logo
Лекции МК (часть 1- зачет)

Тема 8. Нормативно-правовое регулирование выставочной деятельности

За рубежом:

К международно-правовым актам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, относятся:

- Парижская конвенция 1928 года о международных выставках;

- Соглашение с государствами-участниками СНГ "О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств" от 26.05.1995г.;

- Таможенная конвенция о КАРНЕТЕ А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 06.12.1990г.);

- Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990г.);

Карнет А.Т.А. - международный таможенный документ, утвержденный Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года (Брюссельской) и дополненный Конвенцией о временном ввозе от 28 июня 1990 года (Стамбульской). Карнет А.Т.А. позволяет осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза/вывоза товаров в связи с проведением выставок, перемещать через границу образцы товаров, профессиональное оборудование и пр.

В отдельных странах разработаны и действуют правовые акты, специально посвященные данному вопросу.

Так, в Италии в 1994 году Декретом Президента Республики был утвержден регламент, упрощающий административные процедуры, связанные с организацией и проведением выставочно-ярмарочной деятельности.

В США действует Закон "Об участии Соединенных Штатов в международных выставках", содержащий положения по вопросам участия Правительства США в международных выставках, проводимых на территории США. В законе предусмотрены порядок осуществления правительственной поддержки выставочно-ярмарочных мероприятий и основания для ее отзыва.

Закон "О торговых ярмарках", принятый в 1959г., устанавливает режим ввоза экспонатов, оборудования и стройматериалов для проводимых на территории США выставок и ярмарок.

Законами о ежегодных ассигнованиях предусматривается выделение средств на финансирование отдельных выставок и ярмарок для ряда федеральных органов и других организаций США.

Кроме того, в рамках "Программы сертифицированных торговых ярмарок" Минторг США спонсирует участие частных фирм в около 80 ярмарках ежегодно, а "Программой для международного покупателя" поощряется участие иностранных импортеров примерно в 20 торговых выставках и ярмарках, ежегодно проводимых на территории США.

В ряде штатов США действуют местные программы поддержки выставочного бизнеса.

В Испании действует Закон "Об упорядочении выставочной деятельности Автономной области Мадрида", предусматривающий оптимальный уровень качества экспонируемых товаров и участие в экспонировании заинтересованных экономических секторов. Согласно данному закону услуги, предоставляемые организаторами выставочных мероприятий, должны отвечать требованиям экспонентов и посетителей, а также гарантировать безопасность людей и имущества. Закон предоставляет областной администрации Мадрида необходимые средства и полномочия для обеспечения успешного выполнения поставленных задач и соблюдения заложенных в Законе принципов всеми заинтересованными лицами.

Республика Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь в отличие от ряда государств не существует единого правового акта, посвященного регулированию всех аспектов выставочно-ярмарочного бизнеса. Различные вопросы указанной деятельности регулируются в стране как законодательными актами общего характера, так и нормативно-правовыми актами Совета Министров, министерств и государственных комитетов Республики Беларусь.

Основным документом, который регулирует отношения, напрямую затрагивающие проблематику осуществления выставочно-ярмарочного дела, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2004 г. № 890 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности», которым утверждено Положение о порядке организации выставок и ярмарок [27].

Другие документы:

1) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь:

2) отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются:

  1. приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 3 февраля 1997 г. № 5, утверждающий Положение о выставках инновационной продукции,

  2. постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 28 февраля 2000 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных юридических лиц от реализации товаров на выставках, выставках-продажах, ярмарках»,

  3. постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 5 июля 2001 г. № 5 «Об утверждении Положения о порядке частичного финансирования участия субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь в выставочно-ярмарочных мероприятиях за счет средств республиканского бюджета»,

  4. постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 18 января 2002 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на выставках, выставках-продажах, ярмарках»,

  5. постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 22 «Об утверждении Положения о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров и внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке регистрации документов, отражающих операции таможенного оформления»,

  6. постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 28 декабря 2004 г. № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения национального календаря выставок (ярмарок), организуемых в Республике Беларусь»

  7. Особое место среди нормативных правовых актов межведомственного характера занимает Положение о Совете по выставочной и ярмарочной деятельности при Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденное приказом министра торговли Республики Беларусь от 2 мая 2002 г. № 38.

В соответствии с данным документом Совет является совещательно-консультативным органом, призванным содействовать развитию выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь и широкой международной кооперации в этой сфере. Отличительной чертой этого органа является то, что он функционирует на общественных началах.

В соответствии с этим Положением основными задачами Совета являются подготовка предложений и рекомендаций органам государственного управления по развитию выставочной сферы в стране, в том числе путем выработки рекомендаций для отраслевых министерств, организаций, объединений, союзов, ассоциаций и т. д. по стимулированию экспорта белорусских товаров через участие в международных выставках и по насыщению рынка Республики Беларусь высококачественными иностранными товарами; развитие международной кооперации в выставочной области; организация международных конференций, семинаров, симпозиумов и совещаний по проблематике выставочной деятельности в Республике Беларусь и участие в аналогичных мероприятиях за рубежом; рассмотрение предложений министерств, других органов государственного управления и выставочных компаний по организации в Республике Беларусь международных и иностранных выставок, ярмарок и перспективных тематических экспозиционных программ; содействие в организации обучения и стажировки специалистов выставочных компаний и выставочных комплексов в Республике Беларусь или в соответствующих иностранных центрах. Важной функцией Совета представляется участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование и координацию выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь.

В состав Совета входят представители министерств торговли, финансов, иностранных дел, экономики, промышленности, других органов государственного управления и организаций, а также Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета носят рекомендательный характер и доводятся до сведения министерств, других органов государственного управления, Белорусской торгово-промышленной палаты, выставочных компаний и комплексов Республики Беларусь независимо от форм собственности.

На заседаниях Совета принимаются календарь международных, национальных и региональных выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых в Республике Беларусь, а также План участия республики в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.