logo
Г

5.3. Государство и бизнес: российская специфика

Действительность ставит острые и серьезные вопросы, от решения которых зависит будущее российского общества. Обессиленная экономика, разъединенность людей, неспособность нации выдвинуть ярких привлекательных лидеров.

Фактически весь российский опыт прошлого столетия есть процесс и результат великого эксперимента над обществом, экономикой, культурой, природой, человеком, его сознанием и нравственностью. На 1/6 части суши, а затем, включая страны мировой социалистической системы, с охватом всех сторон жизни общества была предпринята попытка воплощения социальной утопии царства справедливости, воспитания нового человека - и все это с претензией на научную обоснованность и нравственное совершенство. Опыт этот оказался чрезвычайно поучительным для России, для всего мира, для каждого человека.

ХХ век для России вообще был неудачен и трагичен, хотя на старте и обещал многое: экономический потенциал России начала века был равен американскому и прогноз развития был исключительно благоприятным. Но в 1905 г. последовала неудачная война с Японией и кризис власти. В 1914 г. - война, окончательно добившая монархию и экономику. В конце 1917 г. начался 1-й развал империи, в 1918-1920-х годах - гражданская война и уничтожение интеллигенции. Следующее десятилетие ушло фактически на самоуничтожение общества: крестьянства (в результате коллективизации и индустриализации), правящей элиты. 1941-1945 гг. - годы изнурительной войны, перемоловшей свыше 20 млн. человек. В 1991 г. состоялся второй развал империи, в результате непродуманных реформ страна вошла в изнурительный экономический кризис, сопряженный с деградацией промышленности. 1996 год и далее - чеченская авантюра.

Еще во второй половине 1980-х годов главными целями нашего государства были противостояние с Западом (холодная война), борьба за сферы влияния в 3-м мире, геополитическое окружение Китая, расшатывание НАТО, удержание Варшавского договора, гонка стратегических вооружений. В середине 1980-х СССР занимал первое место в мире по численности вооруженных сил, основным видам стратегических вооружений (кроме бомбардировщиков и авианосцев), количеству баз и войск за рубежом. СССР оказывал военную помощь 30 странам, наши военные эскадры бороздили воды всех океанов, мы были готовы к ведению войны, нацеленной на блицкриг в Западной Европе и на Дальнем Востоке. Но при этом валовой национальный продукт СССР был меньше ВВП стран Западной Европы в 3-4 раза, качество жизни уступало «развивающимся странам», над страной нависла постоянная угроза термоядерной войны, техногенных катастроф типа Чернобыля. Затем на наших глазах обессилившая саму себя империя рухнула.

Отрицание коммунизма (СССР) обернулось для России отрицанием национальной государственности. В Восточной Европе, Прибалтике, Украине, Средней Азии, Закавказье, на Балканах высвобождение от имперского прошлого вело к возрождению национальной государственности, а в России это незаживающая рана.

Российский правовой нигилизм проявляется на всех уровнях жизни общества: от бытового до бизнеса и политики. В головах всех – от президента и депутатов до рядового избирателя просто не укладывается идея правового государства. Как это – власть ограничена законом? А на что я тогда – власть? И какая же я тогда власть? Власть на то и власть, чтобы принять тот закон, какой ей нужно! И в результате правовое государство подменяется «диктатурой закона», на деле оборачивающейся прокурорским беспределом.

Оснований для негативных оценок и пессимистических прогнозов более чем достаточно. На протяжении всей нашей истории - как это видно и из проведенного рассмотрения - нарастает и приобретает все более отчетливые формы безответственная нетерпимость, ее содержание приобретает все более очищенный вид, она становится все более явным принципом общественного устройства и индивидуального сознания. Можно сказать, что в наше время достигнут предел: либо российское общество действительно станет воплощением чаадаевского пророчества - идеи-урока "как не надо" другим народам и странам, "черной дырой", угрожающей существованию всей цивилизации, либо оно пройдет радикальное обновление, своего рода реформацию. Нежизнеспособными оказались, не выдержали поверку временем политический авторитаризм, имперский тип национальной интеграции, приверженность уравнительной справедливости.

До сих пор отечественной традицией было стремление решать частные проблемы за счет снверхнапряженного переустройства всей общественной жизни, а то и Вселенной. Или ждать этого переустройства: "Опять у власти не те", "Распустили всех демократы (партократы и прочие "краты") - даже лестницу в подъезде убрать некому", "Ельцин (Чубайс) во всем виноват" и т.п.

Есть ли выход из этого круга? В конце концов... Ведь талантлив русский человек, русский народ! Не только талантлив, но и смекалист и предприимчив, что убедительно было продемонстрировано всему миру соотечественниками - учеными, артистами, бизнесменами, челноками", проститутками, преступниками - стоило только чуть приоткрыть железный занавес. Терпелив русский человек? Даже долготерпелив и неприхотлив. Но разве эти качества не являются золотым багажом любого реформатора?

Пока еще сохраняется (хотя и размывается) высокий человеческий потенциал: всокий образовательный уровень, элитный уровень профессионализма в ряде сфер.

Опыт 1991, 1993, 1998 годов убедительно и веско продемонстрировал горькую и мудрую сдержанность и стойкость граждан, которые оказались мудрее и зрелее своих властителей. Очевидно, сыграли свою роль и всеобщее среднее образование, и просвещающая роль средств массовой информации.

Медленно, со скрипом, но возникает правовая культура, вызревает сознание, что есть и должна быть высшая власть закона, перед которой должны уступать амбиции и целесообразность политиков любого уровня.

Худо-бедно, с извращениями, злоупотреблениями, но делает свое дело приватизация, формирующая не пресловутое "чувство хозяина", собственность и собственников. Будущее России существеннейшим образом зависит от того, как будет поделена общенародная собственность. Либо будет создан настоящий middle-class (инженеры, предприниматели, ученые, профессура, врачи, учителя, чиновники) - подлинный гарант социальной стабильности. Либо диктатура немногих обеспечит сохранность несправедливо захваченной собственности (например, летчики приватизируют не ими построенные самолеты). Либо - перспектива очередного "черного передела", "грабижек" и всеобщее "кормление", т.е. очередная национальная катастрофа.

Нельзя не отметить обнадеживающую демилитаризацию - несмотря на чеченскую авантюру - политики, экономики, общественного сознания. На смену ксенофобии приходит осознание своего места и своих интересов среди мирового сообщества.

И наконец, главная необратимость, главная надежда - это то, что в новых условиях вошли в жизнь фактически уже два поколения - не зашоренных и не оболваненных, немного циничных, но зато рассчитывающих исключительно на свои силы.

Главная проблема России - не экономика. Эксперты авторитетнейшей международной консалтинговой компании McKinsey во главе лауреатом Нобелевской премии по экономике Р.Солоу в результате глубокого анализа состояния и перспектив российской экономики пришли к неожиданному для них самих выводу: высокая инфляция, финансовые кризисы и экономическая нестабильность - факторы второстепенные и не играют решающей сдерживающей роли в сдерживании экономического роста, реальный потенциал которого - не менее 8% в год (уже в 2000 г.!). Сдерживающие факторы лежат не в экономической, а в политической и социально-культурной сферах. (см. Коммерсантъ. № 191, 1999. С.8.)

Главное - возможность и способность выстроить Россию как «дом свободы и справедливости». Пора начать жить своим умом, обрести собственное сознание.

Какова роль бизнеса и менеджмента в решении этих проблем?

Российское государство – одно из немногих, претендующих на серьезную роль в мире, и в которых на протяжении всей истории не собственность рождает власть, а наоборот – власть рождает собственность и постоянно ее переделивает. Как писал В.В.Розанов: "В России вся собственность только от того, что либо в подарок выпросил, либо ограбил кого". Только за последние полтора столетия в стране радикально, с помощью властного вмешательства менялись собственники: Великая реформа, раскулачивание ("коллективизация") и реформы конца 1980-х – начала 1990-х.

Российско-советский опыт - опыт имперского общественного обустройства по преимуществу. Величие империи - величие внеэтнического государства, ответственность, долг и самопожертвование перед ним, особенно у служилых сословий. Российская стабилизация всегда базировалась на определенном консенсусе в рамках системы служилого государства. Крестьянство соглашалось выносить тяготы подневольного труда до тех пор, пока видело, что правящая элита несет свою долю тягот. Всеобщность служилой аскезы и выступала основой консенсуса. Указ о дворянской вольности означал сепаратный выход дворянства из этой системы, что обессмысливало пребывание в ней остальных, а после Петра крестьянство все более отбрасывалось к полюсу, диаметрально противоположному европеизированной элите. Большевизм, срывший вестернизированную элиту, по многим показателям отбросивший Россию назад, по-своему восстановил консенсус служилого государства. Сталинизм не только вернул крепостничество, но и возвратил систему тотальной рекрутчины, подчинив ей и правящую номенклатуру. Брежневский "застой" нарушил этот баланс. Номенклатура вновь сепаратно вышла из служилого консенсуса, реализовав паразитический образ жизни в гарантии личной неприкосновенности и безнаказанности.

