Методы формирования деловой этики
Целью этики бизнеса является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности деятельности в сфере бизнеса. А задачей, - нормативная регламентация отношений поведения и действий предпринимателей, менеджеров, организаций и формирования соответствующего этического сознания в сфере бизнеса. Основными категориями этики бизнеса являются: профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг предпринимателей и менеджеров. Основные этические отношения в бизнесе, возникающие в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага в системе человек - среда.
Основная проблема этики бизнеса – взаимоотношения между партнерами. Надежность партнеров, соблюдение обязательств и условий договоров, честность и доверие, корректное отношение к конкурентам – наиболее типичные нормы деловой этики. Речь не идет о нравственном утопизме. Доверие между партнерами и надежность – важнейшие предпосылки успешного бизнеса, а репутация фирмы или менеджера – ценятся больше чем деньги. Более того, они сами способны привлекать деньги и не малые в надежный и ответственный бизнес.
Что же касается конкуренции, то в этой сфере конфликта интересов, жесткой борьбы, ведущейся не всегда исключительно экономическими средствами, нацеленной на жесткое подавление и вытеснение, разорение соперника, нравственные нормы соблюдать труднее, чем в отношениях с партнерами. Более того, сама нравственная культура бизнеса негативно оценивает псевдогуманную поддержку неконкурентоспособных несостоятельных неудачников. Однако и здесь этика немаловажна. Конкуренция может быть честной или не честной, ведущейся в рамках действующих законов или криминальными методами. И выбор способов конкурентной борьбы с неизбежностью сказывается на репутации фирмы и ее руководителей.
Особую роль в деловой этике играют отношения производителей товаров и услуг с их потребителями (клиентами). Права последних в современном обществе защищает законодательство, позволяющее преследовать недобросовестных производителей. Однако и здесь имеется нравственное поле. Выражается это, с одной стороны, в возможностях «честного обмана», когда производитель или продавец пользуется недостаточной компетентностью потребителя. С другой стороны, устойчивый бизнес всегда стремится к поддержке и укреплению своей репутации.
Наконец, в сферу деловой этики входят отношения работодателей с работниками, руководства фирмы с ее работниками. Речь идет не только о непосредственно трудовых и должностных отношениях, но и отношениях межличностных.
Деловая этика, таким образом, представляет собой целостный комплекс целей, средств, методов, мотивации и т.д.
Цели. Любой бизнес начинается с выбора цели. Цель, которую ставит перед собой предприниматель, менеджер приступая к действию в общем виде, может быть выражено формулой: «способствовать решению проблем клиента и улучшению условий совместной деятельности персонала в организации». При всей прагматичности целей бизнеса, целеполагание в нем имеет этические ограничения. Например, нельзя ставить человеконенавистнические цели, будущее не должно приноситься в жертву сиюминутному, а эгоистические мотивы должны уравновешиваться значимыми социально.
Мотивация. Любой человек соотносит реальность, будь-то предметы, явления или поступки и действия со своим собственным духовным миром. Менеджер всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей собственных понятий о морали и нравственности.
Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое официально опирается менеджер в своей деятельности. В первую очередь это, конечно, законодательная база развития бизнеса и предпринимательства.
Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей менеджер использует все доступные ему легальные средства, от материальных до духовных.
Действия. Решения менеджера приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут организации, ее персоналу, клиенту и обществу.
Конечный результат. Результат это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, менеджер уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершению своей работы. Часто реальный конечный результат отличается от результата планируемого. То есть, от поставленной цели, поскольку цель это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколько отличается реальное от идеального зависит как от объективных, так и субъективных причин.
Различаются несколько основных групп морально-этических норм, действующих в сфере деловой активности: общегуманитарные, правовые, экологические и профессиональные.
Общегуманитарные нормы связаны с отношением к человеку, его личности, достинству, жизни, здоровью, имуществу, условиям труда и жизни. Правовые морально-этические нормы связаны с уважением закона, отказ от немотивированных обвинений, отказ от противоправных действий и т.д. Экологические - включают в себя заботу о живой и неживой природе, отказ от действий и технологий, наносящий природе ущерб, поощрение ресурсосберегающих технологий. Профессиональные - заботу о персонале, честность и пунктуальность в деловых отношениях, проявление заботы о потребителе, социальная ответственность в различных ее проявлениях по отношению к клиентам, партнерам, общественности.
В целом этика бизнеса включает в себя следующие уровни:
применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействия: общества организации, руководитель подчиненный, подчиненные-подчиненные, организация клиенты, организация партнеры, организация конкуренты. Именно на этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в целом в указанных системах;
оценка поведения и действий всего персонала организации с точки зрения этических стандартов универсального характера принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне организация и ее персонал, их действия рассматриваются и оцениваются клиентами, партнерами, конкурентами. На этом уровне на поведение и действия персонала фирмы также оказывается влияние ожиданий их клиентов фирмы, ее партнеров и конкурентов;
оценивание организации в целом как социального института в рамках которого персонал включается в широкий спектр взаимоотношений с внешней средой.
Нуждается ли деловая этика в сознательной поддержке и культивировании, или она формируется сама, выражая характер деловых отношений в зависимости от состояния общества? Однозначного ответа нет и быть не может. Скорее, происходит второе, но и что есть само состояние общества, как не формирование определенных норм и правил?
Поэтому на деловую этику оказывает самое непосредственное влияние оказывает действующее законодательство: гражданское, административное, трудовое право – как сами принятые законы, так и их исполнение, контроль за этим исполнением.
Деловая активность, бизнес существенно зависимы от политики. Действующее законодательство, политика федеральных и местных властей задают правила игры, от которых зависит успех коммерческого и некоммерческого менеджмента. Деятельность любой фирмы, сама возможность ее существования, экономические результаты и многое другое - так или иначе, но проявляют зависимость от действующего законодательства и решений исполнительной власти. Поэтому вполне естественным является стремление фирм, финансовых групп, промышленных ассоциаций и т.д. оказать влияние на политическую жизнь. Средством этого воздействия, как уже было показано, выступает одно из средств PR – лоббизм.
Играют свою роль разработка и принятие упоминавшихся профессиональных и корпоративных кодексов чести. При этом в условия трудового договора вписывается требование соблюдения этического кодекса фирмы. Нарушения влекут за собой санкции вплоть до увольнения. Например, выполнение требований этического кодекса компании «Кока-Кола» строго обязательно для всех работников корпорации, в том числе и филиалов, действующих в других странах. Кодексом предписывается строго соблюдать законы и традиции любой страны, исходя при этом из абсолютной лояльности по отношению к корпорации и ее интересам. Служащим запрещается иметь свой частный коммерческий интерес в делах поставщиков, клиентов или конкурентов. Строго карается искажение отчетной документации, необъективная картина в финансовом или маркетинговом анализе.
Нельзя преуменьшать роль общественности, СМИ в формировании деловой этики. Они могут также координировать свою деятельнеость с органами власти в рамках совместных программ. Примером такой программы может служить также упоминавшаяся Программа «Общественное признание».
Жизнь, однако, показывает, что этическое измерение деловой жизни определяется практическими (прагматическими) соображениями. Если оно полезно и выгодно для дела – оно активно проявляется и действует. Если нет – этика остается пустой декларацией.
Нравственный уровень бизнеса зависит не только и не столько от предпринимателей, сколько от уровня нравственности общества в целом.
Практически в каждой стране существуют коррупция, преступность, криминальный и полукриминальный бизнес. Однако, все-таки, их доля, роль и активность в деловой жизни определяется состоянием общества. В обществе политически и экономически стабильном, когда растет общий уровень благосостояния, этика делового мира формируется и поддерживается на высоком уровне. В условиях кризиса, особенно затяжного и общесистемного смещаются все ориентиры и этическое измерение деловой активности искажается или просто игнорируется. Убедительным подтверждением сказанному является этика бизнеса в современной России.
- Виды сми: какие они бывают, и с кем там иметь дело
- Некорректные приемы аргументации
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 1. Современный менеджмент и pr
- 1.1. Выбор имени
- 1.2. Сущность, цели и задачи pr
- 1.3. Место pr в современном менеджменте и предпринимательстве
- Мнения и опыт Три примера:
- 1.4. Pr и компетентность современного менеджера
- 1.5. Pr и культура
- 2. Технология pr
- 2.1. Социальная среда фирмы (адресаты pr)
- Спецоперации первоначального накопления и pr
- 2.2. Имидж фирмы, репутация и брэндинг
- 2.3. Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство pr
- Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
- Типы организационных культур
- Стиль управления
- Корпоративность: современная фирма как субкультура
- 2.4. Pr с потребителями и инвесторами
- 2.5. Работа и отношения со сми.
- Принципы отношений
- Виды сми: какие они бываюти с кем там иметь дело
- Информационные агентства
- Телевидение
- Интернет
- Стиль изложения
- Лидер-абзац
- Основной текст
- Раздаточные материалы
- Содержание пресс – папки:
- Медиа-планирование
- Типичные ошибки в работе со сми
- 2.6. Прием (гостеприимство)
- 2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
- 2.8. Политическое влияние (лобби)
- 2.9. Спонсорство, патронаж, благотворительность Организационно-экономические формы pr
- 2.10. Коммунальные отношения
- 2.11. Внутрифирменые pr
- 2.12. Обеспечивающие средства pr
- 3. Личные контакты в pr
- 3.1. Слухи
- 3.2. Устная речь
- 3.3. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг)
- 3.4. Культура деловой аргументации
- 4. Организация, управление и эффективность pr
- 4.1. Организация и управление pr
- Общественные организации
- Население
- 4.2. Материально-техническое обеспечение pr, оргтехника
- 4.3. Информационное обеспечение pr
- 4.5.Планирование pr
- 4.6. Креативные технологии в pr
- Литература по теме
- 4.7. Проблема эффективности pr
- Уровни эффективности
- Индикаторы оценки эффективности работы Пресс-службы
- Форма 1. Объем работы Пресс-службы
- Форма 2. Качество работы Пресс-службы
- Форма 3а. Эффективность работы Пресс-службы (экономичность)
- Форма 3б Эффективность работы Пресс-службы (результативность)
- Форма 3в Эффективность работы Пресс-службы (целенаправленность)
- 4.8. Требования к специалистам pr
- Подготовка и профессиональный статус
- 5. Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.1. Социально-культурное значение деловой активности
- Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и pr
- 5.3. Государство и бизнес: российская специфика
- Оптимизация социальных инвестиций бизнеса
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Роль и значение деловой этики
- Из истории развития этики деловых отношений
- Свобода и справедливость в бизнесе
- Методы формирования деловой этики
- 5.5. Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в России
- Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики рынка
- Рекомендуемая литература
- Алешина и.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - м.: икф эксмос, 2002. - 480 с.;
- Баркеро КабрероХ.Д. Связи с общественностью в мире финансов. - м.-1996;
- Доти д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.- Филинъ. - 1996. - 285 с.;
- Закон рф от 27.12.1991 г. № 2124-1 «о средствах массовой информации»;
- Закон рф от 18.07.1995 г. № 108-фз «о рекламе»;
- Катлип с., Сентер а., Брум г. Паблик рилейшнз: теория и практика. – м.: Вильямс, 2000. – 624 с.;
- Кондратьев э.В., Абрамов р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический проект, 2003. – 416 с.;
- Кэссон г. Как завоевать престиж. - м. - Фаир. - 1998. - 176 с.;
- Лебедева т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. М. - мгу - 1996 - 132 с.;
- Льюис р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – м., 1999.
- Невзлин л.Б. “Public relations” - кому это нужно? Основы учебного курса. - м. - Экономика - 1993. - 222 c.;
- Сайтэл ф.П. Современные Паблик рилейшнз. – м.: имидж-Контакт; инфра-м, 2002. – XII, 592 с.;
- Самые успешные pr-кампании в мировой практике. – м.: имидж-Контакт, инфра-м, 2002. – 305 с.;
- Санаев а. Русский pr в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. – 240с.
- Тульчинский г.Л. Pr фирмы: технология и эффективность. – сПб, 2001;
- Харрисон ш. Связи с общественностью. Вводный курс. СПб-м.: «Нева»-олма-пресс Инвест, 2003. – 368 с.;
- Хофф р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. - м. - 1999 - 212 с.;
- Чумиков а.Н. Связи с общественностью. М., 2001;
- Краткий обзор литературы
- Профессиональные кодексы
- (Венецианский кодекс)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области pr (Лиссабонский кодекс)
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Римская хартия
- 2. Отношения с общественностью, со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Общие профессиональные принципы
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью
- 4. Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 5. Отношение к профессии - связи с общественностью
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.)
- Часть 2. Подписание Хартии новыми участниками
- Часть 3. Заключительные положения
- Исполнение: направления и требования
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Ситуация Какой Она Была Недавно
- 7. Политическое влияние (лобби) 2 - 2
- 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность 4 - 4
- Тема 1. Эволюция современного менеджмента и pr
- Тема 2. Функциональное содержание и особенности pr.
- Тема 3. Социальная среда фирмы
- Тема 4. Информационное обеспечение pr
- Тема 5. Работа со сми
- Тема 6. Гостеприимство
- Тема 7. Политическое влияние
- Тема 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность
- Тема 9. Акции, выставки, ярмарки
- Тема 10. Фото-, кино, видео-материалы, Интернет
- Тема 11. Организационная культура и фирменный стиль
- Тема 12. Pr-работа с персоналом
- Тема 13. Организационное обеспечение и управление развитием pr
- Тема 14. Требования к pr-компетентности и подготовке pr-специалистов.
- Вопросы и задания к итоговому экзамену по специализации
- Обязательная
- Дополнительная