Уровни эффективности
Важно понять - нет и не может быть эффективности «вообще». Она всегда конкретна и надо знать, о каком виде эффективности идет речь в каждом конкретном слуае или какой вид эффективности наиболее важен примениттельно к конкретной ситуации и задаче.
Более того, каждый из видов эффективности PR-деятельности меняет свое конкретное содержание, в зависимости от уровня анализа.
В качестве первого уровня анализа может рассматриваться эффективность отдельной PR-акции, конкретного мероприятия с конкретной целевой группой.
Второй уровень анализа - эффективность PR фирмы в целом со всеми целевыми группами за некий период - например, за год.
Третий уровень - уровень эффективности PR в социальной среде в целом.
Таким образом, каждый из видов эффективности может быть рассмотрен на отмеченных уровнях анализа (см. Табл.1):
Уровни анализа | Целесообразность Ц/П | Результативность Р/Ц | Экономичность Р/З |
Программа, акция |
|
|
|
Фирма, организация |
|
|
|
Область
|
|
|
|
Табл.1
Очевидно, что характеристики эффективности на каждом из уровней анализа могут не только не совпадать, но и могут вступать в противоречие. Например, достижение сиюминутных целей мероприятия может негативно сказываться на долговременной перспективе позиций и репутации фирмы, дестабилизировать ситуацию в ее социальной среде.
Еще более наглядно полнота содержания эффективности может быть представлена в таблице, соотносящей необходимые для анализа характеристики:
| Проблемы П | Цели Ц | Результаты Р | Затраты З |
Программа, акция |
|
|
|
|
Фирма |
|
|
|
|
Социальная среда
|
|
|
|
|
Табл. 2
Эта таблица дает представление о "поле анализа" эффективности. Приступая к такому анализу надо всегда сначала задаваться вопросом - "О какой эффективности и на каком уровне может идти речь?". Кроме того, каждая характеристика на каждом уровне должна выражаться в конкретных показателях. Легче всего с характеристикой затрат (в рублях, в штуках оборудования, в человекочасах трудозатрат и т.д.), т.к. они легче всего поддаются количественному счету. Не столь затруднительно и выражение результатов деятельности по соответствующим уровням. Несколько сложнее с показателями целей и потребностей, но и им могут быть найдены характеристики, в том числе и имеющие количественное выражение.
Показатели эффективности
Главной задачей бизнес-PR является создание благоприятной внешней информационной среды развития деятельности фирмы. Решение этой задачи предполагает осуществление ряда функций, определяющих эффективность работы PR-службы:
Повышение уровня информированности общественности о деятельности фирмы;
Информирование общественности, способствующее продвижению новых идей и проектов;
Уровень обеспечения руководства необходимой аналитической и прогностической информацией о состоянии общественного мнения;
Обеспечение взаимопонимания между руководством фирмы и ее социальной средой, исключающее неприятные неожиданности;
Степень удовлетворенности контактных групп фирмы ее деятельностью;
Оперативные контакты со СМИ, в т.ч. в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
Выход на новые сферы деятельности и контакты, формулировка новых идей и проектов, открывающих новые перспективы развития бизнеса;
Преодоление изоляционизма и закрытости бизнеса и менеджмента;
Развитие социального партнерства, социальной ответственности, способствующих укреплению социальной легитимности бизнеса;
Развитие информационных связей и контактов между службами фирмы, способствующее укреплению их сплоченности;
Степень удовлетворенности других служб организацией информационного обеспечения и контактов со СМИ.
Перечень этот можно продолжать и продолжать.
Поскольку в анализе эффективности многое зависит от первичной базы сравнения, то изменения, возникающие вследствие PR-работы, следует сопоставлять с по возможности четкими и систематизированными представлениями и характеристиками этого положения дел. Такая систематизация может быть представлена в виде таблицы:
________________________________________________________________
Критерии Компоненты социальной среды (адресаты PR)
------------------------------------------------------------------------------
Потребители Партнеры Конкуренты Орг.власти .....
==========================================================
1. Состояние:
"Жесткие"
(контролир.)
данные
---------------------------------------------------------------------------------------------------
"Мягкие"
данные
==========================================================
2. Сознание:
Знания о...
