logo search
Связь с общественностью / ЛекцииPR

2.5 Макро- и микросреда фирмы. Коммуникационная среда предприятия

В классическом менеджменте принято выделять внешнюю и внутреннюю среды организации. Взаимодействие (коммуникации) с этими средами в совокупности образуют коммуникационную среду предприятия.

Внешняя среда предприятия – это совокупность условий и организаций, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда фирмы в свою очередь делится на макросреду, мезосреду (инфраструктуру региона) и микросреду. К макросреде фирмы относятся следующие факторы:

1) Состояние экономики страны и мировой экономики, которое может влиять на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги, величину ставки процента на кредиты и займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют и т.д.

2) Высокие технологии, способные повысить производительность труда, улучшить качество продукции, расширить возможные области применения товаров и т.д.

3) Социокультурные факторы - это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

4) Политические факторы (экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии и т.д.)

К мезосреде относятся:

1) Поставщики сырья, оборудования, комплектующих и т.д. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица.

  1. Трудовые ресурсы. Специалисты должной квалификации – залог успешного функционирования компании.

  2. Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации.

  3. Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Внутренняя среда предприятия - это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Хотя многие из этих факторов могут контролироваться руководством организации, часть из них выступает в роли заданных, но которые должны учитываться в управлении организацией.

На основе знаний о коммуникационной среде разрабатываются коммуникационная политика (коммуникационная стратегии) компании.

Коммуникационная политика - это стратегический инструмент управления, когда контрольная функция за состоянием внешней и внутренней среды перерастает в непрерывный процесс подстройки предприятия и его общественности, а коммуникация из одностороннего процесса превращается в двусторонний. Этот подход уделяет существенное внимание внутренним коммуникациям, мнению и предложениям персонала о работе организации.

Разработка эффективной стратегической коммуникационной программы начинается со всестороннего анализа и изучения ситуации - для того, чтобы понять, как (и почему именно так) данная компания или организация воспринимается внутренними и внешними аудиториями. Для этих целей используются комплексные программы изучения общественного мнения, включая фокус-группы, репрезентативные опросы, интервью с топ-менеджерами, анализ деятельности конкурентов, иные исследования.

Результаты этих исследований служат основой для построения всех коммуникационных программ, последовательности их выполнения и оценки их эффективности.

Основные и разделы стандартной коммуникационной программы включают:

Проведение в жизнь эффективной коммуникационной программы должно включать в себя целый ряд коммуникационных услуг: разработка ключевых сообщений, изготовление печатных материалов, проведение информационных кампаний, а также взаимодействие с персоналом, акционерами, правительственными структурами, СМИ и общественностью и т.д.