14.4. Витринная реклама
Витринная реклама является одним из важнейших средств наружной рекламы, так как главным принципом оформления здесь становится показ естественного товара. Витрина не только информирует потребителя о товарном ассортименте магазина, но и аргументирует цены товаров, витрина сообщает о методах торговли, специальных услугах, отражает новые тенденции в развитии товаров, служит методом привлечения внимания к предприятию, проводит отбор посетителей по социальному признаку, наконец, формирует представление о культурных традициях и образе жизни. Так, в частности, в советское время были представлены магазины Ядран, Лейпциг, Ванда, сегодня в этом стиле выдержаны витрины и, в целом, интерьеры ресторанов Мюнхенский дворик, Шинок и т.п.
Национальные особенности прикладного искусства, материалы, наиболее характерные для данной культуры, специфика композиции и цветовой гаммы учитываются, как правило, при выборе декоративных элементов в витрине. К примеру, традиционным материалом, используемым в народном прикладном искусстве Китая, Японии, Мексики, является бумага. При помощи складывания, сгибания, скручивания, разрезания из бумаги изготавливается оформление для религиозных празднеств, свадеб и иных торжеств. Использование бумажной скульптуры при оформлении торговых витрин позволяет избежать штампов оформительского искусства и активизировать внимание покупателей.
Как правило, витрина представляет собой застекленный с одной (со стороны улицы или торгового зала), двух или нескольких сторон проем в фасадной части здания, в оформлении которого используются возможности графики, живописи, скульптуры, различные технические приемы - оптические иллюзии, кинетические приемы (движение товара или воздуха вокруг него, движущиеся манекены, декорации), оригинальные приспособления - к примеру, рычаги, при помощи которых покупатель имеет возможность вращать витрину и т.п. Кроме того, демонстрационные витрины, застекленные со всех сторон, размещают перед фасадами торговых предприятий, на улицах, площадях, а также внутри торговых залов или залов общественного назначения, открытых для свободного посещения (аэропортов, вокзалов и т.п.).
Исходя из совокупности представляемых товаров витрины можно различать как:
- смешанные, представляющие товары различного назначения;
- комбинированные, где товары связаны общностью потребления (одежда, обувь, галантерея, электробытовые приборы) или функциональными особенностями (все - для спорта, все -для дачного отдыха и т.п.);
- специализированные, показывающие предметы одной товарной группы (в спортивном магазине - раздельная демонстрация кроссовок, теннисных ракеток, солнцезащитных очков);
- профильные, осуществляющие презентацию локальной части товаров одной группы - к примеру, часов фирмы Citizen.
При оформлении витрины, как правило, учитываются следующие моменты:
1. Подлинность демонстрируемых товаров, которые не могут быть заменены копиями или муляжами. Исключение составляют отдельные товары большого масштаба, заменяемые макетами, а также товары, представляемые образцами (демонстрируются в каталогах, проспектах), моделями (в масштабе, как правило от 1:20 до 1:50) и муляжами на витринах и выставках ярмарок, выставок.
2. Информативность, исходящая от характера представления самих товаров (должны быть хорошо обозреваемы), и от сопровождающих их дополнительных сведений (ценников - стандартных размером 4x8,5 см или специальных - 4x10 см, рекламных текстовых плакатов и т.п.).
3. Экологичность - такое размещение предметов в сквозной витрине, при котором остается открытой для доступа света минимум половина ее площади.
4. Сезонность оформления, когда актуальность выставляемых товаров, соответствующих текущему сезонному периоду, повышается.
5. Обновляемость, обусловленная различными факторами. В зависимости от назначения витрины смену экспозиции можно производить ежедневно или еженедельно (экспресс-витрины), раз в три месяца (сезонные витрины) или по потребности. В центральных магазинах обновляемость витрины осуществляется чаще, чем на периферии. Кроме того, здесь учитывается характер демонстрируемого товара, где витрины с новинками технологии или моды сменяются чаще, чем с традиционными товарами.
6. Освещенность, позволяющая акцентировать внимание на центральных товарах экспозиции. Как правило, освещенность витрины превосходит освещенность залов магазина, что позволяет выделить витрину и со стороны внутреннего пространства. При этом источники света должны быть с фасадной части изолированы экранами или рассеивателями (при этом для источников света, расположенных на высоте не менее трех метров, защитный угол должен составлять не менее 30 градусов, на высоте более трех метров - не менее 45 градусов).
7. Гармоничность, при которой все элементы формы взаимодополняют друг друга. Здесь проявляют себя принципы формообразования, которые являются универсальными: симметричность, уравновешенность, пропорциональность, ритмичность, масштабность. Специфика же формообразования в витрине во многом обусловлена особенностями ее восприятия. Так, к примеру, центр композиции должен находиться на уровне глаз человека, то есть, 155-165 см от уровня земли. Некоторые исследователи отмечают также такую закономерность восприятия витрины, как направленность внимания, когда у преобладающего большинства потребителей взгляд оказывается устремленным в нижнюю ее часть, в трети случаев - прямо перед собой и лишь в каждом десятом случае - в верхнюю ее часть. (Кениг Т. Психология рекламы. М., 1925. С. 109//Ш материалам: Усов В.В. Природа эстетического в рекламе. С. 252.)
Нормы освещенности витрин:
Категории улиц и дорог и виды площадей | Характеристика товаров по тону и примеры товаров | Наименьшая средняя освещенность, лк |
Магистральные улицы общегородского значения; площади: главные, перед крупными общественными зданиями и сооружениями, у торговых центров и рынков, вокзальные | Светлый: фарфор, белье. Средний: продукты, книги. Темный: ткани, меха. | 500 750 1000 |
Магистральные улицы районного значения; | Светлый: фарфор, белье. | 400 |
Площади жилых и промышленных районов | Средний: продукты, книги. Темный: ткани, меха | 500 750 |
Улицы и дороги местного движения, пешеходные дороги | Светлый: фарфор, белье. Средний: продукты, книги. | 300 400 |
| Темный: ткани, меха | 500 |
Наиболее употребительными являются следующие приемы выкладки товаров в витрине (Более подробно об этом см.: Ф.Г.Панкратов, Г.К.Серегина, В.Г.Шаку-рин. Рекламная деятельность. М., 1998. С. 164-166.):
• ступенчатая композиция - чаще используется при демонстрации продовольственных товаров;
• пирамидальная - применяется, как правило, при показе предметов некрупного масштаба - обуви, парфюмерии, электротоваров, винно-водочных изделий, реже - текстиля;
• диагональная - характерна для товаров, функционирование которых связано с динамикой - спортивных принадлежностей, садового инвентаря некрупного масштаба, бижутерии;
• горизонтальная, где все предметы размещены по единой линии - свойственна крупномасштабным предметам - мебели, электрооборудованию, строительных материалов;
• наклонная (используются держатели, кронштейны, блоки и т.п.) - способствует демонстрации не только самих предметов, но и их марки, сорта, состава, способа приготовления и аналогичных дополнительных сведений;
• дугообразная, развертывающаяся вокруг смыслового центра - фирменного знака предприятия-изготовителя или предмета-символа (например, самовара в витрине кондитерских изделий);
• веерная - специфична для демонстрации тканей - их цветовой гаммы, фактуры, особенностей драпировки.
На особенности выкладки товара влияют такие факторы, как объем витринного пространства и его глубина (от этого, к примеру, зависит количество плоскостей и планов размещения товара), характер предметов (так, детские товары предполагают наличие динамических конструкций). Специфика композиции определяется также формой представляемых предметов: пассивные формы товаров - округлые, овальные, симметричные - могут быть динамизированы композицией (веерной, дугообразной, диагональной), но не определяют ее характера в той мере, как активные формы (одежда, игрушки, посуда), предполагающие направленность композиции витрины.
Характер выкладки влияет на особенности товара, когда наиболее статичные витрины - ступенчатые, пирамидальные, горизонтальные - выглядят презентабельно, стабильно, устойчиво, в то время как диагональные композиции или комбинированные более легки, неустойчивы, динамичны. В той же степени, что и все диагональные композиции, динамичен и достаточно сложный по форме принцип радиально-симметричной группировки, где центр изображения находится не в геометрическом центре плоскости, а в одном из углов витринного пространства. Те же качества присущи симметричным и асимметричным композициям.
Витрина генетически родственна вывеске, назначение которой - информировать о торговом предприятии и его профиле. Первоначально вывеска и витрина были неразличаемы, их функцию выполняли товары, вывешиваемые для демонстрации их качеств в местах их продажи, впоследствии прямую демонстрацию предметов заменило их изображение, позже дополненное текстом, а затем - и замененное им. В идеале, вывеска и витрина должны создать особую атмосферу, которая характерна для данного магазина. Причем, достижение подобного эффекта не предполагает проявлений суперсовременного финансово-технологического гигантизма: громоздких дорогостоящих средств или особенной технической оснащенности.
Так, витрина парижского салона Nina Ricci (Образцы витрин представлены в журнале «Реклама и дизайн на улицах Москвы». М.,1999. №3. С. 122-125.) выполнена в традициях постмодернистского минимализма, где лаконичное пространственное решение - круглый стол с несколькими дамскими сумками и дополнительная плоскость неправильной формы стекла с небрежно разбросанными темными очками - дополняется лаконизмом колористической гаммы с многочисленными переходами от бежевого к коричневому. Однако психологическим акцентом композиции становится манекен, как бы невзначай прислоненный к столику. Неожиданность присутствия этого предмета воспринимается как загадка, разгадывая которую потенциальный покупатель оказывается вовлеченным в тот особый мир, который и представляет Nina Ricci.
Столь же сдержанна витрина салона Louis Vuitton, где главным персонажем становится не предмет (таковых - несколько), а фон - бело-желтое шахматное поле, обрамленное аналогичным мелкомасштабным орнаментом рамы. Оригинальное объемное решение представляет витрина магазина Kiton, где подиум треугольной формы занимает пространство между наружным стеклом и боковой стороной лестницы, расположенной внутри салона. Эту пространственную диагональ подчеркивает динамизм двух манекенов, которые как бы замерли, поправляя галстуки. Ритмичное повторение поворота и наклона головы, положения рук и ног создает своеобразное ощущение застывшего движения или танца.
Дополнительный эффект витринам придает отражение в них фасадов расположенных напротив домов, за счет чего демонстрируемое пространство углубляется и расширяется, в нем появляются дополнительные планы и смыслы. Здесь в зависимости от установки воспринимается то интерьер витрины с его персонажами, то сам наблюдатель в данном же интерьере, отражающийся в зеркальном стекле, то дом напротив со стоящим на его фоне наблюдателем, отражаемый витриной, сквозь зеркальную поверхность которой проступает мир предметов от Кристиан Диор.
Таким образом, витрина является активным конструктивным средством формирования городского пространства и решает, по сути, те же задачи, что и архитектура в целом. Витринное пространство должно быть также соотнесено с экстерьером здания и со всеми элементами городской среды, а также с особенностями восприятия этого типа рекламы не только с зоны тротуара, но из движущегося транспорта, а также с противоположной стороны улицы. При подобном изменении масштаба композиции витрина воспринимается как деталь общей композиции, образованной соседними витринами, что позволяет представлять подобные информационные блоки как составляющие единое целое, как части масштабного диптиха или триптиха. Витрина в той же степени, что иная рекламная информация наружного пространства - панно, вывеска, плакат, табло, динамическая конструкция - обладает образностью, целостностью, гибкостью и образует с городской средой интегральный комплекс.
Диалектическую связь наружной рекламы с архитектурой принято рассматривать как (Более подробно об этом см.: Устин В.Б. Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды. Диссерт. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. М., 1984. На правах рукописи. С. 55.):
- синтаксическую, основанную на подчинении рекламной информации архитектуре - например, исторической застройке;
- дифференцированную, характеризующуюся противопоставлением рекламы архитектуре для выделения и активизации первой - как правило, используется в типовой застройке;
- интеграционную, дополняющую особенности архитектуры - часто применяется в современных общественных центрах;
- синкретическую, построенную на полном слиянии функционально-художественных качеств информации и архитектуры - например, уникальных общественных зданий - выставочных павильонов, ресторанов, мотелей, торговых центров.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература