logo
Эстетика рекламы

9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия

Цвет в рекламе, как и в любом художественном произведе­нии или ином объекте культурной или природной среды являет­ся носителем определенного художественного и внехудожественного значения. Экспериментально доказано, что цвет не толь­ко влияет на человека, но и абсолютно определенно соотносится сего картиной мира. Отсюда - важный для специалистов по рек­ламе вывод о возможности кодирования посредством цвета эмо­циональных отношений - как субъектно-субъектных, так и субъектно-объектных. Столь же принципиальным является вы­вод о возможности определения типа темперамента субъекта по характеру его хроматической избирательности.

Здесь механизмами, которые реализуют соответствие цвета и эмоционального состояния, становятся механизмы синестезии, с помощью которых ощущения одной сенсорной системы одновременно распознаются и оцениваются в категориях другой, а восприятие локальной модальности неизбежным и естественным следствием имеет реконструкцию целостного интермодального объекта. По цветовым предпочтениям можно различать и распознавать такие субъективные психологические качества личности, как направленность темперамента:

Направлен­ность

Экстраверты

Интроверты

Темперамент

Холерики

Сангвиники

Флегматики

Меланхоликц

Любимый цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Главная черта

Ярость

Веселье

Покой

Грусть

женщины

24,5х

12,5

19,5

43,5

мужчины

29,5

11,5

22,5

36,5

Вместе с тем, как было отмечено ранее, индивидуальные осо­бенности восприятия, связанные с темпераментом и общим пси­хическим строем человека, не столь существенно влияют на со­вокупную характеристику цвета, что подтверждают различные репрезентативные тест-опросы, где определенные цвета вызыва­ют определенные же эмоционально-образные ассоциации. Эта психологическая особенность восприятия была исследована Люшером, наблюдения которого стали основой цветового моделиро­вания с учетом эмоциональных особенностей восприятия:

Цвет

Функциональная психология

Цветовой тест отношений

Белый

Выражение

освобождения от

сопротивления

--------------

Серый

Отсутствие психических тенденций

Пассивный,

расслабленный,

вялый

Черный

Отрицание, вытеснение, небытие

Молчаливый,

замкнутый,

независимый

Оранжевый, красный

Энергичная активность, лидерство

Энергичный,

напряженный,

уверенный

Желтый

Радость, расслабление, восприимчивость

Разговорчивый,

общительный,

открытый

Цвет

Функциональная психология

Цветовой тест отношений

Сине-зеленый

Волевое усилие, самовыражение

Самостоятельный,

черствый,

невозмутимый

Темно-синий

Состояние покоя,

эмоциональная

стабильность

Честный, добрый, справедливый

фиолетовый

интуитивное понимание, эмоциональность

Самостоятельный, неискренний

Эмоциональное воздействие цвета может быть разнообраз­ным, однако, анализ смысловых и эмоциональных ассоциаций свидетельствует о том, что отдельные цвета (желтый, голубой, зеленый) воспринимаются, в основном, как несущие положи­тельный заряд, другие (коричневый, серый, черный) вызыва­ют, по преимуществу, отрицательные реакции. Для некоторых же цветов - таких, как красный, белый - характерна амбива­лентность оценок. Подобное свойство восприятия использует­ся, в частности, в названиях наград, символических публика­ций, названиях общественных организаций, клубов, казино, имеющих рекламно-коммерческий характер: Красная книга, Белая лента, Green Peace, «Розовый фламинго», «Golden palace» и т.д. Более того, специалисты цветотерапевты утверж­дают, что для сохранения гармонии и здоровья человеку необ­ходимо получать через одежду и личные предметы энергию от всех цветов спектра. Дефицит же различных цветов можно вос­полнить правильным питанием, так как цветовые аналоги имеют витамины:

витамин А аналогичен желтому цвету,

витамин В - оранжевому,

витамин С - желтому и зеленому,

витамин Д - фиолетовому,

витамин Е - огненно- и анилиново-красному,

витамин К - синему индиго.

Причем, как замечают специалисты, потребности организма в определенных цветах можно узнать из анализа собственного имени, где красному цвету соответствуют латинские AJS, оранжевому - ВКТ, желтому - CLU, зеленому - DMV, синему ENW, индиго - FOX, лиловому - GPY, розовому - HQZ, золот, му - IR.( Выбери свой цвет успеха//СЭ, №14,1999.)

Цвет

Ассоциации

Красный

Энтузиазм, сила, энергия, страсть, опасность, страх

Оранжевый

Свобода, независимость, беззаботность

Желтый

Радость, тепло, жара, жизнь, сила

Зеленый

Успокоение, отдых, жизнь, уверенность, тепло

Голубой

Нежность, прохлада, умиротворение, простор

Синий

Уверенность, спокойствие, глубина

Фиолетовый

Утопия, мечта, мистика, угроза, совершенство

Серый

Скука, безысходность, тоска, банальность

Белый

Чистота, счастье, молодость, пустота, голод, смерть

Черный

Бесконечность, ничто, смерть, зло, престижность

Подобная ассоциативная наполненность характерна не только для восприятия цветности предметов мира, но и для абстрактных понятий, где цветовой ассоциативный ряд может быть присущим (через первоначальную означенность предмета или явления) и имени, коду вещи, где происходит обратный процесс означивания через перевод вербальных знаков в зрительные. Безусловно, дан­ная семантика связана в большой степени с субъективными смыс­лами, личными установками и стереотипами, однако, можно го­ворить и о присутствии преобладающих тенденций восприятия, обусловленных культурными и социальными основаниями.

Подобная хроматическая семантика потенциально заложена в любом предмете, явлении или их вербальных обозначениях. Выявив при помощи компьютерной обработки эмоциональную ориентацию, ритмичность, характеристику ведущего слова и цвете ряд названий некоторых политических блоков и движений, отдельные исследователи пришли к выводу о том, что они терпят неудачу в референдумах вопреки хорошей организации и содержа­тельным политическим программам. Причиной, по мнению авто­ров, здесь становится не только низкая ритмичность названий блоков, жесткое кодирование, приводящее к распаду семантического пространства, отрицательная эмоциональная нагрузка слова «золотого сечения», но и негативная хроматическая ассоциатив­ность, воспринимаемая на подсознательном уровне и приводящая к созданию незапланированного, не всегда позитивного имиджа: (Чаган Н. Г. Нетрадиционная рекламная деятельность: история, теория, антика. Новокузнецк, 1997. С.71.)

«Мое Отечество»

« Стабильная Россия»

СПД

«Держава»

« Женщины России»

Названия партий

------------

--------------

Угрюмый

Устрашаю­щий, тем­ный, пе­чальный

Характер текста

Нейтральное

Нейтральное

Нейтраль­ное

жесткое

Ориентация (кодирова­ние)

низкая

низкая

низкая

Низкая

Ритмич­ность

Белый, зеле­ный, корич­невый, крас­ный

Красный, голубой, желтый, ко­ричневый

Красный, коричне­вый, синий

Голубой, черный, желтый, си­ний

Цвет

Простой, хо­роший, кра­сивый

Светлый,

легкий,

безопасный,

веселый

Короткий, горячий, активный

Холодный, сильный, храбрый, хороший

Значение

слова золотого сечения

ХДС -

«Христиане России»

Коммунисты СССР

«Конгресс русских общин»

КПРФ

Объединение «ЯБЛОКО»

«Наш дом -Россия»

«Общее дело»

Названия партий

тихий

-------

Тихий, зловещий, минор­ный, пе­чальный

тихий

-----------

темный

----------

Характер текста

Нейтральное

Нейтральное

жесткое

Нейт­ральное

Нейтральное

жесткое

Нейт­ральное

Ориентация (кодирова­ние)

£

низкая

низкая

высокая

низкая

низкая

высокая

низкая

Ритмич­ность

Голубой, желтый

Желтый, чер­ный, красный

Желтый, коричне­вый

Голубой, фиолет., желтый, красный

Белый, зеле­ный, коричне­вый, синий

Красный, желтый

Зеленый, белый, коричне­вый

Цвет

Шерохо­ватый, страшный тусклый, низменный

Страш­ный, угло­ватый ше­рохова­тый, туск- лый

Актив­ный по­движный

Красивый, до­брый, легкий, простой

Сильный, храбрый, яркий, ве­личествен­ный

Страш­ный, пе­чальный, шерохо­ватый

Значение

слова золотого сечения

Epson

Daewoo

Power Macintosh

Intel Inside

Фирма, товар

Новые горизонты вашей работы

Самый четкий взгляд на мир

Композиция профессионала

Рационально, удобно, надежно

Рекламный слоган

Суровый, угрюмый

Стремительный

Тихий, минорный

суровый

Характер текста

Нейтральная

Нейтральная

Жесткое кодиро­вание

Нейтральный

Ориентация

низкая

высокая

низкая

низкая

Ритмичность

Черный, синий, голубой, зеленый

Голубой красный зеленый

Голубой белый,

зеленый

фиолетовый

Белый, синий, коричневый

Цвет

Сильный, грубый,

большой,

мужественный

Короткий,

тихий, слабый,

маленький

Тихий,

низменный,

тусклый слабый

Простой большой, храбрый гладкий

Значение слова

золотого

сечения

Gallina Blanca

Sprite

Apple Computer

IT

Citisen

Фирма, товар

Любовь

с первой

ложки

Не дай себе засохнуть

Открывая будущее

Гармония греческого искусства - загадка для ученых, гармо­ния сети - не загадка для нас

Свобода выбора

Рекламный слоган

тихий

Темный, суровый

Суровый, сильный

Суровый,

угрюмый,

возвышенный,

яркий

Характер текста

Нейтраль­ный

Нейтральная

Жесткое кодирование

Жесткое кодирование

Жесткое кодирование

Ориентация

высокая

высокая

низкая

низкая

низкая

Ритмичность

Сиреневый, белый

Зеленый,

голубой,

желтый,

коричневый

Синий, черный,

красный

коричневый

Красный, желтый

Белый,

коричневый,

черный, синий

Цвет

Короткий, тихий

Нежный, легкий, хилый, трусливый

Страшный,

мужественный,

темный,

печальный

Сильный, яркий,

подвижный, величественный

Большой, могучий, грубый, мужественный

Значение слова золотого сечения