В зависимости от участников коммуникационного процесса:
общение – диалог равноправных партнеров;
подражание – заимствование образов и стилей поведения, общения, образа жизни других людей;
управление – целенаправленное воздействие отправителя на адресата.
В зависимости от количества участников коммуникации:
внутренняя – общение человека самого с самим;
межличностная – общение 2-х человек;
в малых группах – 5-7 человек;
публичная – 10-100 человек (например, презентация);
организационная (свыше 100 человек);
массовая (свыше 1000 человек), например, праздники.
Кроме того, выделяют следующие виды коммуникаций:
вербальные (словесные) и невербальные;
формальные и неформальные;
устные, письменные, печатные;
внутри одной страны и между ними;
внутри одной культуры и межкультурные.
В иды коммуникаций
Функции социальной коммуникации:
информационная – передача информации;
экспрессивная – оценочная информация;
программическая – способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на получателя.
Схема коммуникации:
1. отправитель;
2. система кодирования;
3. фильтры (барьеры);
4. канал коммуникации (медиа);
5. обращение (послание);
6. коммуникант (коммуникационный посредник);
7. получатель;
8. система декодирования;
9. обратная связь, в т.ч. ответная реакция;
10. помехи (искажения).
1. Отправитель – сторона, от имени которой посылается обращение адресату. Обращение – основной инструмент и носитель информации, носитель эмоционального воздействия и психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию. С точки зрения МК отправитель – это рекламодатель, собирающийся проинформировать потребителя о себе, своем товаре, или услуге.
Коммуникационное сообщение имеет 2 стороны:
идеальная (что мы задумали предать);
материальная (воспринимаемая органами чувств).
2. Кодирование – процесс представления идеи коммуникации, передаваемый адресату в виде текстов, образов, символов, знаков (грубр говря, творческая задумка нашего будущего сообщения). Главная задача – донести смымсл вашего обращения до получателя в полном объеме. Пример удачного кодирования – реклама жевательной резинки Winter fresh, когда от дыхания после употребления жевательной резинки на окне появляются «морозные узоры» или сравнение воздействия чистящих порошков на эмалированную поверхность с коньком фигуристки, режущей лед. Пример неудачного использования кода в рекламе – приведите сами (реклама «Твикс» с клоунами).
При кодировании необходимо учитывать:
Национальный менталитет – характерный для данного народа образ видения мира, его восприятие и отображение. В число основных элементов менталитета входят язык, мифотворчество, мораль, история, национальная память, религия, культура, преобладающее в народе отношение к жизни и работе.
архетип – врожденная психическая структура, составляющая для каждой нации собственное «коллективное, бессознательное». Реализуется в народном творчестве - мифах, сказках, песнях, легендах. Часто создается так называемый образ национального героя. (Например, классическим русским архетипом является Илья Муромкец – образ добродушного отважного богатыря. Другой пример – Иванушка Дурачок – образ простовато-хитрого мужика. Этот архетип был удачно использован в рекламах МММ в образе Лени Голубкова и «Союзконтракт» в образе рыжего Сидорова).
Стереотип – типовой стандартный сценарий, в соответствии с которым построены те или иные явления. (Например, стереотип «новый русский» - среди его основных черт большинство перечислили бы лет 10 назад дефицит интеллекта, золотую цепь на шее, вызывающе дорогу одежду, жаргонную речь, сотовый телефон и 600-й Мерседес, хотя сегодня большинство людей понимают, что этот штамп далек от истинного положения дел.)
3. Фильтры (барьеры) – различные ограничения в передаче послания. Наличие фильтров может определяться характеристиками отправителя, внешней среды и получателя. Внешняя среда может формировать такие фильтры, как цензура, особенности законодательства. Получатель также может воздвигать барьеры – переключает каналы при трансляции рекламных блоков.
Барьеры – определенные моральные установки, материальные возможности коммуникатора, уровень доверия, незнание целевой аудиторией кода, используемого в послании (например, послать письмо не умеющему читать).
4. Канал коммуникации – объединяет всех участников процесса коммуникации, носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до момента получения его адресатом. Важнейшая характеристика – доступность и соответствие избранной целевой аудитории. То, откуда мы получаем сообщение (телевизор, радио, журнал)
5. Обращение – рекламное обращение (ролик, объявление и т.д.)
6. Посредник – тот, кто представляет коммуникатора. В качестве посредника может быть конкретная личность (например, популярный актер, рекламирующий продукт фирмы).
При выборе коммуниканта необходимо учитывать его добросовестность, привлекательность и профессионализм. Добросовестность определяется тем, насколько объективным и честным воспринимается аудиторией источник информации. Привлекательность определяется благоприятным впечатлением, производимым источником обращения на целевую аудиторию (красивые женщины, мужчины, дети). Профессионализм определяется тем, насколько воспринимается со стороны степень компетентности коммуникатора в процессе подкрепления сделанных им утверждений (например, выбор врача для рекламы жевательной резинки, средств личной гигиены, экологически чистых продуктов, лекарств).
Кроме того, необходимо учитывать известность и популярность коммуниканта у целевой аудитории. Так для рекламы жевательной резинки Dirol в российском ролике снялась Кристина Орбакайте. По тому же сценарию, дословно переведенному на украинский язык главную роль в этом ролике исполняла известная Верка Сердючка.
Альтернативой использования в рекламе знаменитостей может стать собирательный образ «простого человека». Иногда этот образ персонифицируется (тетя Ася в рекламе порошка Асе).
Для передачи рекламного послания может использоваться также голос за кадром, различные фантастические и сказочные существа. Пример – кролик Квики из рекламы какао-напитка Nesquik, ожившую карамельку Чупа-Чупс, плюшевого зайчика из рекламы батареек Duracell.
7. Получатель – конкретные люди, целевая аудитория, на которую рассчитано послание. При определении целевой аудитории важно определить не только того, кто принимает решение о покупке, но и того, кто на это решение влияет (т.н. референтные группы). Например, дети могут оказать решающее воздействие на родителей при выборе продавца и места покупки услуг предприятия общественного питания. В связи с этим МакДональдс рассматривает детей как одну из основных категорий получателей рекламных обращений. (Корпоративный герой - Рональд –ориентирован, прежде всего, на детскую аудиторию).
8. Система декодирования – обеспечивает «расшифровку» послания коммуникатора получателем. Она полностью определяется индивидуальными и социальными характеристиками адресата (принадлежность к определенной культуре, знание «кодов», уровень интеллекта, наличие чувства юмора и т.д.).
9. Ответная реакция – представляет собой набор откликов получателей, которые возникают в результате контакта с обращением. В идеале коммуникатор ожидает от получателя покупку товара.
Обратная связь – та часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя (обращение за дополнительной информацией, опробование рекламируемого товара, узнавание товара в массе аналогичных марок).
10. Помехи – незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Выделяют 3 группы помех:
физические помехи – наслаивание одной информации на другую, повреждение носителей рекламной коммуникации (поломка рекламного щита, опечатки в рекламе, перебои в электроснабжении для ТВ-рекламы). Для снижения негативного воздействия этого вида помех необходимо выявить и устранить причину их возникновения;
психологические помехи – возникают в результате различия восприятия окружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникации. Одни и те же сигналы могут вызывать различные эмоции у разных людей, могут затрагивать определенные моральные ценности людей (религиозные, национальные, политические). Например, использование в рекламе образа Ленина в пошло-шаржевом формате затрагивает политические взгляды значительной аудитории;
семантические помехи – возникают по причине многозначности отдельных понятий. (Пример, шуточная реклама «Русского радио»: «Обиваем двери кожей заказчика!»). К семантическим помехам можно отнести и неожиданно неблагозвучные названия рекламируемых марок зарубежных коммуникаторов в других странах (например, марка чая Pucala, шампунь Wash & Go) . Та же проблема возникает и перед отечественными фирмами, выходящими на зарубежные рынки. Неблагозвучны: Щит – в англоязычных странах, Жигули – во франко-говорящих, Станк – в странах, где разговаривают на немецком языке. Могут появиться проблемы у марки украинского автомобиля Таврия-Нова в испано-язычных странах («no va» в переводе с испанского – «не едет»).
- Тема 1-2.Коммуникации: сущность, содержание, виды и уровни.
- В зависимости от участников коммуникационного процесса:
- Тема 3 Профессионально ориентированные коммуникации - 2 часа
- Тема 4. «Система маркетинговых коммуникаций» - 2 часа
- По времени:
- По задачам:
- По характеру происхождения и распространения:
- Тема 5 «Интегрированные маркетинговые коммуникации «
- 1 Понятия интегрированных маркетинговых коммуникаций (имк)
- 1.1 Методы и принципы и имк
- 2 Современные тенденции развития имк
- 3 Направления интеграции имк
- 3.1 Интегрированные маркетинговые коммуникации и их связь с
- 3.2 Планирование и реализация рекламной кампании
- 3.3 Влияние имк на традиционную рекламную деятельность
- 4 Стратегия и тактика системы имк
- 4.1 Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций
- 5 Подходы реализации системы имк
- Тема 6 «Система регулирования маркетинговых коммуникаций»
- 1 Пристойность
- 2 Честность
- 3 Социальная ответственность
- 4 Достоверность
- 5 Использование технических/научных данных и терминологии
- 6 Использование терминов «бесплатно» и «гарантия»
- 7 Подтверждение
- 8 Идентификация
- 9 Идентичность
- 14 Использование деловой репутации
- 15 Имитация
- 16 Безопасность и здоровье
- 17Дети и молодежь
- 18 Защита данных и частная жизнь
- 19 Очевидность стоимости коммуникации
- 20 Незапрошенные товары и неуказанные расходы
- 21 Природоохранное поведение
- 22 Ответственность
- 23 Последствия последующего возмещения за нарушение
- 24 Исполнение
- 25 Уважение решений органов саморегулирования
- 2 Основные законодательные и нормативные акты регулирования смк в Республике Беларусь и зарубежных странах
- 3 Саморегулирование мк, его элементы. Кодекс по саморегулированию. Организации по саморегулированию в рб и за рубежом
- Тема 7 Регулирование рекламной деятельности
- Тема 8. Нормативно-правовое регулирование выставочной деятельности
- Тема 9. Регулирование пр, брендинга, мерчандайзинга.
- 1) Международный комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области связей с общественностью (icco) |
- 3) Международная Ассоциация бизнес-коммуникаторов (iabc)
- 4) Европейская конфедерация по связям с общественностью (cerp)
- Тема 10. Коммуникационные характеристики рекламы – 2 часа
- Задачи рекламодателя:
- Тема 11. Разработка рекламного обращения
- Идея плюс макет
- 1) По способу воздействия выделяются логическая и эмоциональная аргументация.
- 2. По цели воздействия выделяется утверждающая, диалектическая и порождающая аргументация.
- Тема 12. Каналы распространения рекламы
- 1. Рекламные ролики.
- Классификация прессы
- Тема 13 . Планирование рекламной деятельности
- По преследуемым целям:
- По территориальному охвату
- По интенсивности воздействия рк может быть:
- Тема 14-15 «Понятие и сфера применения связей с общественностью(pr)»
- 1 Понятие связей с общественностью
- 2 Значение и содержание public relations
- 3 Концепция, методология и современный рынок public relations
- 4 Сферы применения связей с общественностью
- 4.1 Связи с общественностью в государственном секторе
- 4.2 Связи с общественностью в коммерческом секторе
- 4.3 Связи с общественностью в сфере политики
- 5 Роль, место и применение public relations в маркетинговой деятельности
- 5.1 Маркетинговые коммуникации и pr
- Маркетинг
- Маркетинговые коммуникации
- 6 Комплексные сферы деятельности pr
- 6.1 Паблисити. Имидж
- 6.2 Организация специальных событий
- Тема 16 пр во внешних коммуникациях
- 1.Внешние коммуникации организации
- 2.Пр в электронных сми
- 2.) Дискуссия
- 3.) Деловые переговоры
- 4.)Деловые совещания
- 5.) Торги
- 6.) Презентация
- 5.Подготовка и проведение пресс-конференции
- 6.Отношения с широкой общественностью, потребителями, местными органами управления и местной общественностью, инвесторами
- 8.Спонсорство
- Тема 18 Проведение pr-акций
- 1.Сущность pr - акций и кампаний
- 2. Понятие псевдособытия и его признаки. Его преимущество перед спонтанным событием
- 3. Типы акций или специальных событий
- 4.Основные этапы процесса осуществления pr- кампаний
- 5.Содержание pr-аудита
- 6. Критерии оценки pr- кампании
- 7. Коммуникации в реализации pr-мероприятий
- 9. Критерии оценки уровня новостных сообщений
- 10. Неконтролируемые и контролируемые средства pr
- Тема 19 Прямой маркетинг. Особенности реализации прямого маркетинга
- 1.Сущность прямого маркетинга и его особенности как
- 2 Виды прямого маркетинга и особенности коммуникаций
- 3 Алгоритм проведения директ-маркетинговой компании
- Тема 20 Личные продажи товаров в смк
- Тема 21 Стимулирование продаж
- 3) По направлению работы:
- 4) По виду предложения товаров (услуг) экспонентов:
- 6) Монтаж экспозиции.
- 9) Обеспечение рабочей программы выставки.
- 10) Официальное закрытие выставки.
- Определение целей участия фирмы в работе выставки
- 7) Подведение итогов участия фирмы в работе выставки