11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
Симптоматично, что дети представляются рекламой как объект (атрибут) типично женских игр. Вокруг проблем, связанных с детьми, формируются целые рекламные циклы: это реклама средств, помогающих уберечь детей от различных опасностей - инфекции (Safegard), царапин (пластырь), спасающих при недугах (Panadole), способствующих поддержанию аккуратности (стиральные порошки), выступающих условием ддя всестороннего развития ребенка. Благодаря средству Lenore выступление дочки становится успешным, так как юбка, обработанная этим составом, легка, воздушна и сохраняет антистатические свойства. Столь же необходимым условием для занятий в балетной студии становятся белые гольфы, легко отстирываемые порошком Ariel, аналогичным образом восстанавливают первоначальный облик джинсы после игры в футбол и мастерского броска за мячом.
Перечисленные атрибуты целиком вписываются в концепцию представлений матери о ребенке, общества о ребенке и общества о матери, где упомянутые рекламные формы вызывают многочисленные аллюзии типа: «дети достойны заботы», «лучше всех заботу о детях осуществляет мать», «мать любит своих детей», «мать знает, как способствовать развитию ребенка» (буквально - в рекламе Nesquick'a: «Мама знает, что хорошо для сына!»). А отсюда - прямое следствие: эта мать знает, как помочь ребенку самоосуществиться - все матери, потребляющие данный товар, способствуют росту индивидуальности своих детей - почему бы тебе не поступать аналогичным образом?
Данным стереотипам соответствуют определенные же игры, где выделяются следующие:
• «Все дети - грязнули!» (реклама стиральных порошков, отбеливателей и т.п.),
• «Они такие неловкие и беспомощные!» (реклама памперсов, средств для дезинфекции помещений и т.п.),
• «Дети должны хорошо учиться!» (мальчик в школе поранился),
• «Дети должны слушаться старших!»,
• «Наши дети не такие, как мы в молодости» (реклама чипсов, тонизирующих напитков, сладких батончиков - к примеру, реклама Snikers'a с падающей в квартире стеной).
Не стоит говорить о том, что почти полное отсутствие игр «Помоги родителям!», «Удачи тебе!», «Мы спокойны за тебя!», «Дети - наша гордость и наше будущее!» и т.п. в полной мере отрясает процесс инфантилизации молодежи, объективно обусловленной ее поздней социализацией, позволяющей рассматривать юношеское сознание как предмет изучения геронтологии. Еще раз подчеркнем: это пространство дома, представленное рекламой, может рассматриваться в качестве игрового, где все необходимые трансакции персонажей осуществляются в строгом соответствии с определенными правилами, отход от которых может привести не только к неуспеху рекламной кампании, но и восприниматься как покушение на сами основы миро- и жизнеустройства. Характерно, что реклама, как любая игра, не только воспроизводит стереотипы культуры (заботу о детях и близких, приготовление пищи и т.п.), но также представляет их чисто игровое, ироническое переосмысление. Основой подобного осмысления действительности становится попытка преодоления пространства нормы, общезначимости и выхода в мир свободы, где возможное преобладает над обязательным. Однако это дистанцирование от мира весьма редко приводит к саморефлексии, самопародированию и ограничивается, по преимуществу, выходом во внешне комическую трактовку событийности. Своеобразной оппозиционной парой, иллюстрирующей обозначенное положение, представляется тезис и антитезис в рекламе напитка Coca-Cola. Здесь буквально каждый ее элемент становится знаковым: полное решимости и воли к победе лицо юноши, заиндевелое от Мороза, свист ветра, горный пустынный пейзаж, альпинистское снаряжение, последние метры дистанции, преодоленные в последнем усилии, наконец - водружение флага на взятую высоту и радостный крик героя - все это необычайно интенсивные стимуляторы для преобразования потенциальной покупательской активности в ее интенциональное качество.
Последующий же эпизод выдержан в тональности легкого юмора: на безлюдной, как казалось первоначально, высоте герой обнаруживает множество развевающихся флагов-вымпелов ее предшествующих покорителей. Но желая оставаться лидеров при любых обстоятельствах, он поднимается на несколько ступеней складной лесенки и все-таки остается первым. Эти эпизоды решены как героический и пародийный, и семантика их знакового наполнения выступает как антитетическая: неприступные горы из первого раздела рекламы во втором заменены лесенкой - хрупкой и неустойчивой, мужественная решимость героя сменяется недоумением и озорством, серьезный настрой - пародией, шуткой, а юный герой превращается в дурачащегося подростка.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература