборудования, она прибегает к лизингу. Лизинг – это долгосрочная аренда у кредитора. В зависимости от назначения предметов лизинга выделяют лизинг движимого имущества и лизинг недвижимости. В реальной практике существует множество вариантов лизинга:

После истечения срока лизинга оборудование можно вернуть, продлить лизинг или выкупить оборудование по остаточной стоимости. В основном используются два вида лизинга: финансовый и оперативный. По своей форме финансовый лизинг больше напоминает долгосрочное кредитование, при котором оборудование сдается в аренду на время больше половины срока амортизации или на полный срок амортизации. В условиях высокой инфляции финансовый лизинг становится реальной возможностью для коммерческих банков эффективно использовать свои средства, поскольку кредитные ресурсы направляются строго на приобретение активной части основных фондов. При оперативном лизинге срок аренды, как правило, значительно меньше амортизационного (аренда самолетов, судов, строительной техники).

В современной лизинговой практике применяются следующие арендные отношения:

По отношению к налоговым и амортизационным льготам различают:

- фиктивный лизинг, если сделка носит спекулятивный характер и

заключается исключительно с целью извлечения наибольшей прибыли

за счет получения необоснованных налоговых и амортизационных

льгот;

- действительный лизинг, если указанная выше цель не является

основной.

По характеру лизинговых платежей различают лизинг с денежным платежом, с компенсационным платежом, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на арендуемом оборудовании, или в форме оказания встречных услуг, со смешанным платежом.

Главное отличие лизингового платежа от арендной платы состоит в том, что при лизинге выплачивается не ежемесячная плата за пользование оборудованием, а полная или частичная сумма амортизационных отчислений. В качестве преимуществ лизинга следует отметить, что:

В России лизинг широко используется в добывающей промышленности, индустрии авиаперевозок.