logo
Г

Краткий обзор литературы

Отдельные издания:

В настоящее время круг специальных работ по PR на русском языке довольно широк, хотя входящие в него публикации все еще не способны дать полное представление о PR, конкретных PR-технологиях.

За последние несколько лет на русский язык переведены практически все основные зарубежные работы по PR. Прежде всего это книга С.Катлипа, А.Сентера и Г.Брума «Паблик рилейшнз: теория и практика» ( М.: Вильямс, 2000) – для щийся уже ряд лет издательский проект – фактически – энциклопедический справочник по PR. Не уступают ему по объему и содержательности и другие всемирно известные книги Ф.П.Сайтэла «Современные Паблик рилейшнз» (М.: ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М, 2002), а также работа Ньюсом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. «Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз» ( М. Имидж-контакт, 2001).

Отдельного упоминания заслуживает книга «Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представить фирму» (М., 2004) знаменитого реклаимиста Э.Райса, написанная им при участии дочери Л. Райс. В ней убедительнейшим образом раскрывается несостоятельность сведения PR и рекламы, а также роли PR в формировании и продвижении брендов.

Качественно новая ситуация, складывающаяся в современном обществе и глобализированной экономике в связи с революцией в информационных технологиях раскрыта в опубликованных Стокгольмской экономической школой в Санкт-Петербурге таких всемирно известных книгах, как «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» (СПб, 2000) К.Нордстрема и Й.Риддерстрале, «No logo. Люди против брэндов» (М., 2003) знаменитой антиглобалистки Н.Кляйн, (СПб, 2004) «Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма» Р.Йенсена, «Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес» (СПб, 2004) А.Барда и Я. Зодерквиста.

Сохраняет свое значение и неувядающая классика – знаменитая книга С.Блэка «Введение в паблик рилейшнз» (Ростров-на-Дону, 1998), впервые изданная у нас под названием «Паблик рилейшнз. Что это такое» ( М., 1988). Книга замечательна прежде всего фигурой автора. С.Блэк - один из крупнейших специалистов-выставочников, создатель и первый президент Международной ассоциации PR-специалистов. Поэтому эта книга является своего рода "первоисточником" для целей ознакомления с PR. Эту пионерскую работу С.Блэка дополняет подготовленный под его же редакцией сборник материалов «PR: Международная практика» (М., 1997).

Сохраняет свое значение и другая классическая работа - «Связи с общественностью в мире финансов» ( М., 1996) Х.Д.Баркеро Кабреро.

Первой отечественной работой была книга Л.Б.Невзлина

"Public relations. Кому это нужно?" (М.,1993). Ее автор - 1-й заместитель председателя правления одного из крупнейших и наиболее активных

(и в плане PR) российских банков - банка "Менатеп", совладелец ЮКОСа, некоторое время - один из руководителей ИТАР-ТАСС. Работа представляет несомненный интерес как первое осмысление реальной практики PR в современных российских условиях. Это очень яркий образец трактовки PR в духе первой модели.

Работа Е.Блажнова "Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных отношений" (М.1994) также привлекательна фигурой ее автора (известного специалиста по журналистскому делу), что определяет ее специфику и достоинства. В ней содержится, пожалуй, наиболее квалифицированное изложение содержания и технологии PR с точки зрения журналиста.

Книга Тульчинского Г.Л. "Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство" (СПб,1994) является первым вариантом настоящего, значительно расширенного издания. По мнению многих специалистов, в ней была предложена наиболее полная систематизация роли и значения PR в современном менеджменте, ее технологического содержания.

Известный отечественный специалист по психологии рекламы И.Л.Викентьев является автором работы "Приемы public relations и рекламы" (СПб, 1995). В этой книге читатель не найдет систематического рассмотрения PR. Но она обладает несомненным достоинством - в ней обстоятельно рассматриваются вопросы формирования и продвижения образа фирмы психологическими методами рекламы (на основе теории доминанты Ухтомского). Содержится много удачных примеров, контрольных заданий.

В работе И.П.Яковлева (известного специалиста по методам социологического исследования) "Паблик рилейшнз в организациях" (СПб, 1995) особый акцент делается на методах изучения общественного мнения. Особый интерес эта работа вызывает широким привлечением современных ("пост-Блэковских") американских источников и литературы по PR.

Историк-политолог А.Б.Зверинцев в книге «Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR» рассматривает PR как технологию коммуникации. Но особенно ценна книга глоссарием, составляющим ее большую часть.

Хорошее представление об особенностях PR дает небольшая, но живо написанная книга Т.Ю.Лебедевой «Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски».

Одним из наиболее полных и современных рассмотрений технологии PR является книга И.Алешиной “Паблик рилейшнз для менеджеров” (Москва, 2002). Некоторая поверхностность изложения с лихвой компенсируется перечислением основных форм и методов PR-деятельности. Автор также привлекает современный американский и западноевропейский опыт PR.

Пожалуй, наиболее плодовитым русскоязычным автором по PR, является живущий и работающий в Киеве Г.Г.Почепцов. Как политолога-международника его, прежде всего, интересуют проблемы PR в политической жизни, однако, его обстоятельные и содержательные работы чрезвычайно полезны и в общем плане. Речь идет о таких работах как «Коммуникативные технологии двадцатого века» (М.-Киев, 1999), «Паблик рилейшнз для профессионалов» (М.-Киев, 1999), «Паблик Рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением» (М., 1998). Особого внимания заслуживает последняя работа - эта работа привлекает широким привлечением зарубежных материалов и материалов, дающих представление об опыте и специфике PR в странах СНГ. При этом особое внимание уделяется PR в политической сфере. В книгу включена краткая, но содержательная хрестоматия по PR. Чрезвычайно содержательны и такие работы Г.Г.Почепцова как «Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз» (Киев, 1997), «Профессия: имиджмейкер» (Киев, 1998), «Имиджеология» (М., Киев, 2000), «Психологические/Информационные войны» (М., 1998).

Достоинством работы «Паблик Рилейшнз. Теория и практика» (Киев, 1999) еще одного киевского специалиста - В.А.Моисеева - является содержательный обзор становления отечественного (российского и украинского) рынка PR-услуг, акцент на вопросах профессиональной организации PR.

Еще большая технологическая ориентация характерна книге Р.Хэйвуда «Все о Public Relations» (М., 1999).

Из недавних публикаций следует выделить несколько работ. В книге Е.Н.Пашенцева «Паблик рилейшнз от бизнеса до политики» (М.,2000) с хорошим знанием дела описывается состояние и организация PR Западной Европе. В диссертационной публикации М.А.Шишкиной «Паблик Рилейшнз в системе социального управления» (СПб, 1999) читатель найдет добротный анализ понятийного аппарата и терминологии, детальную, если не исчерпывющую историю формирования PR в США, а также - описание состояния отечественного PR, системы профессионального образования.

До самого недавнего времени заслуживала особое внимание книга В.Г.Королько «Основы паблик рилейшнз» (М.-Киев, 2000) – в ней довольно добротно и систематически передавалось содержание классической книги по PR С.Катлипа, А.Сентера и Г.Блума. Даже после публикации на русском языке первоисточника (Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика.М., 2000) эта книга остается полезной в качестве одного из наиболее систематических изданий по организации PR на русском языке - хотя и в ней больший акцент делается на политическом PR.

Упомянутые отечественные публикации выполняли и выполняют важную вводно-ознакомительную функцию. В последние годы появилась отечественная литератур по PR нового поколения. Авторы этих публикаций уже рассматривают конкретное технологическое содержание отечественого опыта по бизнес-PR.

Прежде всего, это публикации Ю.М. Демина «Бизнес-PR» (М., 2003) , Е.М.Бортник, Э.М.Короткова, А.Ю.Никитаевой «Управление связями с общественностью» (М., 2002), А.Н.Чумикова «Связи с общественностью» (М., 2001).

Живо, даже весело написана и при этом весьма содержательна книга А.Ф.Векслер «Связи с общественностью для бизнеса» (Нижний Новгород, 2001), в ней также впервые опубликована развернутая справка по отечественным и зарубежным Интернет-ресурсам по PR.

Конкретность рассмотрения и живость изложения – несомненные достоинства публикации М. Горкиной, А. Мамонтова и И.Манна «PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR» (М., 2003).

Достаточно систематичное рассмотрение PR предлагается в учебнике пензенских авторов Э.В.Кондратьева и Р.Н. Абрамова «Связи с общественностью». (М., 2003).

В довольно откровенной манере выполнена книга А.Санаева «Русский PR в бизнесе и политике» (М., 2003), открывающего иногда неприглядную кухню отечественного бизнес-пиара крупных компаний, действующих в провинции.

Для знакомства с реальным мировым и отечественным опытом эффективных PR чрезвычайно полезны публикации «Самые успешные PR-кампании в мировой практике» (М., 2002), «50 лучших проектов национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник» 1997-2000 гг.» (М., 2001).

Уникальным изданием является «Азбука рекламы, паблисити и паблик релейшанс - учебная программа выживания. Информационный указатель менеджерам, маркетерам, релайтерам, имиджмейкерам, спичрайтерам, промоутерам и рекламистам», периодически издававшаяся М.Булгари нарастающим итогом по принципу «снежного кома». Особую ценность представляет от издания к изданию нарастающая практически полная библиография русскоязычной литературы - отдельных книг и статей - по PR. В последних выпусках появились контакты (телефоны, факсы, e-mail’ы) ведущих агенств и специалистов. С 2000 года автор перешел на электронную версию издания.

Как видно из такого краткого обзора, каждое из изданий обладает

своими ярко выраженными достоинствами и знакомство с PR должно предполагать знакомство со всеми этими работами - только в этом случае может быть сформировано достаточно полное представление о PR.

Мировой классикой политических PR является книга Ж.Сегела Национальные особенности охоты за голосами» (М., 1999). Своеобразным дополнением к зарубежному опыту являются работы, пытающитеся осмыслить отечественный опыт политических PR-кампаний: Малышков В.И. «Сибирский вектор. Выборы губернатора Красноярского края» (М., 1998), Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). Мордоделы & Imagemakers» (М., 1999); Асмолов А., Березин И., Борисов А., Жамкочьян М., Клименко А., Махарадзе Н. «Президент по выбору. Моделирование желаемого будущего» (М., 2000).

Конкретные и весьма практичные сведения относительно достижения известности и, в этой связи, - работы со СМИ можно почерпнуть из книги Д.Доти «Паблисити и паблик рилейшнз» (М., 1996).

Мировыми бестселлерами по PR с использованием Интернета и других электронных ресурсов являются работы Э.Гартон «Паблисити: жми сюда» (СПб, 2003) и М.Хейга «Электронный public relations» (М., 2002)..

Среди литературы, посвященной вопросам формирования и продвижения персонального имиджа, помимо упомянутой работы Г.Г.Почепцова, следует выделить книги В.М.Шепеля «Имиджеология. Секреты личного обаяния» (М., 1997), Д.Честары «Деловой этикет. Public relations» (М., 1997), П.Берд «Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа» (Минск, 1997) и особенно наиболее авторитетная книга по этой тематике - Л.Браун «Имидж - ключ к успеху» (СПб., 1996).

Мировым бестселлером относительно подготовки к публичному выступлению и технологии самого выступления является книга «Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести» Р.Хоффа, которого справедливо называют «Карнеги современности» - его книга чрезвычайно полезна и бизнесмену, и преподавателю, и студенту, и рекламному агенту и политику, и журналисту.

Технология подготовки и проведения презентации достаточно полно представлена в работах Л.Аррендодо «Искусство деловой презентации» (Челябинск, 1998), Э.Джея «Эффективная презентация» (Минск, 1996).

Не имеет отечественных и зарубежных аналогов книга А.Ф.Векслер и Г.Л.Тульчинского «Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность» (Н.Новгород,, 2002), ориентированная именно на бизнес-цели оптимизации социальных инвестиций.

Отдельные аспекты PR также расмматриваются в обширной современной литературе по вопросам менеджмента, бизнеса в целом. В первую очередь это относится к публикациям, посвященным работе с персоналом, организационной культуре, современным информационным технологиям. Кроме того, для целей более детального знакомства с конкретными формами PR-работы, в высшей степени полезной является литература по журналистскому делу, дипломатическому протоколу, формам и методам культурно-досуговой деятельности, работе в социально-культурной сфере.

Периодические издания:

В последнее время появился ряд специализированных периодических

изданий, специализирующихся на тематике, непосредственно связанной с

PR. Официальным органом Российской Ассоциации PR-специалистов является издающийся в Москве и распространяющийся по подписке журнал «Советник». Также в Москве издается «Мир PR». В СПб издаются журналы «PR/Диалог» и «Персонал-микс», газета «Престиж. Российская имиджевая газета», посвященная вопросам теории и практики PR с акцентом на формирование имиджа и репутации фирм, содержатся консультации, реклама соответствующих услуг. Вопросы PR - описания опыта, анализ PR-кампаний, их эффективности, обзоры литературы и т.д. - систематически рассматриваются на страницах периодического издания «Петербургский рекламист». В московском издании «Деньги и благотворительность» содержится информация об опыте и проблемах развития благотворительности в современной России, материалы исследований, анализ эффективности и рекомендации потенциальным благотворителям. Вопросы PR регулярно рассматриваются на страницах общероссийской газеты «КоммерсантЪ», журнала «Маркетинг».

Обзор источников будет неполным, если не упомянуть появимвшиеся в последние годы в Интернете справочные и консультационные материалы. Теперь, практически все крупнейшие PR-агенства имеют свои сайты. Из сайтов, которые ведут серьезные специалисты, следует отметить адреса, указанные в списке электронных ресурсов.

Приложение 2