3.1. Слухи
Разновидностью межличных контактов являются слухи. Более того, слухи являются необходимым дополнением массовой коммуникации, т.е. информации, посредуемой СМИ, рекламой, массовыми мероприятиями и событиями. И сплошь и рядом – куда более эффективными. Люди всегда в большей степени доверяют своему окружению – родным, близким, друзьям, коллегам, даже случайным попутчикам, чем обезличенной коммуникации.
Слухи бывают естественные и сфабрикованными. В последнем случае мы имеем дело с чьей-то манипуляцией, интриганством. Но в обоих случаях вероятность их распространения можно выразить формулой:
С = И х Д,
где С – вероятность возникновения и распространения слуха, И – интерес к его тематике, а Д – дефицит надежной и достоверной информации.
Учитывая, что последний показатель (дефицита надежной информации) обратнопропорционален количеству официальных сообщений (К) и доверию к источнику информации (Ди), и, таким образом, может быть выражен формулой
1 И
Д = -----------, то итоговым выражением вероятности слухов будет С = ----------- .
К х Ди К х Ди
Если учесть, что интерес – это ни что иное как потребности, проблемы, с которыми сталкиваются люди, то очевидно, что как источник слухов, так и среда их распространения зависят именно от проблем, потребностей, интересов, мотивации, затрагивающих людей.
Поэтому источники (причины) слухов могут быть двоякого рода. Во-первых, это реальные проблемы:
катастрофы: природные, техногенные, экономические и политические;
политические и экономические реформы и реорганизации, затрагивающие интересы конкретных социальных групп;
рыночная ситуация, цены, курсы валют и акций;
кадровые проблемы: увольнения, сокращения, назначения, вакансии, слияния, заработная плата;
межличностные отношения: конфликты, "войны" руководства, межгендерные отношения ("кто с кем, где, когда и как"), "кто виноват";
руководство – как уже говорилось, главный персонаж, герой различных слухов.
Во-вторых, это люди и их мотивация:
конкретная интрига против кого-то или ради чего-то;
стремление привлечь к себе внимание: быть в центре внимания, предстать "знатоком", "посвященным", "первым", носителем эксклюзивной информации;
потребность утвердить свое мнение о происходящем или предстоящем;
потребность быть сопричастным важным событиям и людям;
стремление просто быть замеченным.
Таким образом, в конечном счете, можно утверждать, что источники и причины слухов это либо реальные проблемы, либо чьи-то амбиции.
Особую роль играет стилистика (язык) слухов:
обезличенность ("говорят");
повторы ("как и говорили");
сенсационность, неожиданность;
эксклюзивность;
эмоциональность;
ссылка на авторитетные (секретные) источники, "очевидцев";
простота и доходчивость ("воруют", "всех посадят");
быстрота и оперативность;
актуальность;
игра на неинформированности ("как – вы не слышали?").
Слухи подобны мифам, помогающим людям ориентироваться в мире за счет "ага-узнавания" (сведения происходящего к простым узнаваемым ситуациям), обеспечения сопричастности происходящему (возможно и малопонятному) и идентичности (самоопределению) личности. Как и в любой мифологии главные темы слухов психологически глубоки, архетипичны, возникают на уровне подсознания: катастрофы (иррациональные опасности), мужское – женское и "герой". ("Как? Наш шеф не спит со своей секретаршей? А с кем же он тогда вообще спит? Он что – вообще голубой?")
Слухи позволяют человеку структурировать непонятный, загадочный и полный опасности мир "под себя", упрощая его до простейших ситуаций и отношений. В результате реальность оказывается приспособленной под стремления, намерения и желания. Как говорил В.Б.Шкловский: "В истории остаемся не мы. В истории остаются легенды о нас". Именно поэтому в иконописи Александр Невский воюет с татарами. А один из самых неоднозначных и неудачных российских самодержцев канонизируется.
Из этого следует, помимо прочего, лишний раз напоминание о том, что слухи – это очень серьезно. Недаром слухами ("утечками информации") так часто и эффективно пользуются в политике, биржевой игре, конкурентной борьбе, черном пиаре. Короче говоря, слухами нельзя пренебрегать, им следует уделять серьезное внимание.
Из приведенной выше формулы следует, что питательной средой слухов, благоприятствующей их возникновению и распространению, являются:
отсутствие или недостаток достоверной информации;
замешательство, стресс или паника ответственных лиц;
недоверие другим (возможно и официальным) источникам информации;
внушаемость, пониженная критичность восприятия аудитории (одна из особенностей "психологии толпы").
В этом случае меры по профилактике слухов становятся почти очевидными:
наличие исчерпывающей информации;
доступность этой информации;
оперативность информации, даже – опережающий ее характер;
однозначность трактовки.
Не менее очевидны и меры противодействия слухам, борьбы с ними:
официальные опровержения;
признание очевидного (стоило Джекки Чану признать себя отцом внебрачного ребенка и питательная среда слуха, взбудоражившего таблоидные СМИ, рассосалась);
ирония, иногда – сведение слухов к абсурду;
демонстрация фотографий, видеоизображения, повышающих достоверность;
отвлечение внимания другой, более важной и актуальной информацией;
дискредитация источника (ср. "загадочное" исчезновение И.Рыбкина).
Главное помнить: слух исчезает с фактом, с достоверной информацией.
- Виды сми: какие они бывают, и с кем там иметь дело
- Некорректные приемы аргументации
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 1. Современный менеджмент и pr
- 1.1. Выбор имени
- 1.2. Сущность, цели и задачи pr
- 1.3. Место pr в современном менеджменте и предпринимательстве
- Мнения и опыт Три примера:
- 1.4. Pr и компетентность современного менеджера
- 1.5. Pr и культура
- 2. Технология pr
- 2.1. Социальная среда фирмы (адресаты pr)
- Спецоперации первоначального накопления и pr
- 2.2. Имидж фирмы, репутация и брэндинг
- 2.3. Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство pr
- Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
- Типы организационных культур
- Стиль управления
- Корпоративность: современная фирма как субкультура
- 2.4. Pr с потребителями и инвесторами
- 2.5. Работа и отношения со сми.
- Принципы отношений
- Виды сми: какие они бываюти с кем там иметь дело
- Информационные агентства
- Телевидение
- Интернет
- Стиль изложения
- Лидер-абзац
- Основной текст
- Раздаточные материалы
- Содержание пресс – папки:
- Медиа-планирование
- Типичные ошибки в работе со сми
- 2.6. Прием (гостеприимство)
- 2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
- 2.8. Политическое влияние (лобби)
- 2.9. Спонсорство, патронаж, благотворительность Организационно-экономические формы pr
- 2.10. Коммунальные отношения
- 2.11. Внутрифирменые pr
- 2.12. Обеспечивающие средства pr
- 3. Личные контакты в pr
- 3.1. Слухи
- 3.2. Устная речь
- 3.3. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг)
- 3.4. Культура деловой аргументации
- 4. Организация, управление и эффективность pr
- 4.1. Организация и управление pr
- Общественные организации
- Население
- 4.2. Материально-техническое обеспечение pr, оргтехника
- 4.3. Информационное обеспечение pr
- 4.5.Планирование pr
- 4.6. Креативные технологии в pr
- Литература по теме
- 4.7. Проблема эффективности pr
- Уровни эффективности
- Индикаторы оценки эффективности работы Пресс-службы
- Форма 1. Объем работы Пресс-службы
- Форма 2. Качество работы Пресс-службы
- Форма 3а. Эффективность работы Пресс-службы (экономичность)
- Форма 3б Эффективность работы Пресс-службы (результативность)
- Форма 3в Эффективность работы Пресс-службы (целенаправленность)
- 4.8. Требования к специалистам pr
- Подготовка и профессиональный статус
- 5. Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.1. Социально-культурное значение деловой активности
- Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и pr
- 5.3. Государство и бизнес: российская специфика
- Оптимизация социальных инвестиций бизнеса
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Роль и значение деловой этики
- Из истории развития этики деловых отношений
- Свобода и справедливость в бизнесе
- Методы формирования деловой этики
- 5.5. Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в России
- Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики рынка
- Рекомендуемая литература
- Алешина и.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - м.: икф эксмос, 2002. - 480 с.;
- Баркеро КабрероХ.Д. Связи с общественностью в мире финансов. - м.-1996;
- Доти д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.- Филинъ. - 1996. - 285 с.;
- Закон рф от 27.12.1991 г. № 2124-1 «о средствах массовой информации»;
- Закон рф от 18.07.1995 г. № 108-фз «о рекламе»;
- Катлип с., Сентер а., Брум г. Паблик рилейшнз: теория и практика. – м.: Вильямс, 2000. – 624 с.;
- Кондратьев э.В., Абрамов р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический проект, 2003. – 416 с.;
- Кэссон г. Как завоевать престиж. - м. - Фаир. - 1998. - 176 с.;
- Лебедева т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. М. - мгу - 1996 - 132 с.;
- Льюис р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – м., 1999.
- Невзлин л.Б. “Public relations” - кому это нужно? Основы учебного курса. - м. - Экономика - 1993. - 222 c.;
- Сайтэл ф.П. Современные Паблик рилейшнз. – м.: имидж-Контакт; инфра-м, 2002. – XII, 592 с.;
- Самые успешные pr-кампании в мировой практике. – м.: имидж-Контакт, инфра-м, 2002. – 305 с.;
- Санаев а. Русский pr в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. – 240с.
- Тульчинский г.Л. Pr фирмы: технология и эффективность. – сПб, 2001;
- Харрисон ш. Связи с общественностью. Вводный курс. СПб-м.: «Нева»-олма-пресс Инвест, 2003. – 368 с.;
- Хофф р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. - м. - 1999 - 212 с.;
- Чумиков а.Н. Связи с общественностью. М., 2001;
- Краткий обзор литературы
- Профессиональные кодексы
- (Венецианский кодекс)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области pr (Лиссабонский кодекс)
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Римская хартия
- 2. Отношения с общественностью, со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Общие профессиональные принципы
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью
- 4. Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 5. Отношение к профессии - связи с общественностью
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.)
- Часть 2. Подписание Хартии новыми участниками
- Часть 3. Заключительные положения
- Исполнение: направления и требования
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Ситуация Какой Она Была Недавно
- 7. Политическое влияние (лобби) 2 - 2
- 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность 4 - 4
- Тема 1. Эволюция современного менеджмента и pr
- Тема 2. Функциональное содержание и особенности pr.
- Тема 3. Социальная среда фирмы
- Тема 4. Информационное обеспечение pr
- Тема 5. Работа со сми
- Тема 6. Гостеприимство
- Тема 7. Политическое влияние
- Тема 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность
- Тема 9. Акции, выставки, ярмарки
- Тема 10. Фото-, кино, видео-материалы, Интернет
- Тема 11. Организационная культура и фирменный стиль
- Тема 12. Pr-работа с персоналом
- Тема 13. Организационное обеспечение и управление развитием pr
- Тема 14. Требования к pr-компетентности и подготовке pr-специалистов.
- Вопросы и задания к итоговому экзамену по специализации
- Обязательная
- Дополнительная