2.12. Обеспечивающие средства pr
До сих пор речь шла об основных направлениях PR, решение задач на каждом из них предполагает подготовку и проведение конкретных действий, подготовку и использование конкретных материалов. Некоторые из них уже рассматривались (прием, пресс-конференция, текущая информация и т.п.), некоторые лишь упоминались. В данном разделе речь пойдет именно о второй группе действий и материалов, которые используются при решении различных задач PR.
Фотография
Роль хорошей фотографии в PR велика. Фотоматериалы резко повышают привлекательность и эффективность печатной продукции (в качестве иллюстраций, оформления и т.п.), отчетных материалов, рекламы, подготовки заявок, проектов и программ. Без фотографий немыслим архив фирмы, оформление истории (летописи) фирмы. Однако, это относится именно к хорошей фотографии. Лучше обходится совсем без фотоматериалов, чем использовать плохие - они столь же резко снижают уровень и эффективность действий и материалов, в которых используются.
Добротный фотоархив - забота именно организаторов PR фирмы. И очень важно, чтобы фотоматериалы были такого качества и уровня, чтобы их можно было использовать многофункционально: для материалов, готовящихся в типографии, для демонстрации по ТВ, рассылки, передачи в органы печати, органы власти, зарубежным партнерам, в качестве памятных подарков и т.д., и т.п. Короче говоря, фотографии должны быть выполнены профессионально, желательно, чтобы это были цветные фотоматериалы.
Еще лучше иметь фотоматериалы в виде цветных слайдов. Их можно использовать в различных акциях (от пресс-конференций до праздников и приемов), подготавливать тематические слайд-фильмы, использовать в работе с персоналом, в повышении квалификации. В этом случае значительно упрощаются проблемы подготовки высококачественной печатной продукции (вам не надо заказывать и оплачивать дополнительную дорогостоящую съемку и изготовление тех же слайдов).
Новые фототехнологии открывают дополнительные возможности применения фотоматериалов. Так, использование 24-миллиметрового формата и технологии APS (усовершенствованной фотосистемы) в целом дает возможность выводить снимки на компьютерный дисплей без сканера. А использование "цифровой" фото-технологии, оставляющей от традиционного фотодела только оптику, обеспечивает не только высококачественную съемку, но и непосредственное введение снимков в
компьютер, хранение их там и передачу снимков по компьютерным сетям без ущерба для качества, быструю подготовку рекламных, буклеточных и других материалов с использованием изображений, подготовки интерактивных мульти-медиа. Цифровая фотография стремительно вытесняет традиционную аналоговую, за которой, очевидно останется некоторая ниша художественной фотографии, но из деловой и бытовой сферы она, по-видимому, будет вытеснена весьма быстро. По крайней мере, в 2000 году продажа цифровых фотокамер в Японии превысила объем продаж обычных фотоаппаратов.
Фотосъемка, в принципе, должна сопровождать все сколь-нибудь значительные события в жизни фирмы: освоение нового оборудования, новых видов продукции, товаров и услуг, развитие материальной базы, приемы и праздники, официальные встречи и переговоры, поездки делегаций, пресс-конференции и выставки, благотворительные акции и т.д., и т.п. Обязательным условием современного менеджмента является использование в ряде материалов (вплоть до заявок и бизнес-планов) личных фотопортретов руководства и ответственных работников. Само собой разумеется, что необходимо иметь фотоматериалы по образцам продукции фирмы, видов ее деятельности, фотографии производственных помещений, зданий. офиса фирмы.
Однако не всегда фирма может содержать в постоянном штате квалифицированного фотографа (стоит еще раз напомнить, что любительская съемка - дилетантизм - скорее во вред, чем на пользу), приобрести все необходимое оборудование и инвентарь. Да наверное, в этом и нет необходимости, потому что имеется достаточно много организаций, ателье, агентств, кооперативов, готовых оказывать подобные услуги - помимо прочего, это позволяет заказчику выбрать мастера в зависимости от особенностей ситуации, предмета съемки.
Заключая договор с организацией или мастером на подобные услуги, не следует жестко навязывать свое видение. Профессионалу съемки объектов, фоторепортажей стоит доверять. Другое дело, что заказчик должен четко и ясно изложить задачу, создать фотографу все необходимые условия (вплоть до выделения сопровождающего, построения мизансцен для съемки и предоставления полной свободы во время съемок), а потом уже вести жесткий отбор по сделанным пробным отпечаткам - тут уже можно ставить условия дополнительного кадрирования, ретуши и т.д. Важно, чтобы по условиям договора распоряжаться фотоматериалами, в том числе - негативами, можно было только с ведома заказчика.
На получении готовых фотоматериалов дело, однако, не заканчивается. Необходимо подготовить их к хранению в фототеке (фотоархиве, слайдотеке). Каждый материал должен сопровождаться его описанием: тема отснятого материала, кто и что изображено на снимке, дата, место съемки и т.д. Без такого описания фотоматериалы утрачивают свою ценность, а то и смысл.
Кино- и видеоматериалы
Помимо фотографии и слайдов в практике PR играют роль и кино-видеоматериалы: диафильмы, кинофильмы и киносюжеты, видеофильмы, видеоролики. Помимо непосредственного использования в акциях PR, они могут (вместе с фотографией) стать базой для создания собственной системы кабельного ТВ, мульти-медиа.
Принципиально новые возможности дает цифровое видео, которое столь же стремительно вытесняет аналоговое видео, как и цифровая фотография - традиционное, поскольку непосредственно технологически связано с современными информационными технологиями - Интернетом и мультимедиа. В октябре 1999 г. Ассоциация потребительской электроники США объявила о продаже десятимиллионного проигрывателя DVD (Digital Versatile Disc). Это означает, что из всех современных аудио- и видеоносителей формат DVD оказался самым быстрораспространяющимся по планете. Минимальная цена на DVD-проигрыватель сейчас составляет$200. что вполне сопоставимо с ценой обычного видеомагнитофона. Этот формат уже интегрирован в новейшую технику XXI века: он используется в игровых консолях, в персональных компьютерах, домашних кинотеатрах, переносных системах.
Все, что было сказано о подготовке материалов, относится в полной мере к подготовке и использованию кино-видеоматериалов, может быть, даже в большей степени. Это также должны быть материалы высокого качества (снятые бытовой видеокамерой материалы не могут быть переданы на телевидение) и сделанные профессионально. Такую работу тем более целесообразно заказывать в агентствах и организациях, обеспечивающих высокий профессиональный стандарт. Следует только особо тщательно сформулировать условия договора (календарный план, права сторон, требования к итоговым материалам и т.п.). Опыт показывает, что более целесообразно заказывать не полностью готовый видеофильм или ролик, а именно материалы - с тем, чтобы собственником всех материалов был заказчик, а также для возможности их многофункционального использования.
Письменные материалы
Любая фирма как частица общества чувствует себя нормально в
социальном окружении только тогда, когда она постоянно честно
информирует общественность о своей жизни, а общественность, в
свою очередь, имеет объективное представление о данной фирме. И
чем больше информации о фирме, тем больше доверия,
расположения, уважения вызывает у публики ее деятельность.
Путей доставки информации очень много (презентации,
выставки, прессконференции, различного рода реклама, деловые
переговоры, сувениры), но какое бы средство воздействия на
потенциального потребителя фирма не выбрала, ей не обойтись без
рекламной листовки, проспекта, каталога, буклета, а при
проведении пресс-конференции - пресс-релиза. Понятно, что все
это представляет собой расходный раздаточный, рассылочный
материал. Строгих требований к нему нет. Нужно попытаться
сделать его привлекательным, достоверным, читаемым. Поэтому PR-специалист должен быть готов к тому, что чуть ли не основным
его делом будет порождение различного рода текстов.
Во-первых, это текущие текстовые материалы: оперативные планы, докладные записки, предложения руководству, перечни вопросов, нуждающихся в проработке, планы, резюме, рефераты, аналитические справки, описания и т.п., обильная деловая переписка с внешними адресатами (партнерами, редакциями и т.д.), запросы, обращения, справки, а также многообразная аналитическая информация, о которой пойдет речь ниже.
Во-вторых, это эпизодически подготавливаемые специализированные
тексты: проекты программ PR-мероприятий; квартальные и годовые отчеты
и доклады о положении перспективах развития фирмы; внутрифирменные
документы и материалы по вопросам PR; речи и выступления руководства
фирмы.
В-третьих, тексты, предполагаемые к публикации: статьи, брошюры,
буклеты, сборники, монографии, пресс-релизы, сообщения, рекламные материалы (имеются в виду, прежде всего материалы рекламы фирмы в целом, способствующие продвижению ее образа), сценарии и сценарные планы радио- и теле-материалов.
Рекламный листок - "несет чисто рекламную информацию о
конкретном товаре или услуге". Часто в оформлении рекламного листа прибегают к рисункам, иногда, несколько юмористического или забавного характера, вверху или внизу (над текстом или под текстом) размещают рекламные слоганы. При печати используют шрифты различных начертаний, выделяя наиболее важные смысловые моменты, слова, определения или деловые предложения. Главная задача рекламного листа - броситься в глаза, вызвать желание взять, прочитать. Поэтому по тексту рекламный лист ближе всего к рекламным сообщениям в прессе: броский заголовок, "задиристый" слоган, оригинальный или смешной рисунок. От рекламного сообщения в прессе рекламный листок может отличаться большим объемом, более подробным описанием товара или услуги.
Пресс-релиз - материал, предназначенный для раздачи представителям прессы на выставках, презентациях, благотворительных акциях. Обычно он содержит информацию, с которой фирма хотела бы ознакомить журналистов: краткие сведения о фирме, ее новостях, перспективах развития, наиболее представительной продукции, данные о благотворительной деятельности. В зависимости от назначения, цели, тематики выставки пресс-релиз может быть коротким или более пространным. Не нужно использовать один и тот же пресс-релиз на нескольких выставках: "знакомый" текст может оказать плохую услугу. Если он один раз показался неинтересным, то на него могут не обратить внимание и в следующий раз. Если же один раз его уже использовали в своей работе, то тем более он может показаться устаревшим. Хорошо, если к пресс-релизу прилагаются именно те материалы, которые редакции могут сразу использовать в своей работе: фотографии продукции, выставочной экспозиции, фотографии переговоров, встречу представителей фирм. Пресс-релиз обычно раздается на выставках тем журналистам, которые проявили интерес к фирме и ее продукции. Иногда пресс-релиз заранее рассылается в отдельные редакции. В российской действительности второй путь, как и проведение пресс-конференций с журналистами ведет к успеху только очень хорошо известные фирмы, уже имеющие сложившуюся репутацию «ньюсмейкера».
Можно сформулировать несколько главных требований к стилистике таких материалов:
они должны быть по возможности краткими и динамичными;
мысль в них должна развиваться от известного к неизвестному;
их содержание должно быть максимально конкретным и всячески избегать абстрактность;
текст должен содержать изобразительные и эмоциональные детали;
следует избегать двуссмысленностей и неоправданную резкость;
в тексте не должно быть повторов и нравоучений.
Выполнение этих требований позволит как сохранить конкретность изложения, так и достичь его привлекательности. Иногда для этого используются оценки текстов с помощью специальных методик, разработанных преимущественно для английского языка.
Например, определив «индекс туманности» текста. Делается это с помощью «формулы Ганнинга»:
ИТ = 0,44 х (СС + ДС),
где СС - среднее количество слов в одном предложении, а ДС - количество длинных слов (из трех и более слогов) на 100 слов. Опасный уровень ИТ составляет 12-13. Диапазон легкого чтения - 6-10.
Р.Фречем была предложена методика определения «уровня читабельности» (легкости чтения) текста. Для этого берутся два случайно отобранных фрагмента текста объемом не менее 100 слов. Подсчитывается количество предложений, слов и слогов в них. Вычисляется средняя длина предложения (СДП), поделив количество слов на количество предложений. Вычисляется средняя длина слова СДС), разделив количество слогов на количество слов. Затем подставить эти значения в формулу:
УЧ = 206,835 - ((СДП - 1,015) + (СДС х 84,6))
По этой методике трудное чтение (по-английски) начинается с показателя УЧ 50-60 единиц. 0-30 - очень трудное. Легкое чтение находится в интервале 70-100.
Печатная продукция
Речь идет о широком круге PR-материалов. Помимо упоминавшихся
в конце предыдущего раздела материалов текстового характера (статьи,
брошюры, сборники, отдельные книги и т.д.) это может быть и изобразительная печатная продукция: плакаты, красочные буклеты, открытки, программки, пригласительные билеты, наклейки и т.д..
Буклет - рекламный материал, небольшой по объему, многоцветный, выполненный на хорошей бумаге, с рисунками или фотографиями. Содержит рекламное описание фирмы или конкретного продукта, услуги (иногда нескольких, относящихся к одному виду или направлению деятельности). Буклет относится к рекламным материалам более престижного, имиджевого характера. Обычно выпускается фирмами, достигшими определенных успехов, завоевавшими прочное положение в какой-либо отрасли.
Проспект - по оформлению близок к буклету, но отличается большим объемом, преобладанием цветных фотографий, диаграмм. Часто посвящается годовщине образования фирмы, с описание достигнутых фирмой успехов, либо продукции фирмы - с фотографиями и краткими характеристиками каждого товара, услуги.
Для буклетов и проспектов существует одно правило: они должны быть выполнены либо с очень высоким качеством изготовления, либо не выпускаться совсем. Реклама престижного характера, смотрящаяся хуже, чем у конкурентов способна нанести больший урон, чем ее отсутствие.
Каталог "обычно имеет формат небольшой книжечки, содержит перечень всех товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой (или товаров одного направления). Оформление каталога может быть разным - от просто текстовых материалов, расположенных по определенным разделам и содержащих информацию о названии, назначении, характеристиках товаров и услуг до выполненных типографским способом с цветными
фотографиями товаров.
Каждый из этих информационно-рекламных материалов может использоваться практически в любом PR-мероприятии: в рассылке, в работе с покупателями, во время деловых встреч, на выставке. Все зависит от целей, которые фирма поставила, соответствия текста и оформления рекламно-информационного материала задачам, которые на них возлагаются, их способности донести информацию до покупателей или партнеров.
В целях развития PR фирма может осуществлять самый широкий круг издательских проектов. Фирма может стать издателем справочной или информационной литературы - например, по профилюдеятельности фирмы. Весьма способствует формированию и продвижению респектабельного имиджа фирмы публикация ею научных материалов - например, материалов конференции, организованнной фирмой и в работе которой приняли участие авторитетные специалисты.
Одно из наиболее крупных и авторитетных российских PR-агентств "НикколоМ." недавно приступило к публикации учебно-методической литературы по методам социологических исследований: проведению опросов, фокус-групп и т.п. Думается, что такой опыт, помимо коммерческого результата, также работает на повышение имиджа и репутации фирмы.
Ничто, в принципе, не мешает и изданию художественной, в том числе - детской литературы, если для этого находятся веские аргументы и мотивы, а также средства. Может использоваться также самостоятельное периодическое издание - по тематике как связанной с профильной деятельностью фирмы, так и совершенно не относящейся к ней. С какого-то момента издательская деятельность может даже стать самостоятельной сферой деятельности конкретной фирмы.
Мнения и опыт Так одна из крупнейших японских
фирм по производству слабоалкогольных напитков "Сёгю" (название переводится на русский примерно как "пиво") выпускает под таким же названием , пожалуй, один из самых авторитетных в мире журналов по современному изобразительному искусству.
Наконец, фирма может осуществлять и издание собственной газеты. Так Центральный парк культуры и отдыха С.-Петербурга (расположенный на живописном Елагине острове, славном своим культурно-историческим
прошлым) издает свою газету "Остров", в которой не только освещаются
основные события и и планы деятельности ЦПКиО, но и публикуются материалы краеведов, историков, искусствоведов. Издание закрепляет образ
парка как одного из центров культурной жизни С.-Петербурга, связанного
не только с отдыхом и развлечениями, но и с искусством, творчеством,
наукой, просвещением.
Мультимедаиа и Интернет
Речь идет о современных информационных технологиях, без которых современный PR просто немыслим. Мультимедиа - информационные материалы, которые порождаются и используются с использованием современных компьютерных информационных технологий: специалшьных (в т.ч. дизайнерских программ создания и преобразования текстов и изображения, сканирования, компьютерных игр, электронной почты, компакт-дисков (CD), Интернета.
Современные информационные технологии сводят в одном формате текст (даже не просто текст, а гипертекст), графику, фото- и видео-изображение, анимацию, звук – практически все каналы информации, да еще в интерактивном режиме. Можно сказать, что для PR эти технологии – нечто вроде грузового железнодорожного состава, груженого шоколадом для пятилетнего малыша: сбывшийся предел мечтаний, причем все не реализовать при всем желании.
Так, подготвив добротный CD, фирма получает высокотехнологичный информационный продукт, фактически - информационный справочник. В элктронном меню такого материала могут быть и обращение к традиционной информации о фирме, ее деятельности и истории, биографиях известных лиц, связанных с нею, и изображение образцов продукции и услуг, и экскурсии по фирме и т.д. Эта информация может быть распечатана, передана по электронной почте, использована при подготовке изданий.
Наиболее ярким проявлением современных информационных технологий является Интернет, пронизывающий в наши дни практически все сферы - бизнеса, науки, политики, искусства и обыденной жизни. Если с момента изобретения радио число пользователей им достигло количества 50 млн человек только через 38 лет, для персональных компьютеров этот срок составил 16 лет, для телевидения - 13, то Интернет достиг этого показателя за 4 года.
Эта технология связи возникла на базе компьютерной сети Пентагона (APRAnet - сеть управления перспективными исследованиями) в 1982 г., но вскоре была улучшена и развита американским Национальным Научным Фондом (NSFNET) на базе 5 мощных компьютерных центров. В конце 1999 года доступ к Интернету имели 170 млн пользователей. Из них в США и Канаде - 97 млн, в Европе - 40 млн, в Азии - 27 млн, в Латинской Америке - 5,3 млн, в Африке - 1 млн.
В настоящее время Интернет, как мировая информационная сеть («паутина») на глазах превращается не только в СМИ, но просто необходимейшую составляющую современной цивилизации. Ближайшие же его перспективы просто ошеломляющи. Речь идет не только о постоянно совершенствующихся модемах, технологии ускоренной передачи информации (Quick Web). В настоящее время возможности пользования Интернетом во-многом ограничены состоянием телефонных сетей. Но уже использование спутниковой связи (Turbo Internet) обеспечивает доставку информации со скоростью 400 кбит/сек. А реализация проекта Teledisk, предполагающего запуск 288 спутников, обеспечивающих связь в любой точке земного шара, позволяет входить в «Паутину» с любого компьютера, оснащенного небольшой антенной, минуя телефонные сети. Существуют технологически наработки подключения к Интернету прямо «через розетку», т.е. через электрическую сеть, что резко удешевляет пользование и увеличивает пропускную способность коммуникации.
Для целей PR Интернет открывает исключительные возможности:
Возможности быстрой и дешевой коммуникации с любыми адресами, обеспечиваемые электронной почтой (e-mail);
Поиск необходимой информации. С помощью поисковых машин можно легко и быстро найти практически любую информацию, необходимую для анализа и принятия решения;
Постоянная (круглосуточная) связь. Наша информация доступна все 24 часа каждые из 365 суток в году: "солдат спит – служба идет";
Общедоступная связь. Наша информация доступна любому пользователю с любого места земного шара и ближнего космоса;
Глобальная аудитория. Можно находиться в контакте с неограниченным количеством абонентов;
Быстрая (мгновенная) связь. Контакт может протекать в режиме реального времени;
Выход на международный уровень коммуникаций;
Избирательный контакт. Можно выходить на контакт с такими адресатами, которые нас интересуют;
Интерактивная связь. Обратная связь обеспечивается в оптимальном режиме – вплоть до реального времени;
Полный контроль над содержанием и подачей информации, не завися от журналистов;
Возможность прямых продаж товаров и услуг, в том числе – информационных;
Оперативность и гибкость в подаче и замене информации;
Интенсивная подача информации за счет мультимедийного эффекта: сочетания текста, цвета, звука, изображения, да еще в интерактивном режиме;
Дешевизна. Поддерживать сайт стоит не больших денег, но всяко дешевле, чем типографские услуги, почтовые расходы на рассылку, затраты на канцелярские принадлежности и т.д. При этом расценки на электронные коммуникации постоянно снижаются.
Короче говоря – железнодорожный состав шоколада, предел мечтаний специалиста по PR – только бы Чубайс электричество не отключил!
Причем, все очевиднее становится, что Интернет – это информационная среда именно и скорее для PR, чем для рекламы. Более того, наличие обильной рекламы в Интернете только вредит как самой рекламе, так и бизнесу в целом. Пользователи Сети тянут информацию "на себя", контролируя, что им хотелось бы увидеть. И, как правило, они предпочитают не смотреть рекламу, воспринимая ее как мусор (спам). Замечено, что Интернет-реклама в виде электронных бюллетеней или рекламы по электронной почте имеют более низкий уровень эффективности, чем размещение рекламных веб-баннеров. Люди хотят информации. Он подключаются к Инернету, чтобы найти решение проблем, удовлетворить любопытство, получить совет, основанный на логике и здравом смысле, а не для тог, чтобы потратить деньги.
Эти возможности до сих пор используются неполно. Широко известно, что Интернет наполнен случайными материалами графоманского и эксгибиционистского характера, эротическими и порнографическими материалами. Собственно бизнес-информация в Интеренете, по данным исследования Х.Ульриха, проведенного в 1996 г., представлена следующими секторами:
PR - 66%
реклама - 18%
сбыт (продажа, online-shopping) - 6%
усслуги - 3%
рынок занятости - 3%
обратная связь, диалог - 2%
развлечения - 1%
прочее - 1%
Таким образом, уже в 1996 г. ведущими секторами бизнес-Интернета были PR, реклама и прямые продажи, т.е. главные составляющие продвижения (promotion), как части маркетинга. Причем, наиболее бурно развивается именно Интернет-продажи, превращающиеся в самостоятельный сектор деловой активности - e-business (электронный бизнес). Россия успешно прошла всемирный тест - проект iOne, организованный компанией Andersen Consulting при поддержке Альфа-банка, компаний «Голден Телеком» и «Россия-Он-Лайн», Федерации Интернет-образования, Банковскеого производственного центра. Проект начался с игры, главными условиями которой были абсолютно пустая квартира с подключенными к Интернету компьютером и тремя веб-камерами. Абсолютно далекий от компьютерного мира человек под псевдонимом iOne («АйВан», «я один») должен был провести в этой квартире, не покидая ее, три недели. За три недели российский iOne (им былглавный редактор еженедельника «Молоток» Ф.Павлов-Андреевич) обследовал более 750 сайтов, сделал более 500 покупок, получил более 1200 писем. Эксперимент показал, что уже сейчас Интернет в России дает гораздо больше возможностей, чем можно было бы предположить. Уже сегодня с его помощью можно купить практически все необходимое, найти самую разнообразную информацию
Что же касается Интернет-PR, то по данным того же исследования в 1996 году, Интернет использовался для целей PR следующим образом:
45% - информация о фирме
28% работа со СМИ, в т.ч. в форме специальных информационных бюро
12% - информация о спонсорской и благотворительной деятельности фирмы
6% - коммуникации по экологической тематике
5% - финансовый PR, в т.ч. - информация по инвестиционным проектам
2% - информация о работе с персоналом, перспективах занятости
1% - презентации и ярмарки
0,4% - издательская деятельность фирмы
Интернет-PR позволяет наладить эффективную оперативную связь с потребителями, СМИ, органами власти, инвесторами, некоммерческим сектором.
Если отвлечься от возможностей электронной почты (e-mail достойна отдельной книги), то PR в интернете связан с тремя основными возможностями:
Web-PR . Это ресурсы для широкого круга пользователей: обычно - веб-сайт и веб-конференции.
Net-PR. Доступ к ним ограничен какими-то условиями. Например, распространение новостей по подписке, ограниченный через пароль доступ к некоторым видам информации.
On-line-PR. Речь идет о публикациях в онлайновых СМИ, видео-трансляции в сети.
Формы подачи информации о фирме в Интернете обычно связаны с созданием Web-site или нескольких специализированных сайтов - от простых страничек (home pages) до масштабных серверов. Меню такого сайта обычно содержатся: собственно страничка, отраслевая информация, продажи, поиск и различная помощь. На фирменном сайте могут находиться также электронное бюро информации, ориентированное на обслуживание прессы, библиотека или также архив информации о фирме (публикации, релизы, брошюры и т.д.), различные базы данных с доступом по паролю или по подписке. Использование электронных сайтов позволяет сократить выпуск печатных материалов зачастую более чем вполовину и сократить расходы на изготовление фотографий, распечатку текстов и почтовые расходы.
Информация, содержащаяся на сайте фирмы, достаточно традиционна. Обычно это тексты (ситуация особенно характерная для русского сектора Интернета): релизы, справки, новостные материалы, публикации, брошюры, листовки и прочие рекламные и справочно-информационные материалы. Посетителям сайтов предлагается информация о сферах и видах деятельности фирмы, истории еее развития, месте в различных отраслевых рейтингах. При этом используются также таблицы, графики, фотографии. То есть, преимущественно речь идет о материалах, которые традиционно используются в традиционных PR.
Полноценный контент должен содержать:
общие сведения о фирме;
информацию по направлениям деятельности;
новости;
гостевую книгу;
форум;
чат;
вопросник анкеты;
архив (фото и др. материалов);
интернет-магазин;
биржу вакансий;
рекламу;
конкурсы;
ссылки на другие ресурсы;
информацию о контактах.
Начинать формирование фирменных интернет-ресурсов имеет смысл с простейшей странички и дальше развивать их по стратегической линии: сайт – сервер- портал.
Первым шагом полезно разделить презентационный сайт и электронный магазин с системой взаимных ссылок. На начальных стадиях, да и потом тоже, полезно использовать чужие сайты с системой перекрестных ссылок и рекламных баннеров.
Самое главное, надо определить цели создания своего сайта. Чаще всего, это делается из следующих соображений:
привлечь новых клиентов и партнеров;
выстроить отношения с уже существующими клиентами и партнерами;
быть привлекательным для посетителей сайта, вовлекать их в информацию о фирме.
Помимо таких общих целей может преследоваться и решение более конкретных задач. Существует множество причин для открытия веб-сайта. Однако, к сожалению, большинство основывают желание на неверных представлениях о возможностях Интернета вроде:
"У всех уже есть свой сайт, почему бы и нам не завести?"
"Сайт сделать легко – повесим в сети недавно подготовленные брошюру и буклеты".
"Сайт привлечет к нам инвесторов и мы скоро разбогатеем".
" Сайта мы открывать не будем, а просто зарегистрируем доменное имя, после чего повесим в сети табличку "находится в разработке". Зато сможем поместить наш электронный адрес на бланках и визитках".
Если хоты бы одна из этих мыслей приходит Вам в голову, то лучше не предпринимать реальных шагов для создания своего электронного ресурса.
Важную роль играет выбор доменного имени (URL – Uniform Resource Locator), которое формирует у посетителя первое впечатление о нашем веб-сайте. Оно должно быть достаточно коротким и внятным, порождающим хотя бы какие-то смысловые ассоциации с фирмой.
Следующим шагом должно стать предоставление своего сайта поисковым машинам и подготовке своего МЕТА-текста к его посещению роботами поисковых машин. Это означает выбор ключевых слов, удобных для поиска и важных в информационном плане, использование в описаниях названия фирмы и брэндов, видов продукции, названия фирм конкурентов (чтобы при поиске посетитель выходил и на наш сайт тоже).
Тексты, представленные в сети, должны быть написаны просто и ясно, избегая профессионального жаргона или академического стиля. Лучше пользоваться четкими шрифтами (Arial, Verdana).
Не следует злоупотреблять дизайном. "Навороченный" сайт грузится долго, а если время загрузки превышает 10 секунд, то нетерпеливый посетитель дожидаться не будет и это будет его первое и последнее посещение нашего сайта. Оптимальный размер сайта (включая графику) не должен превышать 40 килобайт. Лучше несколько простых сайтов, чем один электронный монстр, удовлетворяющий амбиции хозяев и дизайнеров, освоивших немалые деньги, но раздражающий посетителей.
Вообще, как говорят знающие специалисты и пользователи, в распоряжении авторов сайта имеется всего 15 секунд, за которые посетитель определяется – стоит ли ему оставаться на сайте. Поэтому надо постараться, чтобы информация на первой страничке заинтриговала посетителя. Обычный пользователь может попасть на сайт через поисковую машину и у него на очереди просмотра может быть еще пара десятков других сайтов. Причем, в отличие от книг и журналов, люди никогда не прекращают знакомство с сайтом, чтобы потом вернуться и досмотреть. Короче говоря, у нас есть только один шанс произвести впечатление!
У матерых пользователей Интернета выработался синдром "зудящего пальца" -рефлекс каждые 15 секунд кликать мышкой. Поэтому таким пользователям надо задать работу: поместить анкету, тест и т.п. Хорошим способом поощрить посетителей сайта является создание на сайте гостевой книги.
Хорошо привлекают внимание онлайновые конкурсы, викторины и аукционы, на которых разыгрываются или продаются простые и не очень вещи: билеты в театры и на концерты, реликвии и памятные вещи, антиквариат, недвижимость. Можно проводить и творческие (креативные) конкурсы, относящиеся к нашему бизнесу.
Есть и более простые способы завлечения посетителей. Например, предложить им что-нибудь для бесплатной загрузки или свободного доступа: компьютерные игры или ходовые программы, доставку бесплатной сувенирной продукции (маечек, платочков и т.п.). Можно даже создать свой сетевой клуб (сообщество) – например, на основе открытой дискуссии (электронной конференции) по актуальной тематике.
Достаточно широко практикуется создание "веб-колец" – связанных сообществ веб-сайтов, касающихся одной темы. Они работают таким образом, войдя в такое кольцо, посетитель, нажимая опцию "Next", может обежать все сайты, входящие в кольцо.
Весьма способствует росту внимания к сайту его "освящение" авторитетными знаменитостями, специалистами в виде их приветствий, цитат, одобренной ими информации.
Можно вообще посвятить сайт чему-либо, не относящемуся непосредственно к нашему товару или услугам, но имеющему отношение к интересующей нас контактной группе. Например, Absolut Vodka (http://www.absolutvodka.com) целиком посвятила свой сайт клубной молодежной субкультуре. Ход, по-своему оправданный, поскольку продукция фирмы активно продается в ночных молодежных клубах.
Вообще, важно понять, что Интернет-PR сам по себе служит электронным ресурсом, а не простым подспорьем в продаже товаров.
К сожалению реже используются такие перспективные формы, связанные с современнными информационными технологиями, как мультифрэминг, виртуальная реальность, real-audio, интерактивные мультимедиа. Эти формы отличаются большей интенсивностью и яркостью подачи информации, они в большей степени привлекают внимание и дают нап порядок более эффективные возможности коммуникации. Примером удачного их использования может служить открытый недавно сайт известной автомобильной фирмы BMW. Он выполнен в форме электронного автосалона. Его посетители имеют возможность не только ознакомитться в изображениями моделей, ценами, адресами автосалонов. Им предоставлена возможность нескольких измерений осмотра модели («покрутить» ее в нескольких измерениях), заглянуть в мотор и салон. Более того, они могут проотестировать автомобиль в различных режимах, собрать собственный «автомобиль мечты». Иначе говоря, пользователю предлагается интерактивный режим, включая возможности игрового развлечения.
Однако пока в Интернете доминирует простой перенос на сайты традиционных форм PR. Реальные возможности Интернета, таким образом, еще далеко не исчерпаны. Их использование еще далеко отстает от уже достигнутого технического развития.
Формирование и ведение электронных ресурсов предполагает привлечение штатного специалиста или нескольких специалистов для осуществления следующих работ:
подготовка и размещение информации;
поддержание веб-сайта;
рассыл материалов;
ежедневная проверка почты;
ответы на письма;
устранение ошибок;
учет, систематизация и анализ запросов.
Одновременно может вестись ежедневный мониторинг СМИ: сообщений о фирме, ее продукции, об отрасли, об основных конкурентах.
Интернет породил новые этические проблемы, связанные с новыми возможностями недобросовестных PR: негативные слухи, фальшивые сайты, пародийные сайты, "сайты ненависти". Иногда такие сайты оказываются даже более популярными, чем сайты компании, против которой они направлены.
Невинные по первоначалу слухи или даже вопросы способны перерасти в грандиозный скандал.
Опыт и мнения В 1997 году некий профессор математики обнаружил сбой в микросхеме Intel Pentium. Речь шла о недостаточной точности математических функций для сложной формулы чипов. Реплику об этом он направил в небольшую академическую сетевую конференцию. Слух разнесся по университетской среде довольно быстро и дошел до одного из издателей профессиональных журналов. Дальше о находке профессора стала писать большая пресса. Все ждали реакции Intel, которая отмалчивалась по этому конкретному случаю, утверждая речь может идти только о каких-то несущественных недостатках.
Дальше история пошла вразнос. Обсуждение в Сети все ширилось, подпитывая офлайновые СМИ, что, в свою очередь, подогревало Интернет-сообщество. В результате стоимость акций Intel упала на 20 пунктов, а IBM на первой странице "New York Times" заявило об отказе от использования чипов Intel при производстве компьютеров. Только после этого Intel объявила о замене чипов. Но до сих пор в Сети существует сайт Intel Secrets (http://www.x86.org), созданный в тот период "героической" борьбы с корпорацией, и на котором до сих пор дается информация о дефектах в различной продукции Intel.
В случае обнаружения в сети негативной информации следует действовать быстро. Вступая в полемику лучше заручиться поддержкой союзников и выступать широким фронтом. Полемика должна быть спокойной и аргументированной с погружением проблемы в широкий контекст обсуждения.
Опыт и мнения В 1999 году фирма Dunkin Donut's, не лелея пустую надежду на то, что "сайт ненависти", открытый одним из недовольных клиентов, рассосется сам, стала отслеживать информацию на нем и, в случае негативной информации, отвечала непосредственно на электронные адреса авторов информации. Недовольным клиентам предлагались личные встречи, скидки, ваучеры. В конечном счете, анти-сайт по договоренности с его создателем, превратился в сайт, посвященный обратной связи компании с клиентами, и до сих пор остается ценным ресурсом компании и ее клиентов..
К сожалению, Интернет открывает широкие возможности негативных PR-технологий с использованием рассылки информационных материалов в стиле «спама», организацией фальшивых провокационных сайтов, электронных конференций, появлением заключений некоего «виртуального эксперта». Это может быть простой анонимной дезинформацией, а то и «компроматом» - анонимным и безнаказанным. Широко практикуется распространение слухов, опровержений от нашего имени – глупых, а то и хамских. Для этого могут использоваться и наши собственные электронные ресурсы. Например на сайте фирмы начинают появляться негативные, агрессивные или просто неприличные отзывы.
Для профилактики скандалов в сети не следует оставлять без внимания ни одно обращение к фирме.
Поэтому организация интернет-PR фирмы предполагает также необходимость oнлайнового мониторинга (в режиме on line) для принятия оперативных ответных мер.
Рекомендуемая литература по теме
Гартон Э. Паблисити: жми сюда. СПб: Питер, 2003. – 267 с.;
Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. М.: Альпина Паблишер, 2003. – 214 с.;
Марлоу Ю. При участии Д.Сайлео. Пиар в электронных СМИ. - М: Мир, 2002. – 236 с.;
Хейг М. Электронный public relations. М., 2002.
- Виды сми: какие они бывают, и с кем там иметь дело
- Некорректные приемы аргументации
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 1. Современный менеджмент и pr
- 1.1. Выбор имени
- 1.2. Сущность, цели и задачи pr
- 1.3. Место pr в современном менеджменте и предпринимательстве
- Мнения и опыт Три примера:
- 1.4. Pr и компетентность современного менеджера
- 1.5. Pr и культура
- 2. Технология pr
- 2.1. Социальная среда фирмы (адресаты pr)
- Спецоперации первоначального накопления и pr
- 2.2. Имидж фирмы, репутация и брэндинг
- 2.3. Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство pr
- Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
- Типы организационных культур
- Стиль управления
- Корпоративность: современная фирма как субкультура
- 2.4. Pr с потребителями и инвесторами
- 2.5. Работа и отношения со сми.
- Принципы отношений
- Виды сми: какие они бываюти с кем там иметь дело
- Информационные агентства
- Телевидение
- Интернет
- Стиль изложения
- Лидер-абзац
- Основной текст
- Раздаточные материалы
- Содержание пресс – папки:
- Медиа-планирование
- Типичные ошибки в работе со сми
- 2.6. Прием (гостеприимство)
- 2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
- 2.8. Политическое влияние (лобби)
- 2.9. Спонсорство, патронаж, благотворительность Организационно-экономические формы pr
- 2.10. Коммунальные отношения
- 2.11. Внутрифирменые pr
- 2.12. Обеспечивающие средства pr
- 3. Личные контакты в pr
- 3.1. Слухи
- 3.2. Устная речь
- 3.3. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг)
- 3.4. Культура деловой аргументации
- 4. Организация, управление и эффективность pr
- 4.1. Организация и управление pr
- Общественные организации
- Население
- 4.2. Материально-техническое обеспечение pr, оргтехника
- 4.3. Информационное обеспечение pr
- 4.5.Планирование pr
- 4.6. Креативные технологии в pr
- Литература по теме
- 4.7. Проблема эффективности pr
- Уровни эффективности
- Индикаторы оценки эффективности работы Пресс-службы
- Форма 1. Объем работы Пресс-службы
- Форма 2. Качество работы Пресс-службы
- Форма 3а. Эффективность работы Пресс-службы (экономичность)
- Форма 3б Эффективность работы Пресс-службы (результативность)
- Форма 3в Эффективность работы Пресс-службы (целенаправленность)
- 4.8. Требования к специалистам pr
- Подготовка и профессиональный статус
- 5. Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.1. Социально-культурное значение деловой активности
- Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и pr
- 5.3. Государство и бизнес: российская специфика
- Оптимизация социальных инвестиций бизнеса
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Роль и значение деловой этики
- Из истории развития этики деловых отношений
- Свобода и справедливость в бизнесе
- Методы формирования деловой этики
- 5.5. Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в России
- Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики рынка
- Рекомендуемая литература
- Алешина и.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - м.: икф эксмос, 2002. - 480 с.;
- Баркеро КабрероХ.Д. Связи с общественностью в мире финансов. - м.-1996;
- Доти д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.- Филинъ. - 1996. - 285 с.;
- Закон рф от 27.12.1991 г. № 2124-1 «о средствах массовой информации»;
- Закон рф от 18.07.1995 г. № 108-фз «о рекламе»;
- Катлип с., Сентер а., Брум г. Паблик рилейшнз: теория и практика. – м.: Вильямс, 2000. – 624 с.;
- Кондратьев э.В., Абрамов р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический проект, 2003. – 416 с.;
- Кэссон г. Как завоевать престиж. - м. - Фаир. - 1998. - 176 с.;
- Лебедева т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. М. - мгу - 1996 - 132 с.;
- Льюис р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – м., 1999.
- Невзлин л.Б. “Public relations” - кому это нужно? Основы учебного курса. - м. - Экономика - 1993. - 222 c.;
- Сайтэл ф.П. Современные Паблик рилейшнз. – м.: имидж-Контакт; инфра-м, 2002. – XII, 592 с.;
- Самые успешные pr-кампании в мировой практике. – м.: имидж-Контакт, инфра-м, 2002. – 305 с.;
- Санаев а. Русский pr в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. – 240с.
- Тульчинский г.Л. Pr фирмы: технология и эффективность. – сПб, 2001;
- Харрисон ш. Связи с общественностью. Вводный курс. СПб-м.: «Нева»-олма-пресс Инвест, 2003. – 368 с.;
- Хофф р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. - м. - 1999 - 212 с.;
- Чумиков а.Н. Связи с общественностью. М., 2001;
- Краткий обзор литературы
- Профессиональные кодексы
- (Венецианский кодекс)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области pr (Лиссабонский кодекс)
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Римская хартия
- 2. Отношения с общественностью, со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Общие профессиональные принципы
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью
- 4. Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 5. Отношение к профессии - связи с общественностью
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.)
- Часть 2. Подписание Хартии новыми участниками
- Часть 3. Заключительные положения
- Исполнение: направления и требования
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Ситуация Какой Она Была Недавно
- 7. Политическое влияние (лобби) 2 - 2
- 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность 4 - 4
- Тема 1. Эволюция современного менеджмента и pr
- Тема 2. Функциональное содержание и особенности pr.
- Тема 3. Социальная среда фирмы
- Тема 4. Информационное обеспечение pr
- Тема 5. Работа со сми
- Тема 6. Гостеприимство
- Тема 7. Политическое влияние
- Тема 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность
- Тема 9. Акции, выставки, ярмарки
- Тема 10. Фото-, кино, видео-материалы, Интернет
- Тема 11. Организационная культура и фирменный стиль
- Тема 12. Pr-работа с персоналом
- Тема 13. Организационное обеспечение и управление развитием pr
- Тема 14. Требования к pr-компетентности и подготовке pr-специалистов.
- Вопросы и задания к итоговому экзамену по специализации
- Обязательная
- Дополнительная