logo
Эстетика рекламы

6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст

II. КОНТРАСТ. Этот принцип гармонизации формы харак­теризуется преобладанием различия однородных свойств формы и может быть достигнут между всеми элементами рекламной графики (масштабом, цветом, формой и т.п.), а также через сопоставление векторов движения (вертикали, горизонтали, ди­агонали).

1. Геометрический контраст может быть выражен сочета­нием разнородных по форме или расположению на плоскости или в пространстве фигур - например, сочетанием фигур с лома­ной и плавной линией (треугольника и овала), горизонтального и вертикального элементов формы. Геометрический контраст можно усиливать за счет использования различных свойств вос­приятия - при помощи расположения основного графического элемента в верхней части вертикали или на краю горизонтали, а также при их продольном членении (аналогичным образом кон­траст сглаживается при их поперечном членении).

2. Силуэтный контраст характеризует сочетание формы и фона. При этом внутренний контраст, проявляющийся через со­отношение элементов формы, может быть усилен силуэтным, на­ружным контрастом, активно разграничивающим внутренний объем формы и внешнюю плоскость фона. Для сохранения этого равновесия внутреннего и внешнего пространства необходимо соблюдать соответствие между ними, сочетая нейтральный фон со сложным контуром и наоборот.

3. Пластический контраст проявляется только в объем­ных формах и характеризуется ярким различием форм в прост­ранстве: двух- и трехмерных, объема и плоскости, нескольких объемов, нескольких плоскостей. Пластический контраст вы­ступает рельефнее при хорошем освещении, будучи подчеркну­тым светотенью.

4. Хроматический контраст выражается резкой проти­воположностью цветовых пятен при их равновесии, обеспечи­вающем целостность всей композиции. Если в форме домини­рует цветовое пятно изображения, а фон выступает как его то­новая вариация, контраст остается невыявленным. В случае же колористического главенства фона, проявляющего себя аг­рессивно, смысл сообщения, несомого основным изображени­ем, теряется, нейтрализуется, поглощается фоном, а сам фон получает наименование «фона-вампира». Хроматический кон­траст может быть внутренним (связанным с цветовым соотно­шением внутренних элементов формы) и наружным (связанным с цветом фона). Здесь часто противоположность цвета мелких элементов (например, букв) уравновешивается цветом крупной плоскости фона, что обеспечивает композиции гармо­ничность и единство. Внутренний же контраст требует не толь­ко соответствия цветовых пятен, но и дополнительного соотно­шения с цветом фона, где каждый контрастный цвет не нару­шал бы общего колористического равновесия. Применение принципа контраста требует соблюдения общих правил и уче­та некоторых особенностей как объективного, так и субъек­тивного свойства:

• нежелательным является одновременное применение разно­го типа контрастов в их внутреннем и наружном варианте,

• контраст усиливается наложением разного типа контрас­тов (геометрический контраст вертикали и горизонтали усиливается контрастом объема и плоскости),

• при ярко выраженном контрасте по одному признаку сред­ством гармонизации композиции может выступить исполь­зование тождества свойств, дополнительный контраст свя­зан с перегрузкой формы и нарушением целостности,

• на восприятие контрастных форм большое влияние оказы­вают оптические иллюзии:

- вертикаль кажется больше горизонтали (ошибка при вос­приятии может достигать 25%), из чего следует ее естественное доминирование в композиций,

- фигура, вписанная в другую фигуру, кажется меньше той, которая соседствует с мелкой,

- иллюзия Мюллера-Лайера: из двух равных отрезков длин­нее кажется отрезок с расходящимися стрелками:

>-------------<

<-------------->

- фигуры одинаковой формы и размерности, но имеющие темный и светлый (в идеале - черный и белый) цвета восприни­маются как различные, аналогичный контраст отличает плоскости или объемы одинаковой цветовой гаммы, но различной фак­туры: светлое кажется большим, чем темное, теплые тона зри­тельно приближают предмет, ворсистая фактура поглощает свет, делая предмет более объемным, блестящее - наоборот - более компактным,

- из двух равных параллельных отрезков, симметрично расположенных между стремящимися к пересечению прямыми, бо­лее коротким представляется ближний к точке пересечения:

- прямоугольник, заштрихованный вдоль большей стороны, представляется более вытянутый, чем заштрихованный попе­речными полосами:

- прямые, пересеченные разнонаправленными наклонными линиями, воспринимаются как искривленные: