1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
Итак, в процессе развития культуры происходят качественные сдвиги не только в структуре восприятия, но и в самом характере общественно закрепленных норм и эталонов, вырабатываемых в процессе человеческой деятельности. Эстетическое становится ценностью тогда, когда оно в точности соотносится не только с определенными духовными устремлениями, потребностями, идеалами субъекта, но и с культурными нормами в целом. Поэтому представления о красоте исторически изменчивы, а одни и те же формы в разные эпохи воспринимаются то как прекрасные, то как безобразные, то как эстетически нейтральные.
Так опосредовано типом культуры восприятие вытянутых форм, являющихся нормой в готическом стиле или стиле модерн, но воспринимаемых культурой классицизма и, соответственно, неоклассицизма как структурную и эмоциональную гиперболу, не соответствующую природным, естественным формам. Культурно опосредованным является и восприятие круговых или прямоугольных конструкций, применяемых как на бытовом уровне, так и на уровне художественном. Поэтому в качестве эстетических ценностей могут выступать противоположные принципы формообразования: прямая и обратная перспектива, симметрия и асимметрия, лаконичность и склонность к избыточности декора, закрытая и открытая конструкции. Это означает, что законы прекрасного находятся не в математических или физических, объективно существующих закономерностях, а в совокупном - общественном и эстетическом - опыте, определяющем характер содержания произведения.
Нормами культуры обусловлено эстетическое восприятие и цветовой палитры художественного произведения, где один и тот же цвет может приобретать различное ценностное содержание. К примеру, в некоторых странах Восточной Азии белый цвет является траурным, желтый означает банкротство, зеленый как священный в странах ислама несет позитивный смысл, и профанирующие его рекламные сообщения могут восприниматься в качестве эстетически безобразных.
Черный цвет в некоторых странах Восточной и Передней Азии, а также Африки, в отличие от европейской традиции, оценивается как позитивный, священный в противовес белому, ассоциирующемуся с силами зла. (Параллельно отметим, что в настоящее время в европейской культуре черный цвет становится знаком престижа и, если говорить о рекламе, то используется, по преимуществу, при презентации дорогих эксклюзивных товаров). В Марокко особую эстетическую значимость имеют желтый и красный цвета, в Эфиопии - красный, зеленый, голубой коричневый. В Индонезии и Индии оранжевый цвет связывается с правящей династией Нидерландов и колониальным рабством и, следовательно, эстетически воспринимается резко негативно, поэтому применять его в рекламе, адресованной этим странам, следует с большой осторожностью.
Однако встречаются и культурные парадоксы, как, к примеру, в некоторых странах тропической Африки, где большим ценностным значением отличаются зеленый и черный цвета в монохроматической гамме, используемые в упаковке мясных консервов. Эта условность сложилась в период колониализма, когда консервы в подобной упаковке употреблялись лишь белыми, которыми они снабжались из интендантских складов. Подобный парадокс источником имел неадекватный культурный «перевод» знака одной культуры на язык другой, когда элементарная для одной культуры форма (черная или зеленая этикетка без каких-либо графических знаков), не имевшая знаковой или ценностной нагрузки, другой культурой воспринималась как ценностно наполненная и эстетически прекрасная.
Точно так же особой эстетической значимостью наполняются элементы быта, связанные с традицией. В их числе не только мода, одежда, особенности жилой среды, но и тип лица и его пропорции, а также пропорции тела вообще. Очевидно, что внешность европейца отнюдь не является культурным стандартом для представителя иной расы (и - наоборот), и именно эстетические стереотипы восприятия - в большей степени, чем, скажем, национальная фобия - определяют представление о физической красоте определенного народа, а также эстетические стандарты в целом. Отсюда - совершенно необходимое требование к рекламе учитывать национальную специфику представлений о прекрасном у адресата рекламы.
Между тем, эти культурные стереотипы так же исторически изменчивы. И в зависимости от того, какой тип отношения человека к миру планирует воссоздать в рекламном произведении его автор, на те представления о прекрасном он и должен ориентироваться. Тип красоты, передающий ощущение радости жизни и воплощенный в переизбыточные формы, который был главенствующим в эпоху барокко и представлен живописью Рубенса, начисто отвергается эстетикой классицизма с его стремлением к гармоничности и рациональности форм. Аналогичным образом, как образец эстетически безобразного воспринимались на Руси в XVII веке проникшие в русскую иконопись западные принципы выразительности. Так, протопоп Аввакум возмущался образом спаса-Эммануила: «Леце одутоловато, уста червоныя, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые... лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя...». (Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании // Пустозерская проза, М., 1989. С.102.)
Аналогичным образом ощущает проблему прекрасного в иконописи епископ Анатолий (Мартыновский, 1793-1872), отмечающий, что менее правильные с точки зрения пропорций произведения могут иметь большую ценность как соответствующие духовному смыслу передаваемого ими содержания. Резко критически оценивает епископ Анатолий картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, Брюллова, как полные произвольной фантазии, чувственности и натурализма. (Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики//Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С.19.)
Таким образом, физические свойства формы и цвета выступают как аксиологически нейтральные, приобретая значимость лишь в определенном культурном контексте. Отсюда - специфическая методология эстетики, где ведущим становится принцип диалектического историзма, а эстетические феномены характеризуются с учетом присущего каждому из них темпорально-пространственного континуума. Этот метод позволяет, с одной стороны, рассматривать явления в динамике, развитии, с другой - предполагает структурный анализ явления как определенной системы элементов, пребывающей в статичном состоянии.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература