logo
Г

Роль и значение деловой этики

Этика деловых отношений (этика бизнеса) выполняет ряд важнейших функций:

Этика бизнеса важна не только для общества в целом, но и для каждой отдельно взятой корпорации, поскольку создает для нее благоприятные долгосрочные перспективы, формирует и развивает позитивный имидж фирмы и ее руководства, способствует развитию корпоративной культуры. Важна она и для работников фирмы - каждого в отдельности и для коллектива в целом, а также и для ее руководителей. Втягиваясь в деловые отношения, каждый предприниматель, менеджер и работник, даже преследующий исключительно эгоистические прагматические цели, в конечном счете, вынужден учитывать интересы других людей, фирм, страны, соотноситься с ними. Более того, одновременное и последовательное соблюдение морально-этических норм членами делового сообщества порождает мощный мультипликативный стимулирующего характера. В развитой рыночной экономике давно выработано правило: больше этики – больше капитала.

Что же может мешать формированию конструктивной этики бизнеса? Или - с другой стороны - что выступает причинами неэтичной практики бизнеса и менеджмента? Вот ряд наиболее очевидных подобных факторов:

В любом обществе недобросовестный бизнес, в конечном счете, выражается в выпуске продукции и оказании услуг, качество которых заведомо не соответствует рекламируемым; тайных сговорах; использовании чужих товарных знаков для маркировки своей продукции; злоупотребелении господствующими позициями на рынке; преднамеренного срыва сделок и иных соглашений;нанесения экономического ущерба за счет полученной тайным образом конфиденциальной информации; промышленного шпионажа; вымогательства и рэкета; оказания психологического давления в виде угроз, шантажа, компроментации и «черного пиара»; коррупции и других форм подкупа; использование криминала...

В традиционном обществе, основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях основным механизмом деловой этики являются ритуал, традиции и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения. В этом типе общества еще нет того разрыва между этическими нормами деловых отношений и общими представлениями о нравственной жизни, который существует в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами деловых отношений.