Опасность нынешней "прихватизации" в том, что она пытается конституционно закрепить эту ситуацию. Потребительский и хищнический индивидуализм new russians оказывается в значительной степени эмиграцией из национальной жизни, как демонстративный разрыв с традициями "советского народа". Но, узурпировав собственность, элита добилась не менее агрессивного ее неприятия населением и дискредитации ценностей демократии и либерализма. А попытки найти поддержку на Западе ведут к далеко идущим уступкам в вопросах, жизненно важных для России, торговле национальными интересами и опять же - росту внутреннего напряжения в стране.

Без сильного государства России не обойтись, как не обойтись без него любому современному обществу и человечеству в целом. Но сила его не может быть имперски-тоталитарной. Сила его может быть основана только на человеческой свободе.

Традиционный ответ России на вызовы истории - усиление власти и насилие, включая принудительное нововведение и реформирование, жесткая организация, контроль, подтягивание резервов и ... потери - обязательные и большие. Аналогичное происходит и в наши дни. Опыт с Чечней в этом плане в высшей степени показателен. Однако, нынешняя ситуация отличается парадоксальностью: как и прежде все еще нельзя без насилия, но и уже невозможно с насилием.

Нынешние отношения российской государственной бюрократии и бизнеса блокируют развитие конкурентных рыночных отношений, делают заведомо невыполнимыми любые программы по стимулированию малого среднего предпринимательства. Бюрократия заинтересована не в развитии конкурентной среды, а в сохранении монополизма, позволяющего ей продавать свои услуги по устранению реальных и возможных конкурентов отобранных ею монополистов.

Столь же избирательна позиция властной бюрократии и к праву. Идея правового государства, как государства, ограниченного законом продолжает оставаться органически чуждой российской бюрократии, которая предпочитает использовать закон и правоохранительные структуры как "дубину" для устранения неугодных. Бесконечные "маски-шоу" в офисах демонстрируют, что власть предпочитает принцип "разделяй и властвуй", заставляя бизнес договариваться с нею индивидуально или группами, что подрывает перспективы реального экономического роста.

По данным различных исследований, сегодня государственный служащий, независимо от возрастной и должностной категории, считает, что процесс принятия решений должен оставаться абсолютно закрытым. Эта ситуация выражает корпоративный интерес бюрократии, но противоречит консолидации общества. Особенно остро это противоречие проявляется при принятии решений, относящихся к использованию бюджетных средств, вопросов социальных гарантий и поддержки малоимущих слоев населения, расширению и углублению приватизации.

В нынешней России правящий класс закрыт, непрозрачен и практически не зависит от налогоплательщиков, не говоря уже о гражданском обществе. Вместе с тем, исследования показывают неоднородность российского чиновничества. Часть из них просто ежемесячно приходят за зарплатой, время от времени беря взятки в качестве "кормления". У других – в основном, у остатков кадров советского аппарата - чрезвычайно развита мотивация служения государству. Не доверяя демократии, бизнесу, они также предпочитают корпоративную закрытость. Так называемое "новое" чиновничество более открыто в силу связей с мобильными слоями общества. Именно эта группа может стать опорой административной реформы.

Проблема повышения эффективности административного аппарата заключается не столько в обеспечении достойной заработной платы, сколько в установлении зависимости заработной платы от эффективности работы конкретного чиновника, прежде всего – эффективного использования находящихся в его распоряжении ресурсов.

В организации работы госаппарата главной проблемой является совмещение двух отмеченных ранее противоположных ориентаций: на работу по правилам и работу на достижение конкретной цели (результата).

Нынешняя государственная бюрократия не может обеспечить игру по правилам, что очень важно для созревания демократических и рыночных институтов. Эта проблема связана, прежде всего, с неэффективностью механизмов принятия решений, с коррупцией и общей непрозрачностью государственной службы.

Другой важнейшей проблемой является неудовлетворительное качество услуг и решений государственной службы, что обусловлено спецификой принятия решений и особенностями мотивации чиновников.

Наконец, государственные структуры переполнены работниками низкой квалификации, в то время как государство не может позволить себе достойно оплачивать работу высококвалифицированного специалиста, который один мог бы заменить 5-6 некомпетентных работников.

Поэтому ключевой момент в административной реформе – четкая структуризация задач и функций каждого звена и каждой должности административного аппарата, определение количественных и качественных критериев (показателей, индикаторов) реализации этих функций, мотивационное подкрепление ресурсами, стимулами и полномочиями. Только на этой основе возможно движение вперед.

С другой стороны, и российский бизнес не готов консолидироваться и занять толерантную, но независимую позицию в отношении к власти. Одновременно он не готов и к конструктивным, долговременным отношениям с организованной общественностью, ограничивая их спонсорской поддержкой и благотворительностью, трактуемыми преимущественно как получение рекламных и PR-услуг.

Современные демократические отношения не могут декретироваться и насаждаться сверху. Они появляются и формируются по мере того, как народы, осознав общую взаимозависимость, учатся сами справляться с проблемами коллективной организации жизни.

Гражданское общество в западно-европейских странах возникло благодаря консолидации различных групп городской ремесленной и торговой буржуазии. Россия развивалась другим путем. У нас в советское время в противостоянии тоталитарному режиму сложилась демократическая традиция правозащитного движения. Однако х отстоять идеалы и завоевания последних полутора десятилетий можно только в том случае, если будет найдено взаимопонимание между формирующимся гражданским обществом и бизнесом, если предпринимательское сообщество будет связано с общественными организациями, некоммерческим сектором теснее, чем с государственной властью.

В настоящий момент российский бизнес – самая активная, мобильная часть общества, наиболее четко и внятно представляющая не только собственные интересы, но и приоритеты развития страны, свою роль и возможности в этом развитии. Но его связи с институциями гражданского общества все еще очень слабы.

Российскому бизнесу – по крайней мере, многим его группам – не хватает не желания выйти из "тени", а силы и независимости, чтобы такой выход осуществить. Ему не хватает общественной и политической поддержки – не эпизодической и избирательной, а постоянной и общей.

Он нуждается в том, чтобы общество воспринимало его как носителя не только частных и групповых, но и общенациональных интересов, чтобы общественность ясно представляла себе причины, которые мешают отечественному бизнесу состояться в таком качестве.

Российскому бизнесу трудно консолидироваться просто потому, что этому препятствует его конкурентная природа. Тем не менее у предпринимателей и топ-менеджеров появилось общее понимание, что они смогут жить, работать и конкурировать только в демократической стране со свободной экономикой. Отстаивать эти интересы должны институты гражданского общества: политические партии и неполитические общественные организации. Однако в нынешних условиях даже политические партии боятся власти и активно ищут свое место в созданной ею "вертикали". Это дорого обходится российскому обществу.

Трудно упрекнуть нынешние российские либеральные партии в том, что они ничего не делают, чтобы изменить ситуацию. В их политико-идеологических документах и материалах, публичных выступлениях лидеров более чем достаточно слов о необходимости и важности развития правового государства и гражданского общества в России, равно как и о готовности содействовать их становлению и развитию. Однако за этими словами не просматриваются опора на конкретное понимание ситуации в регионах и стране в целом.

Либеральная идеология в России как идеология не новой бюрократии, а идеология законопослушного и ответственного предпринимательства еще не состоялась. Российский бизнес - особенно и в первую очередь малый и средний - остро нуждается в реальных политиках и идеологах, способных публично выражать его интересы, не реализованные и не реализуемые при нынешних обстоятельства возможности.

Не повернулась лицом к отечественному бизнесу и организованная общественность, относящаяся к новому российскому предпринимательству двояко, если не шизофренически.С одной стороны, высокомерная ксенофобия: "наворовали", "разрушают высокую нравственность и духовность". С другой – агрессивное иждивенчество: "делиться надо", "пусть платят деньги, да побольше - у них они есть".

История, в том числе – отечественная, показывает, что в неразвитой социально-политической среде "партнерство" бизнеса и гражданскими объединениями приобретают патронажно-клиентальную форму. В таких случаях бизнес воспринимается общественностью исключительно в качестве "донора", а его помощь общественным объединениям воспринимается общественным мнением как обеспечение лояльности "клиентов" и мобилизации их активности в интересах патрона.

Характерна в этом плане позиция правозащитного движения – единственного независимого и открытого критика власти. В настоящее время оно напрочь не интересуется реальными проблемами отечественного предпринимательства, не доверяет ему, ошибочно полностью отождествляя российский бизнес с бюрократической элитой. В результате проигрывают как бизнес, так и само правозащитное движение, все более воспринимаемое общественным мнением как сохраняющийся только в силу исторической инерции осколок советского диссидентства.

Между тем, дальнейшее существенно зависит от перспектив восприятия общественным мнением отечественного бизнеса как решающего фактора развития российского общества. Примеры послевоенного развития ряда стран Европы убедительно показали, что возникновение партнерских отношений в обществе – не причина, а следствие высокого общественного доверия к бизнесу.

До недавнего времени корпоративное представительство бизнеса развивалось в основном эволюционно. С приходом к власти В.В.Путина в отношениях государства и власти стали складываться новые правила игры, которые, помимо прочего, способствовали повышению статуса и роли бизнес-союзов, ассоциаций. Можно сказать, что с "возрождения" РСПП осенью 2000 года можно говорить о все большей корпоративизации взаимоотношений бизнеса с государственной властью. В 2001 году при активном содействии Кремля появились новые объединения российского бизнеса: "Деловая Россия" и "ОПОРА". С начала 2002 года, с приходом Е.М.Примакова, резко возрос политический вес Торгово-Промышленной Палаты.

Перспектива формирования под патронажем президентской администрации все новых корпоративных бизнес-объединений, привязанных к конкретным отраслям подталкивает развитие взаимоотношений власти и бизнеса к "крупноблочной" структуре гражданского общества. Выбирая сильных и лояльных корпоративных партнеров, власть следует определенной политической логике, рассчитывая на развитие устойчивых отношений. Проблема в дальнейшей перспективе, которая может быть двоякой: либо вперед, к развитому и сильному гражданскому обществу, либо назад, к декоративным гражданским институтам типа "советской общественности".

В отношениях общества, бизнеса и государства в современной России ключевая роль принадлежит государству. Именно оно является системообразующим фактором, оптимизирующим возможности и перспективы экономического, социального и культурного развития Российской Федерации. Более того, России и современному российскому государству предстоит осуществить труднейший, можно сказать – эпохальный исторический переход, сутью которого является движение от парадигмы служения государству к парадигме обслуживания государством общества.

Элементарный здравый смысл подсказывает, что будущее именно за честным бизнесом и культурой менеджмента, без которых немыслимы public relations, работа с персоналом, практическая этика бизнеса и т.д. Подготовка компетентных менеджеров необходима современной России как воздух. Об этом говорят руководители страны, от нехватки квалифицированнных управленцев стонут регионы, предприятия и целые отрасли, остроту проблемы чувствуют на себе "рядовые граждане".

Ставка на копирование зарубежного опыта себя не оправдала - он сформировался в иных социально-культурных и религиозно-нравственных условиях. Вряд ли решает проблему полностью и расчет на привлечение зарубежных лекторов, специалистов. Богатый опыт последних лет по реализации совместных образовательных проектов и программ убедительно продемонстрировал, что зарубежный опыт не может быть просто перенесен на российскую почву. Его использование в России предполагает серьезное переосмысление его, причем в контексте все тех же особенностей отечественной практики. По тем же причинам оказывается малоэффективной и подготовка отечественных менеджеров в зарубежных образовательных центрах. Если только, разумеется, речь не идет о подготовке для деловой карьеры за рубежом или внешнеэкономической деятельности.

Решение напрашивается. Современные квалифицированные и компетентные российские менеджеры могут быть выращены в самом отечестве, с учетом состояния и перспектив развития отечественного бизнеса. Острой необходимостью стали осмысление опыта успешных отечественных менеджеров и предпринимателей; поиск и поддержка талантливой перспективной молодежи, имеющей деловую хватку, склонной к поиску нового, обладающей задатками лидера и способной к ответственным решениям и поведению; объединение усилий средней и высшей школы, государственных органов и продвинутой части делового мира. И работа с ними должна вестись общими усилиями, включая не только высшее и среднее специальное образование, но и школу, а возможно и дошкольные учреждения.

Проблему можно решить только объединив усилия средней и высшей школы, государственных органов и продвинутой части делового мира. Эта концентрация сил должна привести к созданию своего рода "точек кристаллизации" подготовки продвинутых отечественных менеджеров на основе осмысления продвинутого отечественного бизнеса и менеджмента, выявления, общественной поддержки, буквально - культивирования опыта успешного честного отечественного бизнеса, включая вопросы этики современного менеджмента.

И отрадно, что процесс самоорганизации именно в этом направлении уже начался.

Но культивирование социально ответственного бизнеса предполагает некую платформу, реальные ткани реальной конструктивной культуры нравственности, опираясь на которую только и можно рассчитывать на что-то жизненное.

Группой экспертов НБФ «Экспертный институт» Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) была предложена приведенная ниже Программа оптимизации социальных инвестиций бизнеса