14.1. Проблемы классификации рекламы
Попытки классификации рекламы, систематизации ее отдельных видов в группы и категории, осуществлялась многими специалистами - как теоретиками, так и практиками - сначала на Западе, а затем и в отечественной науке. Очевидно, что подобных систем существует и может существовать ровно столько, сколько имеется оснований для таковых классификаций. Несмотря на многообразие подходов к данной проблеме, можно выделить несколько основных таких систем:
• По воздействию на органы чувств: акустическая, оптическая, оптически-вкусовая, оптически-осязательная, оптически-обонятельная. (Гекль Б. Средства рекламы, их создание, оценка и использование. Прага, 1962. Куренина С. и Сухановская Р. Печатная торговая реклама. М., Экономика, 1966.)
• По технической однородности - по видам и средствам исполнения: печатная, световая, акустическая, телевизионная, кинореклама и т.п. Пользуясь тем же основанием, все средства рекламы делят на периодические, прямые, радиотелевизионные и изобразительные.
• По месту и времени воздействия: реклама в быту, на улице, в общественных помещениях, в витринах магазинов, в торговых залах, на презентациях, ярмарках, выставках. Авторы начала века включали в эту группу и рекламу, «распространяемую с аэропланов» (Mataja V. Die Reclame, Berlin; 1910.). С точки зрения основных направлений распространения рекламы рассматривает ее модификации Э.Е.Старобинский, (Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. М., 1988.) выделяя рекламу печатную, наружную, прямую почтовую, радиорекламу и телевизионную, рекламу на транспорте, витринную, сувенирную рекламную продукцию. Следуя этой логике, но учитывая и особенности технологии изготовления (выполнения) рекламы, рассматривает ее типы В.Перепелица, (Как сделать рекламу эффективной или Как стать известным. - Ростов н-Д, 1997.) обозначая их как «рекламные каналы». В целом эта классификация соответствует принятой еще в 1960-е годы Международной торговой палатой, (Беклешов Д.В., Воронов К.Г. Реклама в торговле. М., 1968.) которая сводится к следующему:
• Пресса (национальная, местная, общие журналы, торгово-технические журналы).
• Реклама наружная и реклама на транспорте.
• Кино.
• Радио.
• Телевидение.
• Прямая реклама (по почте и лично).
• Выставки.
• Витрины и выкладки товаров внутри магазинов.
• Образцы, подарки, премии и др.
• Справочники (телефонные, железнодорожные расисания, театральные программы и др.).
• Исследования (эффективности рекламных средств, за исключением исследования рынков).
• Прочие.
• Содержание рекламного отдела рекламодателя, особая оплата услуг рекламных агентств, консультаций.
Эта классификация достаточно презентативна, но вместе с тем, малоэффективна, так как стремление наиболее полно отразить все виды рекламной деятельности привело к размытости концепции, где представлены наравных средства рекламы, рекламные исследования, расходы на рекламу и прочее.
Добавим, что наряду с перечисленными, существуют и иные классификации рекламы - по способу ее распространения (рассылка по почте, объявления в газетах и т.п.), по ее участию в различных сферах деятельности человека, где выявляется общность содержания и направленности рекламы (так, реклама может быть разделена на политическую, торговую, промышленную, бытовую и т.п.). Здесь реклама рассматривается как один из видов художественно-практической деятельности, как стремящаяся к отображению действительности во всей ее полноте и разнообразии.
Это становится возможным при преимущественном тяготении рекламы, ее разнообразных типов и видов, к определенным качествам и свойствам реальности. Так, к примеру, визуальное и звуковое пространство принципиальным образом различно, и выразить его специфику можно только адекватными, столь же специфическими средствами. Отсюда - существование различных типов и видов рекламы, напрямую соотносящихся с видами искусства.
Реклама, соответственно морфологии искусства, может быть представлена в виде следующих групп: статическая, динамическая, синтетическая, словесная. Эти структуры, в свою очередь, образуются различными видами рекламы, соответствующими различным видам искусства. Данную классификацию легко продолжить и расширить, подробно зафиксировав все существующие модификации указанных разновидностей. В этой группе статических искусств: живописи, графики, фотографии, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства - и соответствующих им видов рекламы можно выделить конкретные рекламные формы. Так, живописная реклама может быть представлена плакатом, панно, архитектурная - произведениями малых форм (стендами, витринами, указателями), а также павильонами, зданиями, выставочными комплексами. Функцию рекламы могут выполнять и не имеющие прямого выставочного или торгового назначения здания. К примеру, многие банки сегодня начинают рекламную кампанию по созданию имиджа именно с архитектурного проекта, где современные технологии, дорогие строительные материалы, оригинальный дизайн внутреннего и внешнего пространства помогают выделить эту архитектурную единицу из контекста обыденной городской среды и становятся лучшим гарантом стабильности этого учреждения.
Вместе с тем, эта схема является в значительной мере условной. Это связано, в первую очередь, с тем, что сама реклама - это не просто некий вторичный продукт, производный от отдельных видов искусства, но художественная деятельность, синтетическая по своей природе. Отсюда - стремление рекламы к смешанным формам, где различные типы художественного отражения действительности существуют в неразрывном единстве.
И если в одних из видов рекламы (плакат, этикетка) ведущим становится изобразительный ряд, то в стендах, проспектах, каталогах основным средством выразительности выступает слово. Рекламный же ролик, шоу, презентация и иные виды рекламных форм синтетичны изначально, как тяготеющие к театральному и киноискусству. В значительной мере эти тенденции рекламы отражают закономерности развития искусства и отдельных его видов, в эпоху постмодернизма стремящихся к взаимодействию, сближению, синтезу. Как в искусстве, так и рекламе, соотношение, противоборство, взаимотяготение между этими составляющими исторически подвижно и изменчиво. Однако, реклама вслед за искусством, а иногда и выступая в авангарде этих процессов, стремится к образованию все новых видов и форм, как правило, именно синтетических.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература