logo search
Связь с общественностью / ЛекцииPR

4.1 Этика и правовые нормы в pr

В своей работе PR-специалист обязательно должен учитывать правовые и этические нормы. Юридические и этические слож­ности, которые возникают во время реализации профессиональной PR-деятельности, можно объединить вокруг четырех основных проблем:

Рассмотрим эти проблемы и те осложнения, которые они вызыва­ют, особенно при реализации письменной коммуникации.

Публикация информации, потенциально способной нанести вред всему обществу или его части

Большая часть информации, получаемой общественностью о деятель­ности разного рода организаций, независимо от того, относятся ли они к коммерческому или некоммерческому сектору либо представляют собой властные структуры, поступает от служб по связям с обществен­ностью через СМИ или по другим информационным каналам. Именно таким образом до целевых групп и до широкой общественности в целом доходят сведения об экономических, финансовых, технологических и социальных программах, которыми занимаются организации, внося свой положительный вклад в развитие общества.

Неверно было бы полагать, однако, что подразделение связей с общественностью, как создатель этой изначальной информации, полно­стью свободно и ничем не ограничено в своих действиях. Некоторые ограничения в распространении той или иной информации определя­ются самой организацией, другие исходят от федеральных или мест­ных законодательных органов, и наконец, последняя группа ограниче­ний (по порядку, но не по их роли и значимости) диктуется этическим кодексом специалистов по связям с общественностью, а также личными ценностями, которыми специалист по связям с общественностью руководствуется в своей деятельности.

В качестве примера приведем случай распространения инфор­мации, который показывает, с какой осторожностью специалисты по связям с общественностью, а вместе с ними и журналисты, должны подходить к распространению информации.

Мы все помним страшные события в Москве, связанные с захватом тер­рористами заложников во время представления популярного мюзикла.

Не отходя от телевизоров в течение двух суток, вся страна следила за тем, как проходили переговоры с террористами об освобождении людей, о возможности оказания им медицинской помощи, и все с ужасом ждали начала штурма здания. Регулярная официальная информация о событи­ях с площади перед театром передавалась представителями службы об­щественных связей ФСБ через государственные средства массовой ин­формации. Одновременно частные телевизионные каналы вели свои репортажи и сообщали обо всем, что происходит вокруг. Поэтому когда действительно был отдан приказ о начале штурма здания театра, опера­торы частных телевизионных компаний стали передавать в эфир детали начала этого штурма, к каким входам в здание направились спецназов­цы и другую конкретную информацию. А в самом театре были включены телевизоры, и террористы могли получать эту информацию наравне со всеми.

Намеренная публикация информации, наносящей моральный и материальный ущерб личности или организации

Диффамация (клевета) – публикация информации, направленной на намеренное нанесение ущерба общественной или деловой репутации личности или организации, негативно влияющей на имидж и успеш­ное функционирование их в бизнесе, политике или в других видах об­щественной деятельности.

К области диффамации относятся такие оскорбительные слова, как «вор», «негодяй», «обманщик», «алкоголик». К этой группе примыка­ет категория слов, характеризующих человека как нарушителя зако­нов или как преступника, а также слова, оскорбляющие религиозные или иные убеждения или пристрастия человека. Диффамация, как уже было отмечено, может быть направлена и на организацию, и на продукцию, которую она про­изводит, или услуги, которые она оказывает.

Нарушение корпоративных правил

Специалист по связям с общественностью, работающий в организации, тратит значительную часть своего време­ни, занимаясь подготовкой и написанием таких корпоративных матери­алов, как письма, ньюс-релизы и брошюры. В связи с этим он должен со всей ответственностью понимать важность вопросов, связанных с правовыми и этическими нормами, регулирующими письменную коммуни­кацию. Ведь корпоративные письменные материалы, даже предназначен­ные исключительно для внутреннего употребления, часто оказываются в руках людей, относящихся к внешним целевым группам, и, в зависи­мости от их содержания, могут нести в себе опасность судебного пресле­дования организации. Опасность подобной ситуации снижается, если соблюдаются некоторые превентивные меры предосторожности:

Нарушение этических норм

Этика относится к системе ценностей, с помощью которых человек определяет, что правильно или неправильно, что добросовестно или недобросовестно, что справедливо или несправедливо. Этика проявля­ется в моральном поведении в конкретной ситуации.

Таким образом, этику можно рассматривать как суждение людей о том, правильны или неправильны определенные действия. К сожале­нию, формулирование таких суждений затруднено из-за норм обще­ственного поведения, существующих в данном обществе в данный мо­мент времени. Дополнительные трудности вносят и уровень образования индивида, и культурная среда, и специфика конкретной ситуации.

Учет некоторых рекомендаций, которые приводятся далее, может помочь специалисту по связям с общественностью при определении того, что этично в его поведении, а что нет.