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Отношение к..
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Принятие
решений
==========================================================
3. Поведение
Отд.действия
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Комплекс
действий
==========================================================
Однако эти показатели (параметры, критерии, индикаторы) можно свести в три основные группы как характеристики информированности, отношения и поведения:
Информированность;
Отношение;
Действия.
Показатели эффективности дифференцируются по компонентам социальной среды (контактным целевым группам, адресатам) с которыми ведется информационная работа (см. Табл. 3):
Критерии | Компоненты социальной среды (адресаты) | |||
| Потребители | Партнеры | Конкуренты | Органы власти …………….. |
Информированность |
|
|
|
|
Отношение |
|
|
|
|
Поведение |
|
|
|
|
Табл.3
Подобная таблица может носить сводный характер и дифференцироваться по каждому конкретному адресату и целевой группе PR. И чем очевиднее будут прослежены эти зависимости, тем убедительнее станут доводы в пользу эффективности мероприятий.
Полнота и объективность оценки эффективности зависит от возможности прослеживания зависимости показателей эффективности по каждому конкретному адресату (целевой группе) информационной деятельности.
Например, при оценке эффективности информационного обеспечения определенного проекта проблемы конкретизируются по уровням анализа:
на уровне проекта – неясность его общего замысла, концепции, отсутствие понимания – что он даст целевой группе, насколько учитывает ее интересы;
на уровне фирмы – необходимость дальнейшей консолидации социальной среды;
на уровне социальной среды – слабая представленность фирмы в региональном или федеральном информационном пространстве;
Соответственно по тем же уровням конкретизируются цели:
на уровне проекта – формирование представлений о нем как эффективном средстве социально-экономического развития;
на уровне фирмы – представление о ней как об эффективной управленческой команде («правильные руководители правильного бизнеса»);
на уровне социальной среды – формирование представлений о фирме как о продвинутом, эффективно развивающемся социально ответственном бизнеса.
Разумеется, анализ эффективности включает в себя учет всей подготовленной и распространенной информации (сообщений, релизов и т.д.). Не менее важен и учет количества представителей конкретной целевой группы общественности, с которой велась работа. При этом необходимо различать общую и реальную аудиторию данной группы. Для такого учета могут использоваться методы и приемы, практикуемые в анализе эффективности СМИ: дневники, электронные счетчики, телефонные интервью и т.д.
- Виды сми: какие они бывают, и с кем там иметь дело
- Некорректные приемы аргументации
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 1. Современный менеджмент и pr
- 1.1. Выбор имени
- 1.2. Сущность, цели и задачи pr
- 1.3. Место pr в современном менеджменте и предпринимательстве
- Мнения и опыт Три примера:
- 1.4. Pr и компетентность современного менеджера
- 1.5. Pr и культура
- 2. Технология pr
- 2.1. Социальная среда фирмы (адресаты pr)
- Спецоперации первоначального накопления и pr
- 2.2. Имидж фирмы, репутация и брэндинг
- 2.3. Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство pr
- Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
- Типы организационных культур
- Стиль управления
- Корпоративность: современная фирма как субкультура
- 2.4. Pr с потребителями и инвесторами
- 2.5. Работа и отношения со сми.
- Принципы отношений
- Виды сми: какие они бываюти с кем там иметь дело
- Информационные агентства
- Телевидение
- Интернет
- Стиль изложения
- Лидер-абзац
- Основной текст
- Раздаточные материалы
- Содержание пресс – папки:
- Медиа-планирование
- Типичные ошибки в работе со сми
- 2.6. Прием (гостеприимство)
- 2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
- 2.8. Политическое влияние (лобби)
- 2.9. Спонсорство, патронаж, благотворительность Организационно-экономические формы pr
- 2.10. Коммунальные отношения
- 2.11. Внутрифирменые pr
- 2.12. Обеспечивающие средства pr
- 3. Личные контакты в pr
- 3.1. Слухи
- 3.2. Устная речь
- 3.3. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг)
- 3.4. Культура деловой аргументации
- 4. Организация, управление и эффективность pr
- 4.1. Организация и управление pr
- Общественные организации
- Население
- 4.2. Материально-техническое обеспечение pr, оргтехника
- 4.3. Информационное обеспечение pr
- 4.5.Планирование pr
- 4.6. Креативные технологии в pr
- Литература по теме
- 4.7. Проблема эффективности pr
- Уровни эффективности
- Индикаторы оценки эффективности работы Пресс-службы
- Форма 1. Объем работы Пресс-службы
- Форма 2. Качество работы Пресс-службы
- Форма 3а. Эффективность работы Пресс-службы (экономичность)
- Форма 3б Эффективность работы Пресс-службы (результативность)
- Форма 3в Эффективность работы Пресс-службы (целенаправленность)
- 4.8. Требования к специалистам pr
- Подготовка и профессиональный статус
- 5. Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.1. Социально-культурное значение деловой активности
- Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и pr
- 5.3. Государство и бизнес: российская специфика
- Оптимизация социальных инвестиций бизнеса
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Роль и значение деловой этики
- Из истории развития этики деловых отношений
- Свобода и справедливость в бизнесе
- Методы формирования деловой этики
- 5.5. Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в России
- Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики рынка
- Рекомендуемая литература
- Алешина и.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - м.: икф эксмос, 2002. - 480 с.;
- Баркеро КабрероХ.Д. Связи с общественностью в мире финансов. - м.-1996;
- Доти д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.- Филинъ. - 1996. - 285 с.;
- Закон рф от 27.12.1991 г. № 2124-1 «о средствах массовой информации»;
- Закон рф от 18.07.1995 г. № 108-фз «о рекламе»;
- Катлип с., Сентер а., Брум г. Паблик рилейшнз: теория и практика. – м.: Вильямс, 2000. – 624 с.;
- Кондратьев э.В., Абрамов р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический проект, 2003. – 416 с.;
- Кэссон г. Как завоевать престиж. - м. - Фаир. - 1998. - 176 с.;
- Лебедева т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. М. - мгу - 1996 - 132 с.;
- Льюис р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – м., 1999.
- Невзлин л.Б. “Public relations” - кому это нужно? Основы учебного курса. - м. - Экономика - 1993. - 222 c.;
- Сайтэл ф.П. Современные Паблик рилейшнз. – м.: имидж-Контакт; инфра-м, 2002. – XII, 592 с.;
- Самые успешные pr-кампании в мировой практике. – м.: имидж-Контакт, инфра-м, 2002. – 305 с.;
- Санаев а. Русский pr в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. – 240с.
- Тульчинский г.Л. Pr фирмы: технология и эффективность. – сПб, 2001;
- Харрисон ш. Связи с общественностью. Вводный курс. СПб-м.: «Нева»-олма-пресс Инвест, 2003. – 368 с.;
- Хофф р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. - м. - 1999 - 212 с.;
- Чумиков а.Н. Связи с общественностью. М., 2001;
- Краткий обзор литературы
- Профессиональные кодексы
- (Венецианский кодекс)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области pr (Лиссабонский кодекс)
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Римская хартия
- 2. Отношения с общественностью, со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Общие профессиональные принципы
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью
- 4. Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 5. Отношение к профессии - связи с общественностью
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.)
- Часть 2. Подписание Хартии новыми участниками
- Часть 3. Заключительные положения
- Исполнение: направления и требования
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Ситуация Какой Она Была Недавно
- 7. Политическое влияние (лобби) 2 - 2
- 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность 4 - 4
- Тема 1. Эволюция современного менеджмента и pr
- Тема 2. Функциональное содержание и особенности pr.
- Тема 3. Социальная среда фирмы
- Тема 4. Информационное обеспечение pr
- Тема 5. Работа со сми
- Тема 6. Гостеприимство
- Тема 7. Политическое влияние
- Тема 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность
- Тема 9. Акции, выставки, ярмарки
- Тема 10. Фото-, кино, видео-материалы, Интернет
- Тема 11. Организационная культура и фирменный стиль
- Тема 12. Pr-работа с персоналом
- Тема 13. Организационное обеспечение и управление развитием pr
- Тема 14. Требования к pr-компетентности и подготовке pr-специалистов.
- Вопросы и задания к итоговому экзамену по специализации
- Обязательная
- Дополнительная