2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
Процесс тиражирования образцов высокой культуры был отмечен как безусловно негативный еще в начале века, и рассматривался он в связи с проблемой демократизации культуры. Идея кризиса высокой культуры, умирающей в омассовлении, высказывалась Х.Ортегой-и-Гассетом, О.Шпенглером, Н.Данилевским, С.Франком и многими другими философами, считающими, подобно Н.Бердяеву, что «демократическим путем не могут создаваться «науки» и «искусства», не творится философия, и поэзия», а «закрытие аристократических источников культуры есть иссякновение всяких источников». (Бердяев Н. Философия неравенства. Берлин, 1923. С.229.)
Единственным способом сохранения культуры, в том числе художественной, они считали ее дегуманизацию - то есть, исключение из сферы интересов художника привычных для человека реалий, считая, что сделать культуру недоступной - значит, спасти ее. Принципиальное отрицание искусства как способа познания и отражения жизни и резкое противопоставление художника «элиты» и «человека массы» стало программой «нового искусства». В данных концепциях элитарная культура мыслилась как образование, максимально удаленное от невежественных масс, где доступный им принцип отражения жизни заменяется системой знаков, выражающих только позиции художника и порождающих отсутствие критериев адекватного понимания предмета культуры.
Сразу оговоримся, что в современной исследовательской литературе данная позиция оспаривается, а термин «элитарное» становится синонимом «высокого». В таком аспекте рассмотрения элитарная культура предстает как совокупность коллективного опыта и знаний, аккумулированных в произведениях художественного творчества, как формирующая деятельное, активное сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.
Защитники подлинного и уникального еще в начале века - то есть, до фактического рождения таких коммуникационных систем, как телевидение и компьютерная связь - предсказывали неизбежное снижение вкуса потребителя копий, в качестве которых выступали не только многочисленные репродукции, в изобилии украшавшие салоны, гостиные и кабинеты, но и рекламная продукция, интенсивно тиражирующая копии модных в то время полотен (в частности, символистов и, прежде всего, А.Беклина, художников стиля модерн и самого яркого из них О. Бердсли и т.п.) Опровержение этим прогнозам было дано еще в 30-е годы в эссе немецкого культуролога Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху технического репродуцирования», где автор не только констатирует историческую неизбежность и социальную обусловленность этого процесса возрастающим значением массы в современной жизни, но в качестве его положительных эстетических моментов отмечает усиление публицистичности, тяготение к документальности, демократизацию искусства: «Приблизить вещи и очеловечить их есть столь же настойчивое стремление современных масс, как и тенденция преодолевать уникальность явления через его репродуцирование». (Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное: Средства массовой информации и репродуцируемое искусство. М., 1981. С. 23.)
В качестве же отрицательного фактора, сопутствующего активизации репродуцирования Вальтер Беньямин отмечает распад особой атмосферы, окружающей подлинное произведение искусства - ауры, нарушение той целостности произведения со средой, его художественным контекстом, которое становится неизбежным при его изъятии из такового и переводе типа функционирования произведения из уникального в тиражированное.
Подобным соотношением тиражированного и уникального выступает и соотношение рекламы и искусства, образцы которого неповторимы, индивидуальны в той же степени, в какой нетипичны, уникальны образы самой действительности, в то время как информация, представляемая рекламой, обусловлена характеристиками продуктов серийного производства. Ввиду этого, реклама неизбежно тиражирует типичные качества и свойства предметов, а также стандартные ситуации взаимодействия вещи и человека. Кроме того, опираясь на повторяемые психофизиологические реакции, реклама вынуждена вырабатывать свой собственный язык, эстетические характеристики которого также достаточно стандартизированы.
Так, в рекламе бытовых предметов акцентируются, прежде всего, потребительские качества товара: престижность, функциональность, надежность. Предельным выражением этой стандартизации свойств товара, прогнозируемости его свойств и характера их проявления становится рекламный девиз, объединяющий разнообразные товары - от чайника до пылесоса - единой характеристикой, предельно унифицирующей индивидуальность каждого предмета, оставляя в сознании представление о том, что Electrolux - это все, что «сделано с умом», Tefal - это тот, кто «думает о нас» и т.п.
В высоком же искусстве даже привычные, обыденные вещи наделяются индивидуальностью, характером, имеют собственную биографию и символизируют определенные культурные Ценности. Так, в голландском натюрморте лимон становится символом умеренности, опрокинутый бокал - воплощением скоротечности бытия, а песочные часы, череп и т.п. в работах на тему Vanitas - символами бренности и суеты сует. Однако кроме общекультурного, типизированного содержания вещи в произведениях искусства наделяются и абсолютно индивидуальной характеристичностью. В натюрмортах мирискусников мир вещей, предметов эстетизируется, наполняется особой красотой, где основным характером взаимоотношений вещи и ее творца становится неутилитарное любование. Вещи в картинах Матисса проявляют себя активно, порой - агрессивно, наполняя пространство особой энергией, экспрессией.
Типизации и упрощению подвергается также любая ситуация, любой жанр искусства, тиражируемый рекламой. Сопоставив, к примеру, туристическую рекламу европейских столиц и Париж, увиденный глазами импрессионистов, или Мадрид на картинах Гойи, можно отметить, что лицо, характер, индивидуальность города превращается в семантически определенный знак, становящийся в известных условиях заменителем имени. В качестве такого обозначения Египта в рекламных проспектах выступают пирамиды, Парижа - Эйфелева башня, Москвы - Кремль, Мадрида - коррида, Рима - амфитеатр Флавиев, Америки - Статуя Свободы. Это приводит к формированию определенных клише, устойчивых стереотипов, где все богатство исторической жизни города или страны сводится к одному ее эпизоду, проявившему себя в некоем монументальном сооружении. Поэтому, сознание, продуцируемое рекламой, ограничено определенными представлениями о том, что узнать и понять Англию, Францию, Германию возможно, побывав на Трафальгарской площади, побродив по Мон-Мартру, увидев Берлинскую стену, и постичь таким образом все, что рекламой отождествлялось с целой страной, ее спецификой и ментальностью.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература