logo
Г

3.2. Устная речь

Устная речь, живой голос - мощное, если не первое и последнее средство PR, поскольку им определяются содержание, ход, а иногда и результаты личных контактов, бесед, публичных выступлений. Поэтому профессиональная подготовка организаторов PR обязательно включает в себя подготовку к свободному пользованию собственной речью. Практическая риторика для PR-специалиста охватывает три основных вида общения, в которых используется живая речь.

Это прежде всего - личные контакты и беседы. Это публичные выступления, интервью, дискуссии и т.д. в различной аудитории, с использованием микрофона и без, на радио и по ТВ. И, наконец, это беседы по телефону. Во всех трех случаях устная речь PR-работника есть не только его личный голос, - фактически он - "голос фирмы". Устная речь в PR - особо ответственная речь. Она должна быть простой и логичной. Использоваться должны простые и общедоступные слова - витиеватая или перенасыщенная специальной терминологией речь затрудняет понимание, порождает неоднозначное или превратное толкование и, в конечном счете, может стать источником недоразумений.

Литература, посвященная правилам делового и публичного общения, в настоящее время достаточно обширна. И все-таки можно выделить несколько правил эффективного общения, важных для PR:

- настаивать на правдивой и полной информации;

- добиваться простоты и ясности общения;

- не преувеличивать значение сообщаемых фактов;

- стараться использовать аргументы, связанные с интересами,

надеждами, опасениями тех, к кому обращаетесь;

- не прибегать к сомнительным аргументам и источникам

информации;

- помнить, что личные аргументы более эффективны, чем

опосредованные СМИ и авторитетами;

- не забывать, что половину аудитории обычно составляют

женщины;

- сообщение должно быть увлекательным, не скучным;

- следует избегать вычурности и экстравагантности;

- не жалеть времени на выяснение отношений;

- следует быть убедительным и конструктивным, избегать

противостояния и столкновений, споров.

Решающую роль в общении играют эмоциональная убедительность и

логическая доказательность. Первого можно достичь только на основе

искреннего разделения защищаемой позиции, личного убеждения в правоте

дела. Второе предполагает свободное владение приемами рациональной аргументации. Тема рацональной аргументации (корректных приемов ее ведения и борьбы с некорректными приемами оппонентов) настолько важна, что заслуживает самостоятельного рассмотрения. Большую помощь в этом плане может оказать знакомство с основами логики, которая, наконец-то, возвратилась в учебные программы средней школы и вузов, и логическая литература в настоящее время имеется в библиотеках и магазинах в достаточном количестве. В последнее время широкую известность приобрела методика нейро-лингвистического программирования - НЛП, соединяющая в новом синтезе результаты и достижения логики, риторики и социальной психологии.